Хоппе Фердинанд
Хо́ппе Фердина́нд (Ferdinand Hoppe) (9.7.1904, Гладбек – 23.6.1960, Хильтроп), немецкий психолог. Отец – Август Хоппе, торговец; мать – Анна Хоппе (урождённая Вайсман), домохозяйка. Изучал философию, историю и психологию в университетах Мюнстера и Берлина. В 1930 г. защитил диссертацию в Университете Фридриха Вильгельма в Берлине (с 1949 Берлинский университет имени Гумбольдта). Хоппе входил в группу студентов, работавших под руководством К. Левина. Исследование Хоппе было посвящено проблеме влияния успеха и неудачи на уровень притязаний. Сам термин «уровень притязаний» был предложен несколько ранее в работе другой ученицы К. Левина – Т. Дембо (Hoppe. 1930. S. 9). По материалам диссертации Хоппе была опубликована статья «Успех и неудача» («Erfolg und Mißerfolg», 1930).
Пытаясь определить, как с психологической точки зрения люди определяют успех и поражение, Ф. Хоппе провёл ряд экспериментов.
В первой серии экспериментов испытуемым предлагалось поиграть в набрасывание колец на движущиеся колышки с разного расстояния, а также в сгибание из проволоки фигур, причём это упражнение продолжалось до достижения состояния пресыщения. В эксперименте применялось устройство с конвейерной лентой с рядом колышков, которые перемещались на круговых роликах с одинаковой скоростью. После первых проб экспериментатор покидал комнату, но с помощью скрытого наблюдения оценивал, возвращались ли испытуемые к выполнению упражнений сами в зависимости от предшествующего успеха или неуспеха, а также их ожиданий (уровня притязаний). Проводимые после эксперимента интервью показали постановку испытуемыми новых целей, которые не были уже ситуационно обусловленными. Во второй серии экспериментов испытуемым предлагался ряд заданий разной сложности, нараставшей одновременно с возрастанием номера задания. Номера заданий выбирали сами испытуемые, а экспериментатор мог искусственно влиять на успешность или неуспешность испытуемого с помощью ограничений времени на задания.
Оказалось, что успех и неудача означают разное для разных людей: их устраивало отличающееся количество успешных попаданий. Суждения об успехе или неудаче в большей мере зависели не от реальных результатов, а от взаимоотношения между результатами и притязаниями испытуемых. Люди считали себя успешными, достигая личных целей-притязаний (aspirations). Причём после успеха уровень притязания людей повышался (например, они увеличивали расстояние до мишени), а после неудачи – снижался.
Эта работа Хоппе положила начало множеству исследований в психологии, остающихся актуальными и ныне. Разработаны различные модификации методики оценки уровня притязаний. Исследования уровня притязаний фактически послужили отправной точкой для изучения мотивации успеха и избегания неудач, а также склонности к риску.
Однако в дальнейшем Хоппе не продолжил научную деятельность. После окончания университета он работал в детском учреждении Рейнской области в Бонне у В. Поппельрёйтера (немецкого психолога, известного как своими экспериментальными исследованиями, так и приверженностью нацистским взглядам), а затем стал консультантом в бюро по трудоустройству в Мюнстере. В 1944 г. вышла его работа, посвящённая выбору профессий для последующего обучения им.