Левин Курт
Леви́н Курт, Курт Цадек Левин [Kurt Tsadek (Zadek) Lewin] (9.9.1890, Могильно, Пруссия, ныне Польша – 12.2.1947, Ньютонвилл, США), немецкий и американский психолог, автор психологической теории поля и концепции групповой динамики.
Курт Левин родился 9 сентября 1890 г. в Могильно (в прусской провинции Позен, ныне Куявско-Поморское воеводство, Польша), в еврейской семье. Отец – Леопольд Левин (1852–1934), владелец небольшой фермы и деревенского магазина; мать – Реха Левин, урождённая Энгель (1866–1943). Курт – второй из четверых детей.
Учился в еврейской начальной религиозной школе, затем в императорской гимназии Фридриха Вильгельма в Познани. В 1905 г. семья переселилась в Берлин, и Курт продолжил обучение в гимназии императрицы Августы в Шарлоттенбурге. Во время школьного обучения проявлял интерес к древнегреческой философии, изучал латынь, древнегреческий, иврит, французский язык.
В апреле 1909 г. был зачислен на медицинский факультет Фрайбургского университета, с октября 1909 г. учился в Мюнхенском университете, с апреля 1910 г. – в Берлинском университете Фридриха Вильгельма. Изначально хотел стать сельским врачом, однако в Берлине всё больше склонялся к академической карьере, в 1911 г. перевёлся на философский факультет. Среди его педагогов были врач Р. Вирхов и философ-неокантианец Э. Кассирер, который оказал на Левина особое влияние. Левин рано проявил интерес к психологии: во Фрайбурге прошёл курс физиологической психологии у О. Бумке, в Мюнхене – лекционный курс и практикум по психологии у А. Фишера, в Берлине – в общей сложности 14 учебных курсов у К. Штумпфа, а также проводил исследования в Психологическом институте под его руководством. Уже студентом Левин стал членом Общества экспериментальной психологии.
С августа 1914 г. Левин – участник Первой мировой войны 1914–1918 гг., доброволец, артиллерист. 26 августа 1918 г. был ранен, демобилизован в звании лейтенанта запаса и награждён орденом Железного креста.
Во время военной службы в сентябре 1914 г. сдал в университете выпускной устный экзамен, 15 декабря 1916 г. за исследование об основном законе ассоциации (опубликовано в 1917) получил докторскую степень. В 1917 г. в журнале Zeitschrift für angewandte Psychologie («Журнал по прикладной психологии») была опубликована его небольшая, но значимая работа «Ландшафт войны», описывающая военный пейзаж как психологически переживаемое структурированное пространство; эта работа стала эскизом будущей психологической теории поля.
Берлинский период
Первые исследования Левина послевоенного периода, проведённые в Берлинском университете, касались психотехники; он изучал прикладные аспекты действий и воли (в том числе совместно с О. Липманом и Х. Руппом), на основе исследования трудовых действий промышленных рабочих написал небольшую книгу «Социализация системы Тейлора» (1920). Также им был предложен метод для измерения воли (1917, 1921–1922).
В Психологическом институте при Берлинском университете, где К. Штумпфа на посту директора сменил В. Кёлер, Левин включился в русло исследований гештальтпсихологов. С В. Кёлером, М. Вертгеймером и К. Коффкой он образовал «большую четвёрку» Берлинской школы гештальтпсихологии.
С конца 1920 г. Левин приват-доцент, с 1927 г. неординарный профессор Берлинского университета. Вёл лекционные и семинарские занятия по психологии и философии.
Он стал неформальным куратором группы японских студентов, поддерживал женское образование, с 1923 г. сотрудничал с группой студенток, приехавших из России. Чтобы быть более понятным, в преподавании использовал приём визуализации, схематично изображая сложные психологические явления. Левин активно участвовал в научных дискуссиях неформального объединения студентов Quasselstrippe, в которых не только обсуждались результаты, но и зарождались идеи будущих исследований. В своём выступлении на 7-м конгрессе по экспериментальной психологии (Марбург, 1921), позже оформленном в статью (1922), Левин предложил принципиально новый для того времени метод психологического экспериментирования в ситуациях, когда необходимо замаскировать истинную цель эксперимента, построенный на приёме «введение в заблуждение». В 1924–1925 гг. он начал практиковать ещё один новый методический приём – видеозапись, которая использовалась для фиксации результатов экспериментов, а также как учебный и презентационный материал. Методические новшества Левина (дискуссии на начальном этапе постановки проблем, визуализация, использование картографических и математических символов, топологизация терминов, принцип маскировки цели исследования) оказались принципиальными и в последующее десятилетие способствовали его основному достижению берлинского периода – созданию психологической теории поля.
