Карстен Анитра
Ка́рстен Ани́тра (Anitra Karsten) (11.12.1902, Турку – 29.10.1988, Франкфурт-на-Майне), финский психолог, ученица и сотрудница К. Левина, позже – специалист в области геронтопсихологии.
Родилась в интеллигентной семье среднего класса. Отец – Эрланд Август Карстен (1874–1928), инженер и преподаватель математики в Техническом институте. Мать – Мария Аделаида Карстен, урожденная Вальмквист (1868–1913). Дочь назвали в честь Анитры, персонажа пьесы Г. Ибсена «Пер Гюнт». У Анитры был сводный брат, от первого брака матери, на 7 лет старше её.
Девочка получила хорошее воспитание в свободной, защищённой, без запретов и наказаний домашней обстановке, открытой искусству, музыке, науке.
После окончания школы в Финляндии в 1922 г. по совету родителей поступила в Берлинский университет, в котором училась с 11 ноября 1922 г. по 21 августа 1924 г. Два семестра изучала там литературу, затем – психологию у В. Кёлера, М. Вертгеймера, К. Левина. Входила в неформальный дискуссионный клуб Quasselstrippe, где общалась с Левином и его учениками, в том числе Б. В. Зейгарник, Т. В. Дембо, М. А. Овсянкиной. Уже в 1923 г. под руководством Левина начала свои первые исследования насыщения в рамках его исследовательской программы изучения психологии действий и аффектов. В 1924 г. возвратилась в Финляндию, училась в Академии Або, изучала социологию у Э. Вестермарка, экономику и историю литературы. Одновременно продолжала исследования насыщения. В 1926 г. вернулась в Берлин, где завершила исследование, затем перевелась на один семестр в Гисен, на кафедру К. Коффки, где училась с 15 мая по 10 ноября 1926 г. и, при согласии Левина и Кёлера, 24 февраля 1928 г. защитила диссертацию «Психическое насыщение» («Psychische Sättigung»). В том же году работа была опубликована в журнале Psychologische Forschung.
Психическое насыщение
Диссертационное исследование Карстен было посвящено явлению психического насыщения при многократном повторении одного и того же действия (Karsten. 1928). Испытуемые выполняли простые действия: чертили штрихи, единичные или сгруппированные по 3–5 шт.; обводили контуры или копировали по образцу простые геометрические фигуры; многократно читали вслух с листа или наизусть стихи (Г. Гейне, И. В. Гёте, Ф. Шиллера и др.). Давалась следующая инструкция: «Выполняйте действие столько, сколько захотите. Если больше не хотите делать, можно остановиться». Когда человек отказывался от продолжения выполнения задания, экспериментатор задавал вопросы: «Устали? Вы уже закончили? Может, ещё немного?», которые можно рассматривать как слабое давление. Эксперимент длился до двух часов. Одновременно могли быть задействованы до 50 испытуемых. Учитывались, а затем подробно анализировались хронометраж, данные наблюдения за поведением испытуемых во время эксперимента, количество и характер ошибок. После эксперимента проводилось интервью, собирались данные самонаблюдения.
Описание процесса психического насыщения Карстен начинает с детской игры, когда дети многократно выполняют какое-либо действие, а затем неожиданно его прекращают, – феномен, напоминающий достижение сытости во время еды. Психическое насыщение приводит к отказу от продолжения действия. Определяя психическое насыщение, Карстен, а на основе её результатов и Левин (Lewin. 2009), подчёркивают: 1) оно не тождественно физической усталости: испытуемый без проблем продолжает действие, если меняется задача и оно встраивается в другой смысловой контекст, 2) оно не тождественно невнимательности вследствие монотонии: уход содержания на периферию внимания даже способствует отсрочке насыщения.
