Школа Курта Левина
Шко́ла Ку́рта Леви́на, условное название системы научных связей исследователей и изучаемых ими проблем, образованной вокруг фигуры немецкого и американского психолога К. Левина. Исследования школы были объединены концептом динамики и последовательно сосредоточивались на трёх основных темах: психологической теории поля, теории фрустрации, социальной психологии малых групп. В развитии школы выделяются два основных периода: берлинский (1920–1933) и американский (1933–1947).
Берлинский период (1920–1933): формирование теории поля и исследовательской группы К. Левина
В 1920 г. Левин получил право читать лекции и работать с докторантами в Берлинском университете. Он занял полноправное место в Психологическом институте, руководимом В. Кёлером, и включился в основную тематику исследований в рамках гештальтпсихологии. Первоначально Левин занимался прикладными исследованиями действий (в рамках психотехники, совместно с О. Липманом и Х. Руппом).
Среди его первых учеников были иностранные студенты. Так, он являлся неформальным куратором группы японских студентов, с 1923 г. сотрудничал с группой студенток, приехавших из России. Для лучшего объяснения основ гештальтпсихологии он применял в своих лекциях приёмы визуализации, от изображения психологических понятий в виде схем до использования снятых им самим небольших кинофрагментов, отражающих поведение ребёнка в определённой ситуации.
Исследователи отмечают от 15 до 20 докторских работ, подготовленных под руководством К. Левина или при его участии (в частности, совместно с В. Кёлером) в берлинский период. Одним из первых его докторантов был Ришар Мейли (Richard Meili, 1900–1991), который в феврале 1926 г. защитил диссертацию на тему «Исследование упорядочивания предметов».
В 1926 г. Левин опубликовал работу, в название которой вынес основные понятия, составлявшие предмет его научных интересов: «Намерение, воля и потребность». С этого момента можно отсчитывать начало цикла экспериментальных исследований в области психологии действия, воли и аффектов, выполненных им совместно с учениками. Они публиковались в журнале Psychologische Forschung («Психологические исследования») в рубрике Studien zur Handlungs- und Affektpsychologie («Исследования психологии действий и аффектов») вплоть до 1938 г. Левин не подписывал работы своих учеников как соавтор, но инициировал исследования, осуществлял научное руководство, выступал как редактор, а иногда даже был испытуемым.
Для всех работ берлинских диссертантов Левина характерен экспериментальный метод, в котором значительное место было отведено наблюдению и постэкспериментальному опросу. Работы по психологии действия и аффектов группировались вокруг пяти основных тем: незаконченных и прерванных действий, замещающих действий, насыщения, гнева, уровня притязаний. Для Левина весь этот цикл работ был связан с исследованием динамики напряжения в психологических системах.
1. Незаконченные и прерванные действия
Б. В. Зейгарник (Zeigarnik. 1927) показала, что в случае прерывания действия сохраняется желание закончить его выполнение (или начать заново), и незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые. Феномен получил название «эффект Зейгарник». При объяснении динамики психологического напряжения индивида Левин часто ссылался на эффект Зейгарник: психологическое напряжение связано с незавершённостью ситуации, а после выполнения задачи энергия высвобождается и напряжение ослабевает.
М. А. Овсянкина описала стремление возобновить выполнение прерванных задач, получившее название «эффект Овсянкиной» (Ovsiankina. 1928).
Г. В. Биренбаум изучала явление забывания совершённого действия и выделила различные факторы, влияющие на этот процесс: характер человека, эмоциональный фон, связь действия с другими намерениями (Birenbaum. 1930).
2. Замещающие действия
В. Малер обнаружила, что различные виды замещающих действий могут снять напряжение, а также нейтрализовать тенденцию к возобновлению незавершённых действий (Mahler. 1933).
К. Лисснер, продолжая исследования замещающих действий, показала, что, если испытуемый субъективно оценивает задания как схожие, возможность замещения одного действия другим повышается (Lissner. 1933 ).
Первоначально психоаналитические представления о замещении в этих работах получают иную трактовку, основанную на гештальтпсихологии и теории поля. Позднее по инициативе Левина М. Хенле (1942) провела серию из 15 экспериментов, которая в целом подтвердила полученные ранее результаты.
