Агрессия
Агре́ссия (от лат. aggressio – нападение, наступление), мотивированное деструктивное поведение, направленное на нанесение вреда объектам нападения (в том числе с целью вызвать отрицательные переживания, состояния напряжённости, страха, подавленности и т. п.).
Агрессия может быть физической (нападение) или вербальной (например, крик выражает негативные чувства через форму, а угроза – через содержание вербальных реакций). Прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта, а косвенная агрессия окольным путём направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или состоит из ненаправленных, неупорядоченных действий (взрывы ярости – крик, топанье ногами и т. п.). Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Психологически агрессивное поведение служит решению проблем, связанных с сохранением индивидуальности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также с сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве средства достижения кем-либо значимой цели (инструментальная агрессия), способа психологической разрядки или удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Согласно этологии (К. Лоренц) и психоанализу, агрессивное поведение имеет инстинктивный источник и зависит от количества накопленной в организме агрессивной энергии и силы внешнего раздражителя. Для того чтобы не произошла неконтролируемая агрессивная реакция, необходимо, чтобы агрессивная энергия разряжалась. Эта модель объясняет феномен «смещения агрессии», когда агрессия направляется не на вызвавшие её объекты (если агрессия против них не может быть успешной в силу различных причин), а на объекты, против которых успешная реализация агрессивных действий обладает высокой вероятностью. Социобиология рассматривает агрессивное поведение, направленное на соперников при выборе партнёра, как адаптивное, т. к. оно увеличивает вероятность оставить потомство. Все теории инстинктивной природы агрессии исходят из наличия в организме «запрограммированных» агрессивных реакций, стремящихся к проявлению вовне.
Однако результаты многих исследований показывают, что среда и социальная ситуация оказывают большое влияние на агрессивное поведение. Фрустрационная концепция (Дж. Доллард) объясняет возникновение агрессии состоянием, при котором целенаправленные побуждения человека сталкиваются с препятствиями. Когнитивный неоассоцианизм (Л. Берковиц) рассматривает агрессию как поведение, которое активизируется или подавляется эмоциональным переживанием, вызванным неблагоприятным событием. Модель переноса возбуждения (Д. Зильман) рассматривает сочетание физиологического возбуждения и когнитивной оценки (интерпретации) этого состояния как пусковой механизм и регулятор агрессивного поведения. Теория социального научения (А. Басс, А. Бандура) акцентирует внимание на том, что человек учится агрессивному поведению. Обучение происходит либо через подкрепление и наказание, либо через наблюдение за моделями. Социально-когнитивный подход (К. Додж) изучает индивидуальные различия в агрессивном поведении как функцию различий в когнитивных схемах, управляющих проявлением агрессии, и в способах обработки социальной информации. Модель социального взаимодействия (Дж. Тедеши, Р. Фелсон) рассматривает агрессию как инструментальную функцию действий, совершаемых ради контроля над поведением других людей, восстановления справедливости, защиты своей репутации и т. п. Об агрессивном поведении у животных см. в статье Поведение животных.