В процессе выполнения задания наблюдается ряд стадий насыщения: за первоначальным улучшением качества выполнения, достижением комфортного выполнения задания следуют появление ошибок, распад выполнения задачи, ощущение бессмысленности продолжения, сильные аффективные реакции. Общее направление процесса можно определить как переход от «фазы голода» к «фазе насыщения», а затем и «фазе пресыщения». Удовольствие от выполнения действия сменяется неприязнью, затем отвращением. В терминах теории Левина динамика ситуации объясняется действием двух противонаправленных сил: желания продолжать выполнение задания и желания выйти из поля.
На основе полученных Карстен данных Левин в 1928 г. написал статью «Значение психического насыщения для некоторых проблем психотехники» («Die Bedeutung der “Psychischen Sättigung” für einige Probleme der Psychotechnik»), в которой указал на практические следствия феномена насыщения для психологии рекламы, моды, обучения и др. Результаты, полученные Карстен, до сих пор используются в психологии обучения и психологии труда, в исследованиях стресса и перфекционизма. Её работу оценивают как предшественника современных исследований выгорания (Soff. 2011).
Профессиональная деятельность в 1930–1940-х гг.
После защиты диссертации Карстен работала как исследователь в Берлинском институте психологии в составе группы К. Левина. Выделенный, но детально не изученный ею фактор успеха стал темой диссертационного исследования Ф. Хоппе. Карстен была ассистентом Левина в его кинопроектах, сопровождала съёмочную группу, подсказывала сюжеты, подбирала ситуации для кинозаписи.
По рекомендации К. Готтшальдта с конца 1927 г. по начало 1929 г. Карстен работала в психологической лаборатории промышленника Г. Шихта (Georg Schicht) в г. Усти-над-Лабем, Чехословакия, где занималась исследованиями в области рекламы.
В 1929 г. вернулась в Берлин, продолжила работу в Психологическом институте Берлинского университета. Участвовала в проведении исследований Э. М. фон Хорнбостеля (Erich Moritz von Hornbostel, 1877–1935), музыковеда и гештальтпсихолога, по теме «Единство ощущений» – изучалось влияние запахов на восприятие оттенков серого цвета и музыкальных тонов.
С 1929 г. независимый консультант по экономической психологии и маркетинговым исследованиям в Берлине. С 1936 по 1939 гг. доцент по психологии рекламы в только что созданной Высшей школе рекламы Рейха (Höheren Reichswerbefachschule). Проблемы психологии рекламы предлагала рассматривать с точки зрения теории поля Левина.
В начале Второй мировой войны, 30 ноября 1939 г., Карстен покинула Германию, до мая 1940 г. жила в Швеции, работала культурным представителем Финляндии в Стокгольме. Затем переселилась в Финляндию, где на 10 дней была арестована (проверялись её немецкие и русские связи). Работала в Министерстве информации в Хельсинки: в пресс-службе Финляндии (1940–1944), в государственном институте информации (1941–1943); переводила на немецкий язык финскую литературу, способствовала основанию журнала Nordlicht («Северное сияние»), в котором работала (1940–1944) и в течение многих лет была автором.
В 1942–1960 гг. Карстен преподавала общий курс психологии, а также курс психологии продаж и рекламы в Шведской коммерческой школе (Svenska handelshögskolan) в Хельсинки; в 1948 г. получила здесь магистерскую степень по экономике, в 1951 г. хабилитировалась, получила звание доцента; занималась маркетинговыми исследованиями. Также читала социальную психологию в Хельсинкском университете, где вместе с Э. Саурио (Elli Saurio, 1899–1966) провела исследование установок финских потребителей. Читала лекции для работников детских садов, медсестёр, заведующих социальными домами (для детей и престарелых) и социальных работников во вновь созданном Институте социальной работы. Написала несколько работ о детях и подростках, исследовала у них явление психического насыщения, социальную дезадаптацию, их поведение как потребителей, отношение к кино, методы индивидуальной и групповой работы с ними. Была финским корреспондентом швейцарского радио, освещала темы политики, культуры, искусства.