3. Психическое насыщение
А. Карстен провела экспериментальное исследование психического насыщения при многократном выполнении одного и того же действия, которое в конце концов приводит к отказу от продолжения (Karsten. 1928). Карстен показала, что психическое насыщение не равно мышечному утомлению: если экспериментатор вводил новый смысл для продолжения выполнения задачи, испытуемые оказывались способны на это.
Психическое насыщение стало темой работы и самого Левина (Lewin. 1928), который рассмотрел прикладное значение этого понятия для психотехники. Частое механическое повторение действия может привести к снижению продуктивности. До настоящего времени насыщение – важное понятие психологии обучения, а также психологии труда.
4. Исследования действий и аффектов, связанные с понятием гнева
Т. В. Дембо провела исследование по теме «Гнев как динамическая проблема» (1930, опубликовано в 1931), которое показало, что барьер, препятствующий попыткам человека достичь цели, провоцирует возникновение гнева, только если человек окружён ещё и внешним барьером, мешающим ему покинуть поле. Исследование Дембо было одной из самых революционных работ, выполненных под руководством Левина. Исследовательский метод в нём претерпевает существенные изменения: психологический эксперимент впервые становится социальной ситуацией. Новизна заключалась также в том, что впервые была экспериментально создана ситуация возникновения чувств (гнева как реакции на неразрешимую задачу).
5. Успех, неуспех, уровень притязаний
В работе Карстен влияние успеха напрямую не исследовалось, но она отметила, что успех являлся фактором, отсрочивающим насыщение. При поддержке Карстен и под руководством Левина, а также в продолжение линии, заданной работой Дембо, Ф. Хоппе сосредоточился на исследовании внутренних факторов успеха и неуспеха (Hoppe. 1930). Эта работа стала одной из наиболее влиятельных среди всех работ школы Левина. Хоппе обнаружил, что переживание какого-либо достижения как успешного или нет зависит от уровня притязаний; один и тот же результат может переживаться в одном случае как успех, в другом – как неудача.
Сам Левин продолжил эту линию исследований в своей работе (Lewin. 1931), в которой проанализировал психологические факторы поощрения и наказания.
Диссертационные исследования учеников Левина выполнялись одновременно с разработкой его собственной топологической концепции, углубляли существующие научные представления о потребностях, выделяли внутренние и внешние факторы, способствующие их ослаблению (насыщение, завершение) или напряжению (волевому и эмоциональному, в случае наличия барьеров и их успешного или неуспешного преодоления). Практически все эти работы использовали предложенный Левином (Lewin. 1922) методический приём «введение в заблуждение», который только и сделал возможными исследования подобного рода.
Во 2-й половине 1920-х гг. сложилась ещё одна линия исследований, связанная со всеми обозначенными выше темами. Левин отметил, что на поведении ребёнка действие сил поля отражается более непосредственно, в нём ярче проявляется изучение функциональных возможностей предметов, реагирование на естественные барьеры обыденного жизненного пространства. Это привело Левина к исследованиям в области детской психологии. Так, выпущенная В. Штерном в 1927 г. книга «Детская психология» проиллюстрирована кадрами из снятых Левином фильмов, фиксирующих поведение детей. Левин предложил принципиально новый подход к изучению детского развития: с точки зрения теории поля основной интерес представляют не стадии развития или типичные характеристики ребёнка определённого возраста, а различные силы среды, жизненного пространства, в котором ребёнок существует. Этот подход был реализован в нескольких выполненных под руководством Левина работах.
С. Фаянс исследовала факторы успеха и неудачи, а также феномен психического насыщения в младенчестве и раннем возрасте (Fajans. 1933).
С. Слиозберг исследовала условия замещения предметов у детей 3–6 лет; она показала, что замещение предметов в игровых ситуациях происходит быстрее, чем в реальных, и становится легче по мере взросления ребёнка (Sliosberg. 1934).
М. Юкнат изучала факторы, влияющие на выбор уровня лёгкости (трудности) задачи у детей и взрослых, особенно – влияние достигнутого успеха или неудачи на выбор последующих задач (1936, опубликовано в 1937).
Среди учеников и докторантов Левина этого периода можно упомянуть также А. Фройнда, Г. Шварца, С. Форер.
