Юкнат Маргарет
Ю́кнат Ма́ргарет (Маргарете Юккнат; Margarete Jucknat) (28.1.1904, Гумбиннен, Восточная Пруссия, ныне Гусев, Калининградская область, Россия – 1979, Берлин), немецкий психолог, ученица К. Левина, автор классического исследования уровня притязаний личности.
Родилась в семье фермера; отец – Герман Юкнат (предположительно литовского происхождения), мать – Берта, урождённая Гропп (немецкого происхождения).
Посещала школу для девочек в Инстербурге (1916–1919, ныне Черняховск, Калининградская область), затем училась на подготовительном отделении курсов и на самих учительских курсах в Инстербурге, где сдала квалификационные экзамены (первый – 1925, второй – 1928). Работала домашним учителем в г. Даркемен (1925–1928, ныне г. Озёрск Калининградской области).
Сдала экзамены и получила документ об окончании полной средней школы только в 1929 г. в Берлине. Это дало ей возможность поступить в Берлинский университет, где в 1929–1934 гг. изучала психологию, физиологию, историю.
В 1931–1934 гг. под руководством К. Левина и В. Кёлера провела исследование, основанное на результатах диссертационной работы Ф. Хоппе (1930). Хоппе исследовал уровень притязаний в наиболее реалистичных жизненных условиях и по этой причине сознательно отказался от создания константных условий для всех испытуемых; в связи с этим возникли некоторые методические проблемы. Не подвергая сомнению результаты Хоппе, Юкнат поставила цель исследовать законы динамики уровня притязаний в более контролируемых экспериментальных условиях. Экспериментальный контроль касался двух основных моментов: 1) Хоппе в своём исследовании не индуцировал успех или неуспех, в экспериментальной схеме Юкнат ситуацию успеха и неудачи можно было планомерно создавать; 2) впервые была поставлена задача количественной оценки переживания успеха и неудачи, а также изменения поведения в результате такого переживания.
В исследовании приняло участие 850 испытуемых, из них 750 – дети разного возраста. Экспериментальный материал представлял собой математические задачи и лабиринты, ранжированные по степени сложности, объединённые в серии разрешимых и заведомо неразрешимых (по 10 задач и лабиринтов в серии). Например, лабиринты отличались по размеру и сложности пути, в не имеющих решения лабиринтах любой путь заканчивался тупиком, ни один из них не вёл к выходу. Испытуемые могли выбирать любое задание из своей серии, а после его выполнения – выбирать другое задание (большей или меньшей трудности) или отказаться от дальнейшего участия в эксперименте. На основе разницы между выбираемыми уровнями трудности заданий Юкнат делала вывод о повышении или понижении уровня притязаний испытуемого, определяла величину сдвига. Подтвердились основные результаты Хоппе: уровень притязаний после успеха преимущественно повышается, а после неудачи – понижается. Величина повышения уровня притязаний оказалась связана с интенсивностью переживания успеха: чем ярче оно было выражено, тем значительнее повышался уровень притязаний.
Процентная частота сдвига уровня притязаний в зависимости от силы переживания успеха и неуспеха (Jucknat. 1937. S. 99)
РУ | успех | неуспех | |||||
У | У! | У!! | Н | Н! | Н!! | ||
повышение УП | 56 | 55 | 80 | 96 | 22 | 20 | 12 |
снижение УП | 44 | 45 | 20 | 4 | 78 | 80 | 88 |
РУ – решение с некоторым усилием; У – успешное решение без выраженных признаков переживания успеха; У! – большой успех; У!! – очень большой успех; Н – слабый неуспех; Н! – сильный неуспех; Н!! – очень сильный неуспех
При решении, которое требовало некоторого усилия, уровень притязаний в 56 % случаев повышался, а в 44 % – снижался. С увеличением выраженности переживания успеха количество повышений уровня притязаний возрастало с 55 % до 96 %, понижение уровня притязаний при максимальном переживании успеха было редким явлением (4 % случаев). Если небольшой успех мог сдвинуть уровень притязаний как в сторону повышения (55 %), так и в сторону понижения (45 %), то даже небольшой неуспех, как правило, снижал его (в 78 % случаев), при усилении переживания неуспеха снижение происходило чаще (до 88 % случаев). То есть кривая зависимости уровня притязаний от переживания успеха более крутая, чем для переживания неуспеха; успех, как правило, сопровождается выраженным повышением уровня притязаний в зависимости от силы переживания успеха (перепад значений – 41 пункт, тогда как при неуспехе – всего 10 пунктов). Другой вывод: сильное переживание успеха может вызвать снижение уровня притязаний (4 %), но противоположный эффект, когда сильное переживание неуспеха вызывает повышение уровня притязаний, встречается чаще (12 %).
