Фаянс Сара
Фая́нс Са́ра (Сара Фаянс-Глик, Sarah Fajans-Glik, Sarah Fayans-Glik, ивр. שרה פאיאנס-גליק) [1.5.1901 (по другим данным, 15.5.1901), Кнышин Белостокского уезда Гродненской губернии, Российская империя, ныне Подляское воеводство, Польша – 19.1.1976, Тель-Авив, Израиль], немецко-израильский психолог. Ученица К. Левина, в рамках его исследовательской программы изучала поведение детей от 6 месяцев до 6 лет в ситуации возникновения у них желания получить привлекательный объект. Внесла вклад в теорию топологической психологии Левина, в исследования поведения человека в ситуациях успеха и неудачи.
Родилась в семье раввина Давида Фаянса (1861–1935) и его жены Мириам, урождённой Хальперн. В семье было 3 дочери и сын, Сара – младший ребёнок. В 1907–1912 гг. училась в начальной школе Кнышина, затем в гимназии Белостока, которую окончила в 1922 г.
В 1922–1924 гг. работала учителем начальных классов, окончила педагогические курсы, получила документ о педагогическом образовании. В 1927 г. начала изучать философию, психологию, историю искусств и восточные языки в Берлине.
Исследование поведения детей в зависимости от доступности привлекательного объекта
В Психологическом институте Берлинского университета работала с К. Левином, специализировалась на экспериментальной детской психологии. В 1928–1929 гг. провела исследования и 1 марта 1933 г. защитила докторскую диссертацию «Успех, настойчивость и активность у младенцев и дошкольников» («Erfolg, Ausdauer und Aktivität beim Säugling und Kleinkind»). Диссертация опубликована в 1933 г. в журнале Psychologische Forschung («Психологические исследования») в рубрике «Исследования психологии действий и аффектов». В этом же выпуске представлена и другая работа Фаянс – «Значение удалённости для притягательности предметов у младенцев и дошкольников» («Die Bedeutung der Entfernung für die Stärke eines Aufforderungscharakters beim Säugling und Kleinkind»).
Исследование Фаянс выполнено на 140 детях, которые образовывали 2 группы: младенцы (возраст от 6 до 12 месяцев) и дошкольники (возраст от 2 лет до 6 лет 4 месяцев). Принимая во внимание, что среда оказывает решающее влияние на поведение детей, Фаянс проводила эксперимент в естественной и знакомой для них обстановке, большей частью – домашней.
Целью исследования было изучение поведения детей в зависимости от доступности привлекательного объекта. В качестве целевого объекта с положительной валентностью выступала игрушка (погремушка, кукла и др.) или шоколад, они располагались перед или над ребёнком. Доступность регулировалась, с одной стороны, расстоянием до объекта, с другой – наличием барьеров досягаемости (например, объект подвешивался относительно близко, но так, что его невозможно было достать). Измерялось время интереса к объекту и степень активности ребёнка. Фиксировались т. н. пассивное поведение (ребёнок обращал внимание, проявлял интерес к объекту, смотрел на него) и активное поведение (ребёнок передвигался в пространстве, тянулся к объекту, подпрыгивал).
Для младенцев одна проба длилась 3 мин, для дошкольников – 4 мин. Между пробами делались паузы 5 мин, они были либо заполнены общением с родителем, экспериментатором, либо ребёнок был предоставлен сам себе, в любом случае чаще всего это время было занято игрой или деятельностью, похожей на игру. Таким образом, время между экспериментальными пробами 1 и 2 в одной серии составило 13 мин для младенца и 14 мин для дошкольника, и 10 мин из этого времени было заполнено эмоционально приятным занятием.
Изначально попытки ребёнка достать объект всегда заканчивались неудачей, все экспериментальные объекты были недосягаемы. Сравнение результатов 1-й и 2-й экспериментальных проб обеих серий показало, что, несмотря на одинаковое расстояние до объекта, продолжительность внимания во 2-й пробе значительно меньше как у младенцев, так и у дошкольников (на величину от 30 до 100 %); в целом поведение во 2-й пробе при одинаковых внешних условиях изменялось, что позволило сделать вывод о влиянии предыдущей неудачи на повторное выполнение задания.
Не внося никаких других изменений, в следующей серии Фаянс ввела в эксперимент фактор успеха. В самом конце 1-й экспериментальной пробы, пока дети ещё не вышли из поля, подвешенный объект незаметно для ребёнка слегка опускался так, чтобы его можно было достать (в случае младенцев стул или коляска, где сидел ребёнок, передвигались ближе к объекту). В некоторых случаях, особенно с пассивными детьми, требовалось дополнительное стимулирование активности («Ну, попробуй, может быть, получится»). В результате после 3 или 4 мин безуспешных усилий достигался успех. Было проведено 3 пробы с двумя паузами по 5 мин. Во 2-й группе та же схема для сравнения выполнялась без изменения, приводящего к успеху. Учитывалось поведение ребёнка только в течение первых 3 или 4 мин, т. е. до приближения целевого объекта.
