Младенчество
Младе́нчество, период детства от рождения до года (к концу этого периода ребёнок обычно начинает ходить, произносит первые слова, происходит частичный или полный отказ от грудного вскармливания).
Новорождённый проявляет ряд генетически запрограммированных форм поведения – сосание, хватательный рефлекс, реакции «плач в ответ на дискомфорт», «расслабление в ответ на удовлетворение потребности» и т. п. С первых дней жизни в поведении и темпе развития разных младенцев наблюдаются заметные различия, связанные с разницей темпераментов и физиологии. По мере созревания мозговых структур в процессе активного освоения мира происходит интенсивное развитие моторики, восприятия, памяти, мышления, речи и других сфер психики и поведения. Сенсорное развитие младенца опережает моторное; движения совершенствуются от непроизвольных, грубых, крупных, размашистых к целенаправленным, мелким и точным. В первые месяцы жизни большую часть времени младенец проводит во сне (преобладает фаза сна с быстрым движением глаз). Младенец беспомощен, удовлетворение его базовых потребностей (не только физиологических, но и в эмоциональном общении, познании, разнообразной стимуляции) полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого; в связи с этим его реакции и отношения изначально социальны, центральное место в его поведении занимает невербальное общение со взрослым. К 2–3 месяцам появляется выраженная эмоциональная реакция на лицо и голос человека («комплекс оживления»), сопровождающаяся улыбкой, вокализациями, двигательным оживлением. Первоначально эта реакция не дифференцирована, а к 3–6 месяцам ребёнок научается узнавать близких людей и различать их голоса. Нечёткий звуковой состав вокализаций младенца («гуканье», «гуление»), часто носящих характер подражания услышанным звукам (особенно в речи взрослого), постепенно подвергается дифференциации («лепет»). Первые «слова-предложения» появляются после 10 месяцев – обычно это звукоподражания (например, «а-а» – собака), обрывки или искажения слов взрослых, очень часто такое «слово» имеет много значений. Подражание играет важнейшую роль в развитии всех сфер поведения ребёнка со второго полугодия жизни.
Личностное развитие в младенчестве связано с установлением «базового доверия к миру» (Э. Эриксон) и начальными стадиями самоосознавания («стадия зеркала» по Ж. Лакану), эмансипации собственного Я от психического единства с матерью (отношения с ней в младенчестве стали основным объектом изучения в детском психоанализе М. Кляйн). В российской психологии выделяют «кризис первого года», которым заканчивается младенчество и который связан с разделением единства с матерью у научившегося ходить ребёнка и первыми актами протеста, противопоставления себя другим, осознаванием «зазора» между своими желаниями и возможностями.
Для психического развития младенца первостепенное значение имеют контакты со взрослым. При недостатке общения и внимания у него развивается физическая и психическая отсталость (госпитализм).