Юкнат также установила более частные закономерности: изменение уровня притязаний зависит от того, 1) какие достижения фактически были показаны; 2) чувствовали ли испытуемые себя уверенными благодаря ранее показанным достижениям (историческая уверенность в своих силах, historische Leistungssicherheit); 3) какие усилия были предприняты (Leistungsimpuls); 4) предвещала ли ситуация реальную выгоду (серьёзность испытания); 5) каковы личностные особенности испытуемого (связанные с самосознанием, уверенностью в себе, самооценкой).
Юкнат подробно описала людей, которыми движет страх неудачи, они выбирают самые лёгкие задания и на любой неуспех мгновенно реагируют снижением уровня притязаний или отказом от деятельности. С другой стороны, в её эксперименте была выявлена группа честолюбивых, амбициозных испытуемых, с ярко выраженной тенденцией достигать успеха на максимально высоком уровне; единичный неуспех не приводит к снижению уровня притязаний, и только после неоднократных неудач он постепенно снижается.
10 декабря 1936 г. Юкнат защитила докторскую диссертацию «Достижение, уровень притязаний и самосознание» («Leistung, Anspruchsniveau und Selbstbewusstsein»), которая, как и другие работы учеников К. Левина, была опубликована в журнале Psychologische Forschung (1937).
С 1932 по 1935 гг. Юкнат была внештатным преподавателем психологии для учителей на курсах Института имени Дистервега в Берлине. В это же время она преподавала на языковых курсах для советских граждан, работающих в фирме Derop (Derunapht), и их родственников. По политическим основаниям в 1935 г. была уволена. В 1935–1936 гг. тяжело болела, была безработной.
С 1936 по 1945 гг. работала учителем в начальной школе в районе Берлина Кройцберг, сначала временно замещая заболевших учителей, с 1940 г. – на постоянной основе. Преподавала также на курсах для школьных помощников и учителей в том же районе.
28 ноября 1945 г. была назначена на должность доцента психологии и педагогики педагогического факультета Йенского университета, в 1946 г. стала временным руководителем Психологического института этого университета. 23 февраля 1949 г. получила профессорское звание. 1 декабря 1952 г. заняла должность полноправного директора Психологического института педагогического факультета Йенского университета, однако оставалась в этой должности недолго. В результате её конфликта с ассистентами против Юкнат 14 июля 1953 г. было открыто дисциплинарное производство, она была подвергнута официальной проверке на предмет соответствия должности, получила дисциплинарное взыскание, а 19 июля 1953 г. была временно отстранена от работы. Это оказало на неё сильное воздействие, 8 сентября 1954 г. она попросила об освобождении от должности по состоянию здоровья, и 1 ноября 1954 г. состоялась «вынужденная эмеритация». В 1955 г. дисциплинарное взыскание было прекращено.
В 1960 г. переехала в Берлин, где и умерла в 1979 г.
А. Карстен, ещё одна ученица К. Левина, в своих воспоминаниях подчёркивала, что Юкнат была весьма одарена – и как психолог-исследователь, и как педагог-практик. Она была бескомпромиссна, и даже во время Третьего рейха ей удалось работать без всяких уступок нацистскому режиму.