Серия эмпирических исследований, проведённых берлинской исследовательской группой Левина, была объединена по смыслу и связана с базовыми принципами его теории поля (1922–1931). Конечно, эти исследования едва ли можно рассматривать как последовательную реализацию некоего исходного плана; скорее, в их единстве проявилось присущее Левину мастерство концептуального обобщения. Опираясь на результаты проведённых исследований, а также на идеи своего учителя Э. Кассирера, в работе 1931 г. Левин уверенно провозглашает галилеевский способ мышления в психологии, призывает к динамизации понятий, к разработке психологического эксперимента в естественно-научной парадигме. И затем представляет попытку подобной перестройки психологии в виде своей теории поля.
Результат берлинского периода: концептуализация теории поля
Теория поля Левина основана на топологии как подразделе математики, однако получает психологическую интерпретацию. Согласно Левину (1936; 1942), поведение V (Verhalten) всегда есть функция f взаимоотношений между человеком P (Person) и средой (жизненным пространством) U (Umwelt): V = f (P,U). Жизненное пространство постоянно меняется, не является однородным. Силы поля, имеющие разную валентность, действуют на человека в каждый момент времени, вызывая его передвижение по жизненному пространству (локомоцию) с учётом барьеров. Некоторые события и структуры поля носят квазисоциальный характер, вызывая квазипотребности. Топологически жизненное пространство Левин обозначает кривой Жордана, человека – точкой, валентности – знаками «+» и «–», барьеры – линиями внутри замкнутой области, движения (не только физические, но и прежде всего мотивацию) – векторами. Основные термины создаваемой теории – аффект, фрустрация, конфликт, барьер, полевое поведение, жизненное пространство, уровень притязаний – были визуализированы в схемах (а также в видеозаписях).
По Левину, поле действия личности похоже на магнитное поле, в нём действуют силы притяжения и отталкивания между предметами, людьми, группами, мыслями. Не физический окружающий мир, а переживаемое структурированное пространство Левин назвал жизненным пространством личности.
Позднее, в американский период научной деятельности Левина, в теории поля получили развитие идеи поведения в условиях действия жёстких барьеров (фрустрации), а также в условиях противостояния двух одинаково сильных факторов поля (конфликтов между двумя положительными валентностями, двумя отрицательными валентностями, одновременно положительной и отрицательной валентностью). Отношение Левина к своей теории постепенно менялось: от экспериментальных проверок конкретных гипотез во 2-й половине 1930-х гг. он перешёл к описанию теории поля как общего метода, представлению шести «фундаментальных характеристик теории поля», тем самым придав своей концепции метатеоретический характер (1936; 1941).
Распространение идей Левина в англоязычной психологии
Идеи Левина берлинского периода привлекли внимание англоязычных психологов, и некоторые из них, получив образование и учёные степени в университетах США, не только присоединились к его исследовательской группе в Берлине, но и способствовали переводу на английский язык специальной терминологии топологической теории, а позднее – адаптации самого Левина и его научного мировоззрения в США.
Н. Майер учился в Берлинском университете в 1925–1926 гг., в том числе у Левина, защитил докторскую диссертацию в Мичигане (1928).
Дж. Ф. Браун выполнил в Берлине исследовательскую работу об уровнях реальности и нереальности в психологическом жизненном пространстве человека, основанную на идеях теории поля. Статья Брауна «Методы Курта Левина: исследование действия» (1929) в англоязычном журнале Psychological Review («Психологическое обозрение») во многом подготовила успех Левина на IX Международном психологическом конгрессе в Йельском университете (1–7 сентября 1929). Позже, двигаясь, как и Левин, в сторону социальной психологии и групповых процессов, Браун использовал теорию поля для представления среды обитания различных групп и обществ (Brown. 1936).
Перевод идей Левина на английский язык и его выступления на Международном психологическом конгрессе стимулировали ряд поездок американских исследователей, уже получивших докторскую степень, в Институт психологии Берлина специально для работы у Курта Левина по стипендии Национального исследовательского центра США. Среди них Д. Маккиннон, К. Э. Ценер, Д. Адамс. Именно Д. Адамс во время своего пребывания в Берлинском университете (1930) перевёл термин Левина Aufforderungscharakter (дословно – характер призыва, подразумевается положительный или отрицательный) на английский язык как «валентность» (valency); позже термин «валентность» перешёл обратно в немецкий язык (Valenz) и начал употребляться синонимично с Aufforderungscharakter, а затем стал общепринятым.
Дж. Франк, выпускник Гарварда, стажировался у Левина не только в Берлине (1930–1931), но и, позже, в Корнеллском университете (1934–1935); идеи Левина повлияли на его более поздние работы по групповым методам психотерапии (1959).
