Лисснер Кете
Ли́сснер Ке́те, Кете Терезе Лисснер (Käte Therese Lissner) [12.2.1905, Берлин – 1950(?)], немецкий психолог, ученица К. Левина, проводившая исследование влияния замещающего действия на возобновление прерванного действия.
Отец – Давид Лисснер (David Lissner, 1866–1932), юрист, родом из провинции Позен, Пруссия (ныне Познань, Польша). Мать – Фрида, урождённая Зусман, коренная жительница Берлина (Frieda Sussmann, 1879–1943), погибла в концентрационном лагере. Кроме Кете, в семье был сын Георг (Georg Lissner, 1910–?), впоследствии ставший врачом.
В 1911–1918 гг. Кете училась в школе для девочек Маргаретен-лицеум в Берлине, затем – в 1-й городской старшей школе для девочек, которую окончила в 1924 г.
Изучала в Берлинском университете философию и психологию. 14 октября 1933 г. защитила диссертацию «Ослабление напряжения потребностей через замещающие действия» («Die Entspannung von Bedürfnissen durch Ersatzhandlungen»), которую выполнила под руководством К. Левина и В. Кёлера. В том же году работа опубликована в журнале Psychologische Forschung («Психологические исследования»).
Исследование Лисснер было тематически связано практически со всеми работами, выполненными к тому времени в рамках программы К. Левина по изучению психологии действий и аффектов («Untersuchungen zur Handlungs- und Affektpsychologie»), непосредственно – с исследованием замещающих действий В. Малер (1933). Малер отмечала зависимость частоты возобновления прерванного действия от трудности замещающего действия и степени его сходства с первоначальным, однако не изучала эти факторы специально; они и стали предметом исследования Лисснер. Часть экспериментальных проб и испытуемых в исследованиях Лисснер и Малер были общими.
В качестве основных действий испытуемым предлагалось шесть типов задач:
Собрать заданную фигуру из цветных фигур («мозаика»).
Сложить из бумаги модель (например, кораблик) по заданному образцу.
Слепить фигуру из пластилина.
Собрать разрезанную цветную картинку («пазл»).
Решить словесную (слоговую) головоломку.
Перевести текст (с французского языка на немецкий).
В качестве дополнительных были использованы также задачи на мышление (например, математические).
Для того чтобы лучше контролировать переменные в эксперименте, действия выполнялись по заданным образцам и были «конечными», т. е. имели решение, приводящее к завершению действия (мозаика собрана, фигурка сложена, слеплена, головоломка решена, текст переведён).
Во время выполнения основное действие прерывалось экспериментатором. В части проб наступала незаполненная пауза, ожидание, в части – предлагалось другое (замещающее) действие. Замещающее задание по содержанию было связано с первоначальным в разной степени: от вообще не связанного до аналогичного с изменением степени трудности (например, в основной серии – сложить кораблик, в замещающей – сложить самолётик; в основной – перевести текст, в замещающей – перевести более лёгкий текст). Когда испытуемый завершал второе задание, также наступала незаполненная пауза. Испытуемый (и в пробах с единственным прерванным действием, и в пробах с прерыванием первого и выполнением второго действия) на 30–40 с оставался в ожидании, экспериментатор делал вид, что заполняет протокол. На самом деле экспериментатор в это время наблюдал, произойдёт ли спонтанное возвращение к выполнению первого задания.
Исследование Лисснер дало следующие основные результаты:
1. Прерванное действие возобновляется существенно реже, если после него выполняется замещающее действие, при этом эффект выражен тем сильнее, чем более замещающее действие похоже на прерванное. Сходство действий способствует достижению той же внутренней цели, что ослабляет напряжение в системе, созданной принятием первоначальной цели и последующим прерыванием действия по её достижению.
2. Сложность замещающего действия также играет роль: чем сложнее замещающее действие, тем значительнее снижается частота возобновления основного действия. Однако сходство обладает более высокой замещающей ценностью, чем трудность. Как полагала Лисснер, влияние фактора сложности требует дальнейшего анализа в контексте законов динамики уровня притязаний.
3. Сравнительный анализ коэффициента замещающей ценности в шести типах задач показал, что само содержание задачи является ещё одним фактором, влияющим на возобновление прерванного действия. Коэффициент замещающей ценности считался по формуле: WU / W-Ers, где WU – возобновление после прерывания без замещающего действия, а W-Ers – возобновление после прерывания с замещением. При этом учитывались только те пробы, в которых основная и замещающая задачи были однотипны по содержанию. Типы задач были ранжированы по коэффициенту замещающей ценности (от высокого к низкому):
перевод текста – 2,3;
складывание разрезанной картинки (пазла) – 1,8;
решение словесной головоломки – 1,4;
складывание модели из бумаги – 1,3;
лепка из пластилина – 0,95;
складывание мозаики – 0,9.
Создание по шаблону (лепка, мозаика) снимает проблемность задачи, исключает творческую деятельность и поэтому имеет низкую замещающую ценность. Наиболее высокой замещающей ценностью обладают перевод текста и решение головоломки.
4. Если замещающее действие имеет реальную замещающую ценность, это приводит к ослаблению напряжения в исходной системе и тем самым – к снижению частоты возобновления прерванного действия.
Исследования К. Лисснер и В. Малер явились важной частью программы К. Левина берлинского периода. В них был детально рассмотрен фактор замещения и его влияние на динамику потребности в выполнении действия, что способствовало концептуализации динамической психологии (теории поля) Левина. Исследования имели значение и для прикладной психологии, т. к. показывали роль замещения в учебной и трудовой деятельности, а также роль переключения внимания в воспитании маленького ребёнка.
О судьбе Лисснер после 1933 г. практически ничего не известно. По некоторым данным, она эмигрировала в Палестину, после образования государства жила в Израиле, где умерла в 1950 г.