Социальная психология
Социа́льная психоло́гия, дисциплина на стыке психологии и социологии, изучающая мысли, эмоции и поведение людей, обусловленные их взаимодействием в социальных группах, а также психологические характеристики самих этих групп. Термин «социальная психология» был предложен в 1864 г. итальянским журналистом К. Каттанео, более широкое распространение получил после выхода книги немецкого психолога Г. Линднера «Идеи к психологии общества как основание социальной науки» («Ideen zur Psychologie der Gesellschaft als Grundlage der Sozialwissenschaft», 1871).
Первые опыты социально-психологического знания появились в Европе в середине 19 в.: «психология народов» М. Лацаруса и Х. Штейнталя, чьи идеи получили развитие в трудах В. Вундта; «психология масс» С. Сигеле и Г. Лебона, истоки которой были заложены в концепции Г. Тарда; теория инстинктов социального поведения У. Макдугалла. Первым эмпирическим исследованием в социальной психологии принято считать работу Н. Триплетта (США), изучавшего эффект «социальной фасилитации» – возрастания продуктивности индивида в присутствии других людей. В 1908 г. одновременно появились 2 систематических изложения социальной психологии – Макдугалла и американского социолога Э. Росса.
В дальнейшем социальная психология развивалась как экспериментальная наука при изучении групп (В. Мёде, Германия) и поведения человека (Ф. Г. Олпорт, США). В качестве теоретической ориентации в доминирующей в этот период американской социальной психологии выступает прежде всего бихевиоризм, а также психоанализ, интеракционизм, с возрастанием интереса к познавательным процессам – когнитивизм. Ключевым становится изучение «аттитюдов», т. е. установок, начатое Л. Тёрстоном, предложившим в 1928 г. шкальный метод их измерения, продолженное в йельской программе исследований (К. Ховланд) и, начиная с 1960-х гг., в русле теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера; группового давления (воздействия групповых норм на её членов, М. Шериф), феномен конформности (С. Аш), уровень послушания (С. Милгрэм), влияние роли на поведение (Ф. Зимбардо), социальной перцепции. Виднейшую роль в изучении структуры и динамики малых групп сыграл эмигрировавший в США из Германии автор трудов по психологии лидерства К. Левин, также создавший исследовательский центр изучения групповой динамики.
Методологический кризис американской социальной психологии в конце 1960-х – начале 1970-х гг. связан с критикой искусственного характера лабораторных экспериментов, требованием включения социально-психологических исследований в конкретный культурно-исторический контекст (концепция социального конструкционизма К. Гергена). Возрождение в это время социальной психологии в Европе было связано с исследованиями больших социальных групп и межгрупповых отношений: к ним относятся, например, теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Дж. Тёрнера (Великобритания), концепции социальных представлений и влияния активного меньшинства С. Московичи (Франция), этогенетическая теория Р. Харре (Великобритания).
В российской науке социально-психологическая проблематика обсуждалась в дискуссиях 1920-х гг. (Г. И. Челпанов, В. А. Артёмов, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский) в культурно-исторической теории Л. С. Выготского. С конца 1950-х – начала 1960-х гг. возобновилась дискуссия о предмете социальной психологии, а позднее стали проводиться исследования реальных взаимоотношений группы и индивида, опосредованных совместной деятельностью (стратометрическая концепция групповой активности А. В. Петровского), а также проблем общения (М. И. Бобнева, А. А. Бодалёв), включающего не только коммуникативные, но также интерактивные и социально-перцептивные процессы (Г. М. Андреева).