#Немецкая психология
Немецкая психология
Тег

Немецкая психология

Немецкая психология
Найденo 59 статей
Научные произведения
«Формы жизни»
«Фо́рмы жи́зни», основное произведение немецкого философа, педагога, психолога Э. Шпрангера, в котором он сформулировал свою концепцию понимающей психологии. Предпосылками этого произведения послужили описательная психология В. Дильтея, учение о ценностях Г. Риккерта, идеи философии жизни, неокантианская методология. Развивая собственную концепцию с опорой на неокантианскую традицию дифференциации наук на «науки о природе» и «науки о духе», Шпрангер противопоставил элементаристской психологии – целостную, механистической – осмысливающую, объяснительной – понимающую. Формы жизни – это теоретический конструкт, введённый для характеристики разнообразия ценностных ориентаций человека в мире. Выявление основных «форм жизни» человека основано на методе идеальных типов, описанном Шпрангером в одноимённой работе. В «Формах жизни» также изложена концепция психологии личности Шпрангера, согласно которой личность есть неделимое целое, а её познание (понимание) в психологии зиждется на аналитической реконструкции одной из шести этических систем (этика общей законности, утилитарная этика, этика внутренней формы, этика лояльности, этика воли к власти, этика религиозного благочестия), задающих ведущую жизненную ценность человека.
Eduard Spranger. Lebensformen: Geisteswissenschaftliche Psychologie und Ethik der Persönlichkeit. Halle, 1921. Обложка
Психологи
Слиозберг Сара
Сли́озберг Са́ра (1906 – после 1934), немецкий психолог, ученица К. Левина. Входила в исследовательскую группу Левина в Институте психологии Берлинского университета. Изучала особенности замещения у детей дошкольного возраста в серьёзных и игровых ситуациях. Её исследование продолжило серию работ по изучению замещающих действий, а также слоёв реальности/ирреальности в жизненном пространстве личности и способствовало концептуализации теории поля Левина.
Психология
Психологи
Франкл Виктор
Франкл Ви́ктор (1905–1997), австрийский психолог, психиатр. Доктор медицины, доктор философии, профессор неврологии и психиатрии Венского университета, приглашённый профессор, почётный доктор 29 университетов на четырёх континентах. Основатель «третьей венской школы психотерапии» – логотерапии, или экзистенциального анализа. Его опыт выживания в условиях концентрационного лагеря (1942–1945) послужил стимулом и материалом для разработки положений логотерапии, а также их подтверждением. Центрированный на поисках смысла жизни подход Франкла продолжает быть актуальным в 21 в., а его последователи образуют широкое профессиональное движение по сопровождению людей в трудных жизненных ситуациях.
Виктор Эмиль Франкл. 1954
Психологи
Лисснер Кете
Ли́сснер Ке́те [1905–1950(?)], немецкий психолог, ученица К. Левина. Диссертационное исследование Лисснер было выполнено в рамках программы Левина по исследованию действий и аффектов, входило в группу исследований прерванных и замещающих действий. Оно показало, что на возобновление прерванного действия влияет наличие замещающего действия, а также сходство замещающего действия с прерванным, трудность его выполнения, шаблонность или творческий характер. Исследование прояснило закономерности динамики потребностей, тем самым внесло вклад в концептуализацию динамической психологии (теории поля) Левина.
Психология
Научные направления
Экзистенциальная психология
Экзистенциа́льная психоло́гия, область современной психологической науки, изучающая взаимоотношения человека с жизненным миром, отношение человека к фундаментальным проблемам своего существования, бытие в мире. Название образовано от философского понятия «экзистенция», означающего человеческое существование во всей его полноте и подлинности. Ключевые идеи экзистенциальной психологии сформировались на пересечении интеллектуальных традиций экзистенциальной философии, экзистенциального анализа (дазайн-анализа) и гуманистической психологии. Экзистенциальная психология исходит из того, что поведение человека и психологическая феноменология определяются не только индивидуально-психологическими особенностями и ситуационными детерминантами, описывающими непосредственный контекст существования человека, но и его включённостью в более широкое пространство жизненного мира. К основным экзистенциальным проблемам, переживаемым человеком, относятся проблемы конечности жизни, свободы и ответственности, одиночества, смысла жизни.
Психология
Психологи
Петерс Альфред
Пе́терс А́льфред (Alfred Peters) (1888–1974), немецкий психолог, журналист. Наиболее известен как основатель психологии спорта. В 1925 г. получил степень доктора философии за диссертацию о концепции спорта «Der Begriff des Sports: die geistige Haltung des Sports sonderlich gegenüber der des Spiels und der des Kampfes» («Понятие спорта: психологическое отношение к спорту, особенно к игре и борьбе»), написанную под руководством М. Шелера и Л. фон Визе и опубликованную в 1927 г.
Психология
Психологи
Овсянкина Мария Арсеньевна
Овся́нкина Мари́я Арсе́ньевна (1898–1993), немецкий и американский психолог русского происхождения, ученица К. Левина. Выполнила исследование, в котором было зафиксировано стремление людей возобновлять прерванное действие, если цель действия не была достигнута, в дальнейшем названное «эффект Овсянкиной». Профессор психологии Уитон-колледжа (Массачусетс, США), Коннектикутского университета, Калифорнийского университета в Беркли. Развивала подход к теории и практике психодиагностического метода Г. Роршаха, опирающийся на положения гештальтпсихологии.
Психология
1
2
3
4
5