Д. Твитчелл-Аллен получила докторскую степень в Мичигане, работала у Левина в Психологическом институте (1931–1932). Кроме того, она жила в доме Левина и обучала его английскому языку.
Американский период (1933–1947)
После эмиграции в США (1933) Левин получил право руководить докторскими диссертациями (Университет Айовы, 1935). На основе топологической концепции ему удалось сформировать в США новую исследовательскую группу. При этом Левин адаптировал свои идеи под запросы американской психологии на прикладные исследования, в частности сделав шаг от исследования индивидуальной динамики личности к динамике социальных групп. Помимо упомянутых выше Т. Дембо, М. Хенле, Дж. Франка, Д. Маккиннона, в группу американских сотрудников и коллег Левина вошли следующие исследователи.
Г. Райт; идея Левина о жизненном пространстве личности легла в основу его научных взглядов как экологического психолога.
М. Томпсон, докторантка Левина в университете Айовы, получила докторскую степень за работу о влиянии лидерства на отношения между подгруппами разной степени привилегированности (1940).
Р. Баркер, получивший докторскую степень в Стэнфордском университете, вместе с Левином и Дембо выполнил исследование, в котором показал, что фрустрация вызывает у детей регрессию игровой деятельности различных форм и видов (Barker. 1941).
Э. Райт провёл аналогичное исследование с парами детей, чтобы наблюдать влияние фрустрации на социальные отношения (Wright M. E. 1942).
Б. Райт, докторантка Левина; её работы касались чувства справедливости и альтруизма у детей (Wright B. A. 1942). В дальнейшем она сотрудничала с Т. Дембо.
С. Эскалона (урождённая Корш) в 1935 г. из Германии приехала в США к Левину, который был другом её родительской семьи; в Университете Айовы выполнила исследование по уровню притязаний (1940).
Л. Фестингер защитился в Университете Айовы (1942). По разным сведениям, Левин был его консультантом и/или рецензентом, но сам Фестингер говорил о нём как о своём учителе.
П. Сирс получила докторскую степень в Йельском университете (1939), в начале 1940-х гг. благодаря знакомству с Левином начала исследования уровня притязаний и уделяла внимание этой проблеме на протяжении всей своей дальнейшей карьеры.
По результатам исследований уровня притязаний Левина, Дембо, Эскалоны, Фестингера и Сирс была подготовлена обобщающая работа, в которой в числе прочего излагалась теория результирующей валентности (1944).
К. Спенс (Уортинби) стал профессором в Университете Айовы в 1938 г., а в 1942 г. возглавил кафедру психологии. Он проводил исследования учебной мотивации, а также выступал в качестве важного звена в коммуникации между Левином и К. Халлом, который немало сделал для переезда и адаптации немецких психологов в США.
Р. Липпитт, а также Р. Уайт в 1939 г. вместе с Левином начали исследования паттернов агрессивного поведения в экспериментально созданном социальном климате. Работа завершилась выделением трёх стилей поведения, влияющих на достижения и удовлетворённость работой, на ней основан целый массив исследований стилей лидерства – от стилей управления (в политике и экономике) до стилей воспитания (в педагогике).
Прикладные исследования динамики в группах и организациях
Теория поля Левина приобретала всё большую социально-психологическую направленность; в результате Левин стал также основателем концепции групповой динамики. По его мнению, группа является динамической структурой, аналогичной силовому полю, что видно по взаимодействиям между отдельными членами группы. Впервые выражение «групповая динамика» Левин употребил в статье 1939 г. (Lewin. 1948. P. 75).
С этого времени исследования Левина и его коллег во многом связаны с прикладными задачами изучения групповой динамики в малых группах и организациях. Под руководством Левина были проведены исследования переоценки ценностей, изменения поведения, установок и мнений, поведения лидера, коммуникации.
А. Бавелас, один из первых аспирантов Левина в Университете Айовы, изучал динамику отношений в малых производственных группах, разработал методы обучения людей групповой работе.
Дж. Френч получил докторскую степень в Гарвардском университете, защитив диссертацию о групповой сплочённости в условиях стресса. Один из выдающихся специалистов в области применения теории поля Левина в организационных и промышленных условиях.