В этой серии было показано, что успешная попытка приводит во 2-й пробе к значительному увеличению продолжительности внимания к объекту, как общего (в среднем с 88 до 110 с), так и активного, т. е. действий, направленных на достижение объекта (с 29 до 65 с). Неудача, как и в предыдущей серии, вызывала снижение общего внимания (с 75 до 40 с) и активного поведения (с 15 до 4 с).
По итогам проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
Продолжительность внимания к объекту и степень активности ребёнка зависят от удалённости объекта, уменьшаются по мере её увеличения; близко расположенные предметы вызывали у ребёнка попытки дотянуться до них, при значительной удалённости преобладало пассивное поведение – дети просто смотрели на недосягаемый предмет. То есть валентность (притягательность) целевого объекта уменьшается с увеличением воспринимаемого расстояния до него.
Кроме активного и пассивного поведения также было зафиксировано «косвенное» поведение, когда ребёнок для достижения объекта пытался воспользоваться каким-либо средством, например помощью взрослого.
При недостижении объекта возникает необходимость минимизировать напряжение, что проявляется в аффективных выразительных действиях или избегающем поведении (попытках выйти из поля). Этот вывод согласуется с результатами, полученными в исследовании другой ученицы К. Левина, Т. В. Дембо (1930).
Успешность предыдущего действия по достижению объекта значительно увеличивает продолжительность внимания к объекту и степень активности ребёнка в последующем аналогичном действии.
Были зафиксированы различия в поведении младенцев и дошкольников. Младенцы с увеличением расстояния до целевого объекта проявляют к нему всё меньший интерес (кратковременное пассивное поведение: сначала смотрят, потом перестают) – в среднем 26 с внимания, из них 5 с активности. Дошкольники при увеличении сложности достижения дольше удерживают в своём внимании цель и проявляют активность – в среднем 96 с целенаправленного поведения, из них 53 с видимой активности. У дошкольника происходит расширение и дифференциация жизненного пространства, он демонстрирует более разнообразные действия в зависимости от динамических особенностей ситуации, типа, силы и распределения векторов поля, типа и положения барьера; на валентность влияет не столько объективное расстояние до объекта, сколько трудность достижения, переживание наличия барьера в жизненном пространстве.
При исследовании поведения детей с включением фактора успеха также были отмечены возрастные отличия. Влияние успеха более заметно у дошкольников и менее – у младенцев, в то время как неудача оказывает большее влияние на младенцев, чем на дошкольников.
В группе детей 2–6 лет было зафиксировано замещающее поведение (попытка общаться со взрослым, взять другой предмет и пр.), что согласуется с данными, полученными в диссертационных исследованиях В. Малер (1933) и К. Лисснер (1933). Фаянс рассматривала свою работу как продолжение исследований насыщения А. Карстен (1928) и успеха-неуспеха Ф. Хоппе (проведено до 1928, опубликовано в 1930).
Фаянс учитывала, что в ходе эксперимента дети оказывались, пусть и ненадолго, в неприятной ситуации, и по завершении исследования старалась обеспечить им получение позитивных эмоций. Интересно, что независимо от этого многие дети впоследствии спонтанно проявляли желание вернуться в экспериментальную ситуацию, т. е. возобновляли попытки достать целевой объект.
В Палестине и Израиле
После получения докторской степени (1933) Фаянс эмигрировала в Палестину. Туда же переехали её мать и брат; отец умер, не дождавшись разрешения на выезд. В Палестине и впоследствии в Израиле Фаянс работала и публиковалась под фамилией Фаянс-Глик; её муж – Шмуэль Глик – был врачом.
Фаянс работала психологом в Иерусалиме, преподавала в учебных заведениях для учителей и воспитателей детских садов в Тель-Авиве и Иерусалиме. В 1935 г. Национальный комитет кнессета назначил её инспектором детских садов Палестины.
В 1939 г. издала книгу о гештальтпсихологии на иврите, позже – работы о развитии в раннем и дошкольном возрасте, многие из них – в ежемесячнике הד הגן («Хед Хаган»). В 1946–1947 гг. редактировала журнал по дошкольному образованию אוּשיות («Ошиёт»).
После создания государства Израиль (1948) Фаянс-Глик стала первым главным инспектором Министерства образования и культуры, в её функции входило назначение и оценка учителей и воспитателей детских садов. Эту должность она занимала до 1967 г. Работала над проблемой преемственности дошкольного и начального школьного образования, предложила метод интенсивного речевого развития ребёнка, стимуляции расширения его словарного запаса и активной повседневной речи, который популярен и сегодня.
15 июня 1969 г. Фаянс-Глик получила Награду муниципалитета Тель-Авива за литературно-просветительскую работу в области дошкольного образования.
Умерла в больнице Бешеват на 75-м году жизни. Похоронена на кладбище Кирьят-Шауль (Тель-Авив) рядом с мужем, умершим в 1971 г.
В 2018 г. вышел сборник работ Фаянс «Дошкольное образование: проблемы и пути развития», в который вошли её статьи о проблемах дошкольного воспитания, ранее опубликованные в различных педагогических журналах Израиля.