Малер Вера
Ма́лер Ве́ра, Вера Фридхен Малер (Wera Friedchen Mahler, урождённая Франк) (12.10.1899, Гамбург – 14.9.1991, Тель-Авив), немецкий и израильский психолог, ученица К. Левина. Профессор психологии Тель-Авивского университета.
Вера Фридхен Франк родилась в еврейской семье. Отец – Мозес Бернард Франк (Moses Bernhard Franck, 1861 – 1930 или 1931), коммерсант, банкир, мать – Сара (Соня) Франк, урождённая Хиршман [Sarah (Sonja) Hirschmann, 1871–1944] из г. Гольдинген (ныне Кулдига, Латвия).
Вера училась сначала в частной средней школе для девочек (1905–1910), затем в государственной средней школе для девочек (1910–1919, с 1913 – лицей). С 1919 г. изучала философию, психологию, физиологию, историю искусств в университетах Фрайбурга, Марбурга, Берлина. В 1921 г. вышла замуж, вынуждена была прервать своё обучение на 5 лет по семейным причинам и в связи со здоровьем. Возобновила обучение в Берлинском университете с зимнего семестра 1926–1927 гг. В 1931 г. после продолжительной болезни умер её муж.
У Веры было три родных брата: Вальтер (1894), Рихард (1895) и Эдгар (1896). Все трое участвовали в Первой мировой войне, и оба старших брата погибли на полях сражений, после окончания войны домой вернулся только Эдгар. Он взял на себя управление компанией своего отца. Вера до 1931 г. также была партнёром в семейном бизнесе.
В 1932 г. В. Малер закончила исследование, выполненное под руководством К. Левина и В. Кёлера. Она, как и две другие ученицы Левина, К. Лисснер и С. Слиозберг, опиралась на работу М. А. Овсянкиной (1928), обнаружившей тенденцию возобновлять незавершённое действие. Они исследовали различные аспекты снижения тенденции к возобновлению деятельности при выполнении другой активности (замещающих действий). Работу Малер стимулировало также наблюдение Т. В. Дембо, которая отметила, что при неуспехе в выполнении задания испытуемый часто ищет возможность выполнить аналогичное более простое действие (так, если испытуемому не удавалось набросить деревянное кольцо на бутылку с большого расстояния, он мог накинуть кольцо на крючок вешалки, выходя из комнаты).
В. Малер выполнила исследование на 35 детях от 6 до 10 лет и 155 старшеклассниках и студентах. В эксперименте необходимо было выполнять задания по образцу (например, построить башню, забор вокруг домика, решить математическую задачу, сложить мозаику). В какой-то момент деятельность прерывалась экспериментатором, и он просил выполнить одно из трёх других заданий: что-то мысленно представить, подумать; о чём-то говорить вслух; выполнить другое действие. Кроме того, задание, предложенное вторым, по содержанию в разной степени было связано с первоначальным: от вообще не связанного (например, после строительства башни решить математическую задачу в уме, вслух или письменно на бумаге) до связанного очень тесно, с очевидностью (мысленно представить, как заканчивается прерванная работа, рассказать историю, в которой испытуемый успешно выполнил первое задание, сделать нечто весьма похожее на первое задание). После завершения второго задания испытуемого оставляли примерно на 30 с и смотрели, произойдёт ли спонтанное возвращение к выполнению первого задания.
Было показано, что тенденция к возобновлению действия зависит от нескольких факторов.
От уровня реальности замещающего действия. Замещение может происходить в форме фантазии, воображения. Речь и жестикуляция также могут заменять реальное действие и использоваться вместо него. В соответствии с гипотезой, в эксперименте было предложено три типа замещающих действий с увеличивающейся степенью реальности: мысль, речь и действие. Вместо того чтобы закончить выполнение первого задания, испытуемому предлагалось думать (план мышления), говорить (план речи) или делать (план действия) что-то другое. В целом оказалось, что чем выше уровень реальности замещающей деятельности, тем выше её замещающая ценность.
От вида цели. Малер выделила внешнюю цель и внутреннюю. Внешняя цель определяется экспериментатором (например, решить задачу). Внутренняя цель формулируется самим испытуемым (например, быть умным, если испытуемый воспринимает задание как проверку интеллекта). Если цель (и внешняя, и внутренняя) в достаточной степени достигается замещающим действием, то удовлетворение и расслабление наступает гораздо чаще. Замещающая ценность будет тем больше, чем лучше вторая деятельность позволяет достичь цели первоначальной.
От типа задания. Малер исследовала разницу между т. н. проблемными (мыслительными) задачами и задачами, связанными с продуктивной деятельностью, изготовлением видимого продукта. Она показала, что задачи интеллектуального типа характеризуются недостаточной замещающей ценностью: для снятия напряжения субъекту обычно недостаточно найти решение в мысленном или речевом плане, но важно выразить его в реальном действии, ручном и видимом, предъявить результат другим.
