Дембо Тамара Вульфовна
Де́мбо Тама́ра Ву́льфовна (Васильевна) (15(28).5.1902, Баку – 17.10.1993, Вустер, США), американский психолог российского происхождения, ученица К. Левина, профессор (1962), почётный доктор (1987) Университета Кларка.
Отец – коммерсант, еврей по национальности, Вульф Дембо, мать – София Дембо (урождённая Волчкина). Т. Дембо получила домашнее образование, сдала экзамен на аттестат во 2-й бакинской мужской гимназии (1920), продолжила обучение на электромеханическом отделении Петроградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). Весной 1921 г. с родителями эмигрировала в Германию, где поступила в Берлинский университет. Первоначально предполагала стать инженером, но переключилась на психологию, философию и историю искусств, а затем (1923) присоединилась к группе молодых исследователей, работавших в Психологическом институте под началом Курта Левина.
Исследования Т. Дембо на тему «Гнев как динамическая проблема» (1925–1928) задумывались в контексте изучения воли и аффектов, однако выполнение работы совпало со становлением концептуального аппарата теории поля К. Левина, в связи с чем первоначальная интерпретация результатов претерпела изменения. В итоге экспериментальная ситуация описывалась следующим образом: испытуемый находится в поле задачи, цель формирует мотивационную силу («вектор»), результатом чего является «локомоция» (приближение к цели). Невидимые барьеры, с которыми сталкивается испытуемый, преграждают движение к цели. Поле задачи ограничено также внешними барьерами, они не дают испытуемому выйти из проблемной ситуации. Испытуемый находится в «маятниковом» состоянии между целью, внешними и внутренними барьерами и переживает неуспех, в частности испытывает гнев, или переходит на уровень «ирреальности», или осуществляет т. н. выход из поля, физически продолжая пребывать в экспериментальном пространстве. 25 июля 1930 г. Дембо защитила диссертацию в Берлине. Работа была дважды издана (1931). Идеи, представленные в диссертации, получили в дальнейшем развитие в исследованиях фрустрации, мотивации достижения, процесса влияния в общении, в том числе подчинения авторитету.
В 1929 г. Дембо работала в Физиологическом институте университета в Гронингене (Нидерланды) в качестве ассистентки директора института Фредерика Бойтендайка. Она провела три серии исследований поведения крыс и чижей, совместив теорию поля К. Левина и антибихевиоризм Бойтендайка.
В 1930 г. К. Коффка, профессор женского Смит-колледжа в Нортхамтоне, пригласил Дембо в США. Под его руководством и в сотрудничестве с Е. Ганфман ею были выполнены исследования восприятия величины плоских фигур и объёмных тел у детей и взрослых (1933).
В июне 1932 г. Дембо вместе с Е. Ганфман начала работать в Вустеровском городском госпитале под руководством главного психолога госпиталя Дэвида Шакова. Здесь она впервые соприкоснулась с клинической практикой, приняв участие в исследованиях типов реакций пациентов на ситуацию госпиталя, а также мышления больных шизофренией (1936).
В 1933 г. Дембо воссоединилась со своим учителем – К. Левином, сначала в Корнеллском университете, затем в университете штата Айова. Десять лет их совместной работы (1934–1943) отражены в двух фундаментальных трудах – исследовании фрустрации и регрессии (1941) и концептуализации уровня притязаний (1944; 2004), которые и ныне остаются широко цитируемыми классическими работами в общей и социальной психологии.
С 1933 по 1964 гг. ежегодно проходили т. н. топологические встречи группы учеников и коллег К. Левина. Дембо участвовала в большинстве этих встреч и часто выступала сама.
Во время 2-й мировой войны она принимала участие в судьбе эмигрировавших в США евреев, а также преподавала в женском Маунт-Хольок-колледже (1943–1945). В 1945 г. приняла приглашение в Стэнфордский университет, где занялась реабилитационной психологией, которой посвятила всю оставшуюся жизнь. Участвовала в масштабном проекте, связанном с проблемой социально-психологической реабилитации людей, ставших инвалидами.
В 1948–1951 гг. Дембо преподавала в Новой школе в Нью-Йорке, с 1951 г. – в Гарвардском университете. В 1953 г. она получила должность приглашённого профессора в Университете Кларка, в 1954–1961 гг. являлась директором проекта по психическому развитию детей с церебральным параличом. Проект был разработан для оказания помощи семьям, имеющим детей с данным заболеванием.
В Кларке её курс реабилитационной психологии, обучающий семинар и работа в лаборатории были одними из самых популярных для получающих постдипломное образование. Предлагая концептуальный подход, идущий от теории поля К. Левина, она подчёркивала, что расстройства (нарушения) существуют скорее в окружающей человека части жизненного пространства, чем в личностной. Фундаментальная статья «Приспособление к несчастью: проблемы социально-психологической реабилитации» (1956; 2003) признана одним из первых значительных исследований в новой области реабилитационной психологии. Дембо разработала концепцию социо-эмоциональных отношений, детально исследовала отношения принятия, доверия, ценность внутренних ресурсов. Введённое ею понятие asset-mindedness сходно с представлениями А. Адлера о компенсации. Дембо проанализировала понятие эмпатии, выделила проблему «симулированной» эмпатии. Её идеи о двух видах ценностей в значительной степени перекликаются с проблемой «быть или казаться» у Э. Фромма. Идеи Дембо созвучны духу гуманистической психологии того времени, её выводы во многом соответствуют клиент-центрированному подходу К. Роджерса.
В 1962 г., в возрасте 60 лет, Дембо стала полным профессором в Университете Кларка. Она много сделала для закрепления статуса реабилитационной психологии в профессиональном поле психологов, принимала самое активное участие в создании 22-го подразделения Американской психологической ассоциации (АПА), занимала должность президента этого подразделения (1968–1969).
Дембо поддерживала связи с коллегами-соотечественниками. Переписывалась с А. Р. Лурией, пыталась способствовать переводу «Избранных трудов» Л. С. Выготского на английский язык. В 1966 г. она посетила 18-й Международный психологический конгресс в Москве. В учебнике по экспериментальным методам патопсихологии (Рубинштейн. 1970) впервые была описана методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн. В дальнейшем методика, в основе которой лежит замысел Дембо, неоднократно была модифицирована.
До конца своей жизни Дембо оставалась в Университете Кларка. Она ушла на пенсию в 1972 г. и, поскольку у неё не было собственной семьи, жила в апартаментах в кампусе, продолжая преподавательскую работу.
За свою новаторскую работу в области реабилитации она была удостоена премии 22-го отделения АПА (1980), премии памяти Курта Левина, которую учредило 9-е отделение АПА – Общество по изучению психологических аспектов социальных проблем (1981).
После непродолжительной болезни Т. Дембо скончалась в Вустере, штат Массачусетс, 17 октября 1993 г. Ей был 91 год.