М. Хенле, начав с исследований восприятия под руководством К. Коффки и В. Кёлера, в дальнейшем совместно с Д. Маккинноном провела экспериментальное исследование мотивации, а также выпустила одно из первых практических руководств в этой области, основанное главным образом на идеях Левина (MacKinnon. 1948).
На основе представлений о движущих и сдерживающих силах в жизненном пространстве Левин предложил свою теорию изменений, а также подходы к работе с сопротивлением и к управлению изменениями (Lewin. 1947).
Э. Зандер, один из самых близких сотрудников Левина, участвовал в разработке понятия «сопротивление изменениям», которое в равной степени наблюдается у менеджеров и подчинённых им сотрудников.
Р. Липер во время работы в Университете Айовы (1934–1937) проявил интерес к теории Левина, анализу которой посвящена одна из его основных работ (Leeper. 1943).
Д. Картрайт сотрудничал с Левином в области исследования групповой динамики. В 1945 г. Картрайт помог Левину основать Исследовательский центр групповой динамики в Массачусетском технологическом институте (МТИ), а после смерти Левина стал директором этого центра.
Во время работы Левина в Исследовательском центре групповой динамики (а в 1947, буквально в последние месяцы жизни, Левин основал также национальную лабораторию тренинга группового развития) к числу его сотрудников присоединились следующие учёные.
М. Радке, докторская степень в Университете Миннесоты (1944), в дальнейшем известный социальный психолог, внёсший вклад в изучение социализации, а также изучение предрассудков в детском возрасте.
С. Шехтер присоединился к группе Левина в 1946 г., сразу после службы в армии, в самом начале своей карьеры социального психолога.
М. Дойч учился и работал у Левина, получил докторскую степень (1948) за сравнительный анализ психологических эффектов и производительности сотрудничающих и конкурирующих групп. Данная работа легла в основу его социально-психологического подхода к конфликтам и их разрешению.
Х. Келли, выпускник Калифорнийского университета в Беркли, авиационный психолог, пришёл к Левину в Центр групповой динамики МТИ. Докторскую степень получил уже после смерти Левина, в 1948 г., и продолжил работать в Центре, изучая убеждения в русле групповой динамики. В дальнейшем он стал одним из авторов теории социальной атрибуции.
А. Марроу, промышленный психолог, был другом и коллегой Левина в течение почти всего американского периода. Кроме того, он автор наиболее полной биографии Левина.
Одним из последних аспирантов Левина был Дж. Тибо, в дальнейшем работавший в области прикладной психологии.
Исследования Левина 1930-х и 1940-х гг., касающиеся социально-психологических различий между США и Германией (Lewin. 1936), национальных и других меньшинств, вопросов демократии, показывают, что он смог использовать свою теорию поля для объяснения межкультурных отношений и конфликтов.
В 1946 г. комиссия по преодолению расовой и религиозной напряжённости штата Коннектикут обратилась в Исследовательский центр групповой динамики Левина с запросом на проведение нескольких семинаров и конференций. В ходе этой работы Левин практиковал сессии, часто вечерние, где участники анализировали итоги дня, делились своим опытом, давали друг другу обратную связь, учились друг у друга в режиме реального времени. Так была заложена основа методологии Т-групп.
Левин проработал в США 14 лет, примерно столько же, сколько в Берлине, и его достижения этого периода не менее значительны; влияние обеих исследовательских групп на мировую психологию огромно.
«Топологическая группа»
Наряду с исследовательскими группами берлинского и американского периодов, необходимо назвать ещё одно уникальное научное сообщество, сформировавшееся вокруг фигуры Левина в американский период. Это т. н. «Топологическая группа», существовавшая с 1933 по 1965 гг. Её участники не были объединены какой-либо одной темой исследований или подходом; скорее, «Топологическую группу» нужно рассматривать как дискуссионный форум. Однако все участники отмечали лидерское поведение Левина (он, безусловно, являлся связующим звеном и мотиватором данного сообщества), а также значение группы как канала распространения и развития идей Левина. Кроме многих названных выше, в работе «Топологической группы» участвовали Р. Бенедикт, В. Кёлер, К. Коффка, З. Кох, Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Лиделл, Г. Мерфи, М. Мид, Г. Олпорт, Э. Толмен, Ф. Хайдер (друг и коллега Левина ещё с Берлина), В. Штерн, Э. Эриксон и др.
