#Немецкая психологияНемецкая психологияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегНемецкая психологияНемецкая психологияНайденo 59 статейПсихологиПсихологи Икскюль Якоб фонИкскю́ль Я́коб фон (1864–1944), немецкий биолог, зоопсихолог и философ. Философско-биологическая концепция Икскюля сложилась под влиянием учения И. Канта об априорных формах чувственного восприятия. Критиковал механистический подход в биологии, отвергал дарвинизм. Учение Икскюля об окружающем животное мире явилось одной из теоретических основ этологии.Научные произведения «Формы жизни»«Фо́рмы жи́зни», основное произведение немецкого философа, педагога, психолога Э. Шпрангера, в котором он сформулировал свою концепцию понимающей психологии. Предпосылками этого произведения послужили описательная психология В. Дильтея, учение о ценностях Г. Риккерта, идеи философии жизни, неокантианская методология. Развивая собственную концепцию с опорой на неокантианскую традицию дифференциации наук на «науки о природе» и «науки о духе», Шпрангер противопоставил элементаристской психологии – целостную, механистической – осмысливающую, объяснительной – понимающую. Формы жизни – это теоретический конструкт, введённый для характеристики разнообразия ценностных ориентаций человека в мире. Выявление основных «форм жизни» человека основано на методе идеальных типов, описанном Шпрангером в одноимённой работе. В «Формах жизни» также изложена концепция психологии личности Шпрангера, согласно которой личность есть неделимое целое, а её познание (понимание) в психологии зиждется на аналитической реконструкции одной из шести этических систем (этика общей законности, утилитарная этика, этика внутренней формы, этика лояльности, этика воли к власти, этика религиозного благочестия), задающих ведущую жизненную ценность человека.Психологи Слиозберг СараСли́озберг Са́ра (1906 – после 1934), немецкий психолог, ученица К. Левина. Входила в исследовательскую группу Левина в Институте психологии Берлинского университета. Изучала особенности замещения у детей дошкольного возраста в серьёзных и игровых ситуациях. Её исследование продолжило серию работ по изучению замещающих действий, а также слоёв реальности/ирреальности в жизненном пространстве личности и способствовало концептуализации теории поля Левина.Психологи Дёрнер ДитрихДёрнер Ди́трих (род. 1938), немецкий психолог. В сферу его научных интересов входят мышление и решение проблем, компьютерное моделирование, искусственный интеллект, обучение и память, когнитивная нейронаука. Известен экспериментом «Лохаузен» и созданием «PSI теории». Автор более 170 научных работ. Лауреат премии имени Готфрида Вильгельма Лейбница Немецкого общества научных исследований (1986).Психологи Франкл ВикторФранкл Ви́ктор (1905–1997), австрийский психолог, психиатр. Доктор медицины, доктор философии, профессор неврологии и психиатрии Венского университета, приглашённый профессор, почётный доктор 29 университетов на четырёх континентах. Основатель «третьей венской школы психотерапии» – логотерапии, или экзистенциального анализа. Его опыт выживания в условиях концентрационного лагеря (1942–1945) послужил стимулом и материалом для разработки положений логотерапии, а также их подтверждением. Центрированный на поисках смысла жизни подход Франкла продолжает быть актуальным в 21 в., а его последователи образуют широкое профессиональное движение по сопровождению людей в трудных жизненных ситуациях.Психологи Лисснер КетеЛи́сснер Ке́те [1905–1950(?)], немецкий психолог, ученица К. Левина. Диссертационное исследование Лисснер было выполнено в рамках программы Левина по исследованию действий и аффектов, входило в группу исследований прерванных и замещающих действий. Оно показало, что на возобновление прерванного действия влияет наличие замещающего действия, а также сходство замещающего действия с прерванным, трудность его выполнения, шаблонность или творческий характер. Исследование прояснило закономерности динамики потребностей, тем самым внесло вклад в концептуализацию динамической психологии (теории поля) Левина.Научные направления Экзистенциальная психологияЭкзистенциа́льная психоло́гия, область современной психологической науки, изучающая взаимоотношения человека с жизненным миром, отношение человека к фундаментальным проблемам своего существования, бытие в мире. Название образовано от философского понятия «экзистенция», означающего человеческое существование во всей его полноте и подлинности. Ключевые идеи экзистенциальной психологии сформировались на пересечении интеллектуальных традиций экзистенциальной философии, экзистенциального анализа (дазайн-анализа) и гуманистической психологии. Экзистенциальная психология исходит из того, что поведение человека и психологическая феноменология определяются не только индивидуально-психологическими особенностями и ситуационными детерминантами, описывающими непосредственный контекст существования человека, но и его включённостью в более широкое пространство жизненного мира. К основным экзистенциальным проблемам, переживаемым человеком, относятся проблемы конечности жизни, свободы и ответственности, одиночества, смысла жизни.Психологи Петерс АльфредПе́терс А́льфред (Alfred Peters) (1888–1974), немецкий психолог, журналист. Наиболее известен как основатель психологии спорта. В 1925 г. получил степень доктора философии за диссертацию о концепции спорта «Der Begriff des Sports: die geistige Haltung des Sports sonderlich gegenüber der des Spiels und der des Kampfes» («Понятие спорта: психологическое отношение к спорту, особенно к игре и борьбе»), написанную под руководством М. Шелера и Л. фон Визе и опубликованную в 1927 г.Теологи Штелин ВильгельмШте́лин Ви́льгельм (Wilhelm Stählin) (1883–1975), лютеранский теолог, психолог. Был учеником О. Кюльпе (1862–1915), основателя вюрцбурской школы психологии. Считал, что в психологических исследованиях религии должны использоваться те же методы, что и в общей психологии. В своих экспериментах использовал опросы.Психологи Овсянкина Мария АрсеньевнаОвся́нкина Мари́я Арсе́ньевна (1898–1993), немецкий и американский психолог русского происхождения, ученица К. Левина. Выполнила исследование, в котором было зафиксировано стремление людей возобновлять прерванное действие, если цель действия не была достигнута, в дальнейшем названное «эффект Овсянкиной». Профессор психологии Уитон-колледжа (Массачусетс, США), Коннектикутского университета, Калифорнийского университета в Беркли. Развивала подход к теории и практике психодиагностического метода Г. Роршаха, опирающийся на положения гештальтпсихологии. 12345