#Немецкая психология
Немецкая психология
Тег

Немецкая психология

Немецкая психология
Найденo 63 статьи
Психологи
Фаянс Сара
Фая́нс Са́ра (1901–1976), немецко-израильский психолог. Ученица К. Левина, в рамках его исследовательской программы изучала поведение детей от 6 месяцев до 6 лет в ситуации возникновения у них желания получить привлекательный объект. Внесла вклад в теорию топологической психологии Левина, в исследования поведения человека в ситуациях успеха и неудачи. В дальнейшем работала в Израиле над проблемами детского развития, принимала участие в подготовке учителей начальной школы и воспитателей детских садов, распространяла идеи гештальтпсихологии.
Сара Фаянс. Фото из книги: Księga-album pamięci gminy żydowskiej w Białymstoku. Łomża, Białystok, 2022. S. 373
Научные школы
Описательная психология
Описа́тельная психоло́гия, гуманитарно ориентированное направление психологических исследований, опирающееся на качественную методологию. Ключевая идея описательной психологии заключается в том, что психические явления и процессы нуждаются в описаниях, максимально приближенных к внутренним переживаниям субъекта и их выражению во внешних поведенческих формах. В своём становлении описательная психология противопоставляла себя т. н. объяснительной психологии. Идеи о том, что психология может существовать лишь в качестве описательной науки, высказывал И. Кант. Одним из первых выражение «дескриптивная психология» (deskriptive Psychologie) в своих работах стал использовать немецкий психолог и антрополог Т. Вайц. Почерпнув из лекций философа Ф. А. Тренделенбурга идеи о дифференциации двух психологий, описательной и объяснительной, оригинальные программы построения такой дисциплины разработали Ф. Брентано и В. Дильтей. Для Брентано дескриптивная психология означала обнаружение и прояснение сущности психических феноменов. Её задачей было анализирующее описание представлений и иных фактов внутреннего опыта, открывающихся человеку посредством восприятия. Дильтей понимал под описательной психологией научное исследование психических элементов и образованных ими целостностей, возникающих в развитой душевной жизни человека, обладающих внутренней структурной связью, выявляемой посредством переживания. Продолжателем предложенного Дильтеем гуманитарно ориентированного развития психологии в 20 в. стал Э. Шпрангер, создавший свою концепцию понимающей психологии.
Психология
Научные произведения
«Идеи об описательной и анализирующей психологии»
«Иде́и об описа́тельной и анализи́рующей психоло́гии», произведение немецкого философа В. Дильтея, в котором он сформулировал свою концепцию описательной психологии. Основная идея этой работы состоит в противопоставлении двух психологий: ориентирующейся на естествознание, объясняющей (нем. erklärende) психическую жизнь человека, с одной стороны, и описывающей (нем. beschreibende), анализирующей (нем. zergliedernde), опирающейся на герменевтику и историческое познание – с другой. Описательную и анализирующую психологию Дильтей рассматривал в качестве ключевой науки о человеке. Она должна изучать психические элементы и целостности, возникающие в жизни сформированного, зрелого человека; эти элементы обладают имплицитной взаимосвязью и могут быть обнаружены посредством переживания. Книга впервые опубликована на немецком языке в 1894 г., на русском – в 1924 г., на английском – в 1977 г.
Психология
Научные произведения
«Формы жизни»
«Фо́рмы жи́зни», основное произведение немецкого философа, педагога, психолога Э. Шпрангера, в котором он сформулировал свою концепцию понимающей психологии. Предпосылками этого произведения послужили описательная психология В. Дильтея, учение о ценностях Г. Риккерта, идеи философии жизни, неокантианская методология. Развивая собственную концепцию с опорой на неокантианскую традицию дифференциации наук на «науки о природе» и «науки о духе», Шпрангер противопоставил элементаристской психологии – целостную, механистической – осмысливающую, объяснительной – понимающую. Формы жизни – это теоретический конструкт, введённый для характеристики разнообразия ценностных ориентаций человека в мире. Выявление основных «форм жизни» человека основано на методе идеальных типов, описанном Шпрангером в одноимённой работе. В «Формах жизни» также изложена концепция психологии личности Шпрангера, согласно которой личность есть неделимое целое, а её познание (понимание) в психологии зиждется на аналитической реконструкции одной из шести этических систем (этика общей законности, утилитарная этика, этика внутренней формы, этика лояльности, этика воли к власти, этика религиозного благочестия), задающих ведущую жизненную ценность человека.
Eduard Spranger. Lebensformen: Geisteswissenschaftliche Psychologie und Ethik der Persönlichkeit. Halle, 1921. Обложка
Психологи
Слиозберг Сара
Сли́озберг Са́ра (1906 – после 1934), немецкий психолог, ученица К. Левина. Входила в исследовательскую группу Левина в Институте психологии Берлинского университета. Изучала особенности замещения у детей дошкольного возраста в серьёзных и игровых ситуациях. Её исследование продолжило серию работ по изучению замещающих действий, а также слоёв реальности/ирреальности в жизненном пространстве личности и способствовало концептуализации теории поля Левина.
Психология
Психологи
Франкл Виктор
Франкл Ви́ктор (1905–1997), австрийский психолог, психиатр. Доктор медицины, доктор философии, профессор неврологии и психиатрии Венского университета, приглашённый профессор, почётный доктор 29 университетов на четырёх континентах. Основатель «третьей венской школы психотерапии» – логотерапии, или экзистенциального анализа. Его опыт выживания в условиях концентрационного лагеря (1942–1945) послужил стимулом и материалом для разработки положений логотерапии, а также их подтверждением. Центрированный на поисках смысла жизни подход Франкла продолжает быть актуальным в 21 в., а его последователи образуют широкое профессиональное движение по сопровождению людей в трудных жизненных ситуациях.
Виктор Эмиль Франкл. 1954
Психологи
Лисснер Кете
Ли́сснер Ке́те [1905–1950(?)], немецкий психолог, ученица К. Левина. Диссертационное исследование Лисснер было выполнено в рамках программы Левина по исследованию действий и аффектов, входило в группу исследований прерванных и замещающих действий. Оно показало, что на возобновление прерванного действия влияет наличие замещающего действия, а также сходство замещающего действия с прерванным, трудность его выполнения, шаблонность или творческий характер. Исследование прояснило закономерности динамики потребностей, тем самым внесло вклад в концептуализацию динамической психологии (теории поля) Левина.
Психология
1
2
3
4
5