В последний год своей жизни Левин стал участником Macy conferences – междисциплинарных встреч в формате конференций (1941–1960), проводившихся в Нью-Йорке под руководством Ф. Фремонт-Смита в благотворительном фонде Дж. Мейси-младшего и направленных на активизацию взаимодействия научных дисциплин и содействие единству в науке. В этих конференциях участвовали также Г. Бейтсон, Н. Винер, К. Шеннон, здесь закладывались начала представлений о кибернетике и теории социальных систем. Осенью 1946 г. Левин представил на такой конференции свою теорию поля как в рамках гештальтпсихологии, так и в контексте социальной психологии.
Были ли исследовательские группы Левина научной школой?
Феномен исследовательских групп, складывавшихся вокруг фигуры Левина, можно рассматривать как своеобразную научную школу исходя из следующих признаков.
1. Термин «школа» предполагает, что существует центральная фигура «учителя», а другие исследователи (авторы) являются его учениками, были его студентами, слушали лекции, участвовали в семинарах, были его ассистентами. Существует некий институт, научная структура, в которой они проводят исследования, опираются на один и тот же основной метод, возможно с вариациями, изучают различные стороны одного явления. Исследовательские группы Левина обладали всеми этими признаками.
2. В исследовательские группы входило ограниченное число исследователей, взаимодействовавших друг с другом; Левином были заданы нормы взаимоотношений; созданные им неформальные объединения Quasselstrippe (Берлин) и Hot Air Club (США), а также «Топологическая группа» формировали причастность и чувство «мы». Группы носили открытый характер, в них происходило вовлечение новых членов, а также социализация молодых исследователей.
3. Научное сообщество разделяло систему научных взглядов своего лидера, прежде всего методологические, «галилеевские», представления о целостности и её динамике. Использование визуализации, картографических представлений и математических понятий, которое сначала было дидактическим приёмом Левина в работе со студентами, со временем стало эвристическим методом, помогало совершать прорывы к новым подходам и концепциям. Так вырабатывался специальный поддерживаемый группой язык, основанный на «топологизации» психологических терминов.
4. Разделяемые сообществом взгляды касались не только теории, но и методов исследования. Приём «введения в заблуждение», позволяющий маскировать цель исследования, который Левин предложил в 1922 г., в берлинский период был развит им совместно с учениками в принципиально новый подход к построению экспериментальной ситуации, изменивший понимание ролей экспериментатора и испытуемого. На этом методическом принципе было в дальнейшем построено значительное количество исследований в американской социальной психологии, в частности исследования изменения социальных установок. Левином также были предложены новая «аппаратура» для психологических исследований, а именно кинокамера, и новый методический приём – создание видеозаписей и кинофильмов, которые использовались для фиксации и последующего анализа поведения в научных исследованиях, а также как демонстрационный материал при обучении студентов и в выступлениях с научными докладами.
5. Левину удалось построить совершенно особую групповую работу. Его самого воодушевляла работа в группах, он умел управлять дискуссией, поощрял выражение разных мнений, обсуждение, побуждал к творческим достижениям. Обмен информацией и мнениями происходил не столько на стадии изложения результатов исследований, сколько на уровне зарождения идей. Оппозиция внутри научного объединения, готовность к новым идеям приводила к взаимному стимулированию творчества, тесному сотрудничеству учёных внутри поколения. Связи в группе Левина сохранились и после его смерти, способствовали передаче идей, системы взглядов следующим научным поколениям. Благодаря работе целой группы последователей до сегодняшнего дня сохраняются возможности эффективного прикладного использования идей Левина, особенно в областях воспитания, групповой динамики, организационного развития, мотивации достижений, лидерства.
И всё же использование термина «научная школа» в отношении исследовательских групп Левина остаётся условным. Исследователи научной биографии Левина избегают говорить о его авторской школе в полном значении этого слова. Чаще говорят о том, что он – один из «большой четвёрки» исследователей (наряду с Вертгеймером, Кёлером и Коффкой), образовавших школу гештальтпсихологии.
Едва ли и сам Левин стремился стать основателем научной школы. Время школ он считал прошедшим, а само понятие – устаревшим, характерным для немецкой и немецкоязычной психологии конца 19 – начала 20 вв. Он говорил о теории поля как о метатеории, предоставляющей формализованный язык и новую методологическую основу для конкретных наук, старался избежать субъективности оценок, преодолеть «кризис воспроизводимости» научных результатов, повысить качество исследований, придать им междисциплинарный и мультидисциплинарный характер.