Эриксон Эрик
Э́риксон Э́рик, Эрик Хомбургер Эриксон (Erik Homburger Erikson) (15.6.1902, Франкфурт-на-Майне – 12.5.1994, Харуич, штат Массачусетс), немецко-американский психолог и психотерапевт, представитель неофрейдизма, создатель жанра психоистории. В юности был странствующим художником, в 1927–1933 гг. преподавал рисование в школе А. Фрейд, одновременно посещал семинары Венского института психоанализа. Член Венского психоаналитического общества и Международной психоаналитической ассоциации (1933). С 1933 г. – в эмиграции в США. В 1930–1940-х гг. занимался психоаналитической практикой в Бостоне, Гарвардском университете, Йельском институте человеческих отношений, участвовал в полевых исследованиях культурантропологов в резервациях Южной Дакоты; эти наблюдения составили основу его первой книги «Детство и общество» («Childhood and society», 1950, рус. пер. 1996). В 1939–1950 гг. преподавал в Калифорнийском (Беркли) и Питтсбургском университетах. В 1958 г. опубликовал первый опыт психоисторического исследования – книгу «Молодой Лютер» («Young man Luther», рус. пер. 1996). С 1960 г. – профессор в Гарвардском университете. Национальная премия США за книгу «Правда Ганди» («Gandhi’s truth», 1969).
Философско-психологическая концепция Э. Эриксона складывалась в русле общей для неофрейдизма тенденции к социокультурному переосмыслению классического психоанализа, под влиянием эго-психологии (А. Фрейд, Х. Хартман) и сравнительной культурантропологии (М. Мид). В центре концепции – понятие психосоциальной идентичности, включающей такие аспекты, как непрерывность самосознания на фоне меняющихся объектов опыта («эго-идентичность»), констатация нормы/отклонения психического развития в онтогенезе («личностная идентичность»), принадлежности той или иной человеческой общности (групповая идентичность) и определённому сегменту истории («психоисторическая идентичность»), наконец, психологическая устойчивость человека перед лицом небытия («экзистенциальная идентичность»). Психологическим механизмом, обеспечивающим психосоциальное тождество индивида, является деятельность Я (эго-синтез).
Э. Эриксон рассматривал жизненный цикл личности как совокупность 8 сменяющих друг друга стадий развития, из которых первые 4 соответствуют классическим фазам формирования детской сексуальности по З. Фрейду. Определяющим фактором развития индивида выступает общение его со значимыми другими. По мере разрешения нормативных «кризисов идентичности», соответствующих социально-возрастной стадии развития индивида, он поэтапно обретает базовое доверие/недоверие к миру, способность к свободному волеизъявлению, инициативности, навыки интимности и взаимных связей и т. д. Кульминацией становления идентичности является юность, когда происходит реинтеграция детского и подросткового опыта, а формирование идентичности, бессознательное в своих мотивационных истоках, впервые приобретает саморефлексивный характер. В период психосоциального моратория – своеобразного периода отсрочки взрослой жизни, которую общество предоставляет молодёжи для её ролевых и мировоззренческих поисков, – новое поколение примеряет на себя духовное содержание эпохи и либо принимает его, либо вступает с ним в противоречие, переживаемое как затянувшийся и даже патологический кризис идентичности. История предстаёт как континуум индивидуальных жизненных циклов, где главной силой социального обновления выступает психоисторический потенциал молодёжи.
Предмет психоистории, выступающей вспомогательным инструментом традиционного исторического исследования, составляют умонастроения, верования, эмоциональные и нравственные стереотипы и трансформация их в духовных исканиях творческой личности. Переломные исторические эпохи, когда сужается привычный горизонт бытия и преобладают подавленность, разочарование и страх, Эриксон называл периодами вакуума идентичности. Внутренние конфликты выдающихся личностей (Т. Джефферсона, М. Лютера, М. К. Ганди, Б. Шоу, М. Горького, М. Л. Кинга) Эриксон рассматривал как обострённое переживание социально-психологических и нравственных проблем их времени и культуры, связывая историческую значимость личности и её социально-культурных инноваций с адекватной интериоризацией ею духовных противоречий эпохи.