От степени сходства замещающего задания с первоначальным и трудности замещающего задания. Этот фактор был назван, но недостаточно исследован.
Максимально снижают напряжение и редуцируют тенденцию возвращения к выполнению первоначальной деятельности другие практические действия, особенно если они связаны с первоначальным намерением.
В полученных результатах косвенно содержалась критика психоанализа, рассматривающего фантазию как эффективный способ осуществления желания. Вывод Малер о том, что мы ценим реальные действия, особенно если их результат признан окружающими, лежит у истоков современных исследований мотивации и подтверждается ими.
1 марта 1933 г. Малер защитила работу «Замещающие действия различных уровней реальности» («Ersatzhandlungen verschiedenen Realitätsgrades») и получила степень доктора философии. В этом же году работа была опубликована в журнале Psychologische Forschung («Психологические исследования»).
Затем Малер работала ассистентом в Психологическом институте Берлинского университета, преподавала и намеревалась построить академическую карьеру. В это же время она прошла подготовку как психолог-консультант в Обществе индивидуальной (адлерианской) психологии. Получив в Берлинском институте психологии фундаментальное научное образование и будучи психологом-исследователем, экспериментатором, она видела слабые места учения А. Адлера, однако признавала ценность его идей для психотерапевтической практики и воспитательной работы, считала, что субъективность интерпретации не несёт опасности для консультируемого.
После прихода к власти национал-социалистов Малер подала документы на визу для выезда в Палестину и в это время работала генеральным секретарём Международной женской благотворительной сионистской организации (Women’s International Zionist Organisation, WIZO) в Германии.
Эмиграция Малер в Палестину состоялась только в 1938 г., а её брату, матери и другим родственникам выехать из Германии не удалось. Они погибли в концентрационных лагерях. Всё имущество семьи было конфисковано и продано на аукционах.
Палестина в то время нуждалась в рабочей силе и практически не давала возможностей для академической карьеры. Малер учила иврит, работала первое время горничной, помощницей по дому для имеющих социальную страховку (т. е. её труд оплачивался за счёт средств социального страхования).
После Второй мировой войны в Палестине последовала борьба за независимость, которая привела к образованию двух государств – еврейского и арабского. Малер в течение 2 лет работала в качестве социального работника, помогала семьям солдат. После образования государства Израиль она работала учителем, вела семинары по психологии для учителей и воспитателей детских садов, переводила специальную англоязычную профессиональную литературу сначала на немецкий, а потом на иврит, начала работать консультантом и психотерапевтом.
Позднее она обратилась к индивидуальной психологии А. Адлера, некоторое время сотрудничала с адлерианским психологом Рудольфом Дрейкурсом, входила в редакционный совет журнала Individual Psychologist («Индивидуальный психолог»), издаваемого с 1963 г. Американским обществом адлерианской психологии (American Society of Adlerian Psychology, ASAP).
В 1963 г. был открыт Тель-Авивский университет, на факультет психологии которого было выделено 2,5 ставки; деканом факультета стал Ханс Крайтлер (Hans Kreitler, 1916–1993), а Малер – одним из первых преподавателей, в дальнейшем – профессором психологии. Ориентация факультета изначально была в основном клинической. Малер преподавала теории личности и психологию развития. Она – автор пособия по общей психологии и психологии развития в 2 томах (Тель-Авив, 1967, 1969), одной из первых книг по психологии на иврите.
Методы преподавания и научной работы в университете следовали бихевиористской традиции, требовали большого количества испытуемых и статистической обработки данных. Это противоречило опыту Малер, полученному в школе К. Левина; в своей работе она придерживалась традиций образования, полученного в 1920-х гг. в Берлине, продвигала теоретические и методологические идеи своих учителей-гештальтпсихологов.
В 1985 г., за 6 лет до своей смерти, она завещала Немецкому обществу теоретической и прикладной гештальтпсихологии (The Society for Gestalt Theory and its Applications, GTA) свои книги по психологии, привезённые из Германии, в том числе работы М. Вертгеймера, В. Кёлера, К. Левина и К. Дункера, учеников и коллег К. Левина, а также фотографии и личные документы. Она считала время работы под руководством своих учителей – Вертгеймера, Кёлера, Левина – самым прекрасным и вдохновляющим в своей жизни.
В 1990 г. Вера Малер стала почётным членом Международного общества теоретической и прикладной гештальтпсихологии (GTA).
В начале 1970-х гг. она перенесла инсульт, была парализована, надолго выбыла из строя, однако полностью восстановила подвижность. Уже в преклонном возрасте Малер страдала от онкологического заболевания. Скончалась в Тель-Авиве в возрасте 91 года.