В 1949 г. Карстен получила годовой исследовательский грант от Международной ассоциации женщин на исследовательскую стажировку в США, для которой выбрала Университет Анн-Арбор в Мичигане (1949–1950; ныне Мичиганский университет). Здесь её исследования были сосредоточены на проблеме предубеждений против американцев и американской науки, которую она рассматривала с точки зрения гештальтпсихологии: на восприятие высказываний человека, его особенностей влияет контекст, общее поле восприятия. Включение человека в другую группу приводит к переструктурированию индивидуального поля и тем самым – к изменению понимания различных точек зрения и мнений (1953). Также затронула тему предрассудков, связанных с пожилым возрастом и старостью. В США Карстен снова встретилась с В. и Л. Кёлерами, М. А. Овсянкиной, Т. В. Дембо, Е. М. Ганфман.
Исследования психологических аспектов старения
Еще в 1948 г. Карстен обратилась к исследованию старения, в то время новой для психологии теме. Она одной из первых вошла в созданное по инициативе профессора физиологии Хельсинкского университета Э. Ялависто (Eeva Jalavisto, 1909–1966) Финское геронтологическое общество (1948) и была его членом до 1959 г. Также была редактором журнала Geron (1952–1959). В 1956 г. было организовано Общество помощи пожилым людям, Карстен и Ялависто стали членами его правления.
Опираясь на теорию поля Левина и свои исследования, Карстен выделила в жизненном пространстве пожилого человека 4 ключевые области, особо «чувствительные темы»: тема занятости (работа и хобби); тема здоровья (физического и психического); тема социо-экономического статуса; тема социальных контактов. Свою модель она представила в 1960 г. в Париже на коллоквиуме Национального центра научных исследований. В исследовании установок пожилых людей, проживающих в сельской местности (1966), она рассмотрела здоровье, статус, занятость и социальные контакты как возможные сферы «социальной депривации». В исследовании было показано, что люди, у которых сужение одного сегмента жизненного пространства сопровождается обогащением другого, успешнее приспосабливаются к новой ситуации.
Перспектив получить звание профессора в Финляндии у Карстен не было, и по приглашению Х. Томе (Hans Thomae, 1915–2001) она в 1960 г. вернулась в Германию, получив на 1 год гостевую профессуру в Университете Эрлангена; также преподавала в Нюрнберге, Марбурге, где читала лекции по социальной психологии. Затем получила стипендию на исследование по теме «Положение пожилых людей в сельской местности в Германии» и должность преподавателя на экономическом факультете Франкфуртского университета, где позднее была назначена приглашённым профессором геронтологии (1964), а позже получила звание профессора (1975). Во Франкфурте она выполнила несколько проектов по исследованию пожилого и старческого возраста. О своих исследованиях она сообщила на международном конгрессе по геронтологии в Вене (1964). Также провела исследование «Пожилой человек как потребитель» (результаты опубликованы в 1971).
Программы практической работы с пожилыми людьми Карстен создавала под девизом «Hilfe zur Selbsthilfe» («Помощь в развитии самопомощи»). Подчёркивая важность проблемы образования для людей старше 50 лет, она вместе с профессорами Г. Бёме и Г. Ибеном в 1982 г. основала Университет третьего возраста (открыт 9 июня 1982) – учреждение для университетского образования пожилых людей – и участвовала в создании его программ обучения.
Кроме того, в Германии Карстен сняла короткометражный фильм по детской психологии, а также приняла участие в создании коллективного учебника по экспериментальной психологии, для которого написала главу «Мотивация и эмоциональные явления» (1972).
Анитра Карстен не была замужем, не имела детей.
В 1985 г. Карстен была награждена премией имени Элизабет Норгалл (Elisabeth-Norgall-Preis), которую ежегодно присуждает Международный женский клуб Франкфурта женщинам, добившимся значительных успехов в неправительственных проектах, посвящённых проблемам женщин. В 1988 г. она стала почётным членом Немецкого психологического общества.