Конфликт (в психологии)
Конфли́кт (от лат. conflictus – столкновение), противоречие, переживаемое человеком как значимая психологическая проблема, требующая разрешения и вызывающая активность, направленную на её преодоление.
Первоначальное понимание конфликта в психологии связано с психоанализом: конфликт рассматривается как столкновение бессознательных разнонаправленных тенденций; при этом в центре внимания – патогенные конфликты, безуспешные попытки разрешения которых могут вести к невротическим расстройствам. В теориях личности, относящихся к психодинамическому подходу, конфликт выступает как принцип устройства личности, в соответствии с которым динамика личности (её развитие, активность и т. д.) является следствием присущих ей конфликтующих тенденций.
В современной психологии конфликт рассматривается как особый вид критической ситуации, переживаемой человеком. Основы современного понимания психологических конфликтов были заложены в работах К. Левина, рассматривавшего конфликт в рамках своей теории поля как ситуацию, в которой «на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины» (Lewin K. A dynamic theory of personality. New York, 1935. P. 122); тем самым Левин выводил конфликт не из внутренних процессов самой психики, но из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Левину принадлежит классическая типология конфликтов, в соответствии с которой человек оказывается перед выбором между двумя равно привлекательными или равно непривлекательными альтернативами или в ситуации, когда положительные и отрицательные моменты того или иного выбора или решения субъективно уравновешены. Наряду с описанными Левином мотивационными конфликтами в психологии различают когнитивные конфликты как возникающие в сознании индивида разнонаправленные тенденции, входящие в противоречие со стремлением к согласованности и непротиворечивости внутреннего мира, и ролевые конфликты как столкновение несовместимых или противоречащих друг другу ролей (межролевой конфликт) или противоречие ролевых требований возможностям и желаниям человека (конфликт Я-роль). Феноменологическое описание личностных конфликтов (описание причин и условий возникновения, факторов развития и разрешения конфликтов) преимущественно основано на материале практической работы.
Психологическая работа с конфликтами осуществляется в рамках психотерапевтической помощи или психологического консультирования. Представления о конфликтах прошли эволюцию от их интерпретации как требующего устранения негативного явления до признания их сложной природы, соединяющей в себе разрушительное начало и созидание нового. Соответственно, основная задача практической психологической работы с конфликтом рассматривается как предотвращение или смягчение неблагоприятного развития конфликта, которое может приводить к его переходу в кризис, и поиск возможностей конструктивного решения, уменьшающего негативные последствия конфликта и усиливающего его позитивные следствия.
В последние десятилетия классическое понимание психологических конфликтов как явлений индивидуального внутреннего мира человека дополнено изучением и развитием практики работы с конфликтами в области человеческих отношений. К предметному полю психологии относятся межгрупповые и внутригрупповые конфликты (прежде всего в области организационных отношений) и межличностные конфликты (по преимуществу семейные).
Структурное описание конфликта в отношениях людей включает стороны (участников) конфликта, условия его возникновения и протекания, предмет конфликта, действия участников, исход (результат) конфликта. Динамика конфликта – его развитие от возникновения объективных условий конфликта (или предконфликтной ситуации) и осознания ситуации её участниками как конфликтной к конфликтному взаимодействию и разрешению конфликта – включает описание разных стадий процесса развития конфликта и регуляторов этого процесса (определяющих его факторов). Для современных подходов характерно признание объективно-субъективной природы конфликта, что предполагает не только наличие объективных условий возникновения конфликта, но и субъективной оценки ситуации, определяющей выбор человеком способа реагирования на неё.
Особенное внимание в описании конфликта уделяется конфликтному взаимодействию как основному этапу в развитии конфликта. Процесс взаимодействия в конфликте представляет собой последовательность взаимонаправленных интеракций, в ходе которых участники используют разнообразные приёмы и техники влияния на партнёра, направленные на поиск разрешения конфликтной ситуации. Считается, что именно эффективное взаимодействие в конфликте обеспечивает его конструктивный исход: решающее значение при этом имеют выбираемые участниками взаимодействия стратегии поведения; принципиальным является выбор между стратегиями конкуренции и сотрудничества. Поведение в конфликте определяется мотивами и целями участников конфликта, их психологическими особенностями, а также социально-культурными регуляторами (существующими нормативными и этическими представлениями).
Основной формой конструктивного разрешения конфликта является диалог его участников. Конкретные решения определяются предметом конфликта, в зависимости от которого различаются конфликт интересов и конфликт ценностей как несовместимых представлений. Считается, что конфликт ценностей и конфликт несовместимых интересов допускают только компромиссные решения, основанные на учёте взаимных интересов сторон и предполагающие их частичные уступки. Конфликт совместимых интересов позволяет принимать интегративные решения, полностью удовлетворяющие интересы сторон.
На становление практики работы с конфликтами в области отношений людей (прежде всего, в организационном контексте) оказали влияние переговорные модели (классической базовой моделью считается метод принципиального ведения переговоров, разработанный Р. Фишером и У. Юри), особенно модели переговоров с участием третьей стороны, среди которых наиболее популярной формой является медиация. Медиация – это содействие третьей стороны двум (или более) другим в поисках соглашения в спорной или конфликтной ситуации. В последние десятилетия практика медиации активно развивается в России. Потенциал медиативных процедур представляет несомненный интерес и для психологии. В медиации различают два основных подхода – медиация, ориентированная на решение проблемы (проблемно-ориентированная медиация), и медиация, направленная на изменение отношений участников конфликта (трансформативная медиация). Последняя фактически представляет собой психологическую практику, в которой психолог выступает в роли посредника, помогающего разрешению конфликтных ситуаций между людьми. В рамках развития медиации как психологической практики разрабатываются новые подходы, в частности нарративная медиация с фокусом внимания на противоречии нарративов (видения конфликта его участниками), прояснение и согласование которых рассматривается как задача медиативного процесса.