Со статьи Левина «Vorsatz, Wille und Bedürfnis» («Намерение, воля и потребность», 1926) началась целая серия работ по психологии воли и аффектов, выполненных им самим и учениками под его руководством. Исследователи называют от 15 до 20 докторских диссертаций, которые можно отнести к исследованиям школы Левина берлинского периода (Б. В. Зейгарник, Т. В. Дембо, А. Карстен, Ф. Хоппе и др.). Результаты этих исследований были концептуально обобщены, и благодаря им в начале 1930-х гг. Левин сформулировал свою теорию поля. На разных этапах разработки теории он также называл её «топологической психологией» или «динамической психологией» – в зависимости от аспекта, на который он хотел обратить наибольшее внимание.
Интерес к идеям Левина во всём мире возрос после его яркого участия в 9-м Международном психологическом конгрессе (1–7 сентября 1929, Йельский университет, США), где наряду с докладом Левин продемонстрировал свои документальные фильмы о влиянии окружающего пространства на поведение ребёнка.
Динамическая концепция жизненного пространства обнаружила своё прикладное значение в области детской психологии и даже детской психопатологии. Так, Левин рассмотрел проблемы воспитания с точки зрения теории поля в работе «Психологическая ситуация поощрения и наказания» («Die psychologische Situation bei Lohn und Strafe», 1931), исследовал природу умственной отсталости детей от 6 до 12 лет в связи с их волевыми и аффективными процессами в работе «Динамическая теория слабоумия» («Eine dynamische Theorie des Schwachsinnigen», 1933).
12 февраля 1932 г. в зале научного клуба «Урания» в Гамбурге состоялась премьера фильма Левина «Ребёнок и мир» (режиссёр Э. Фровайн), первого в мире научно-популярного документального звукового полнометражного фильма, в котором демонстрировалось развитие ребёнка через расширение его жизненного пространства от рождения до 10 лет.
Принципиально новый подход Левина к изучению детского развития заключался в том, что рассматривались не отдельные стадии и возрастные характеристики, а непрерывная динамика существования ребёнка в постоянно изменяющемся жизненном пространстве. Это соответствовало феноменологическим и неокантианским методологическим установкам Левина, которые он эксплицировал в своих работах по философии науки. Так, в статье «Понятие генеза в физике, биологии и истории развития» («Der Begriff der Genese in Physik, Biologie und Entwicklungsgeschichte», 1922) Левин обосновывал эквивалентность в различных науках ряда понятий, к которым он отнёс понятие генеза и вытекающее из него представление о непрерывности процесса. В работе «Переход от аристотелевского к галилеевскому способу мышления в биологии и психологии» («Der Übergang von der Aristotelischen zur Galileischen Denkweise in Biologie und Psychologie», 1930) Левин призывал к отходу от статики и к целостному, непрерывному и динамическому восприятию психологических процессов: даже два крайних явления (например, здоровье и болезнь) принадлежат единой области, образуют континуум, находящийся под постоянным воздействием многих факторов.
С мая 1932 г. и до января 1933 г. Левин находился в качестве приглашённого профессора в Стэнфордском университете в Пало-Альто (Калифорния); на обратном пути останавливался и читал лекции в Японии, а также в Москве, где общался с Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурией, Л. С. Выготским, а также с режиссёром С. М. Эйзенштейном, с которым обсуждались возможности сотрудничества.
«Закон о восстановлении профессионального чиновничества» от 7 апреля 1933 г. и приход НСДАП к власти в Германии привели к тому, что Левин, рассмотрев варианты эмиграции в СССР и Палестину, в августе 1933 г. вместе с семьёй через Великобританию переехал в США; в 1940 г. получил американское гражданство.
Американский период
После эмиграции Левин – сотрудник Корнеллского университета в Итаке (1933–1935), затем профессор детской психологии в Университете Айовы (1935–1944), где получил право руководить диссертационными исследованиями (1935). Также был приглашённым профессором Гарвардского университета (два семестра, 1938–1939), Университета Калифорнии в Беркли (1939).
За время пребывания в США ему удалось сформировать несколько кругов общения, от неформальной группы студентов Hot Air Club в университете Айовы до профессионального дискуссионного форума – «Топологической группы» (1933–1965). Контакты Левина варьировались от привлечения новых учеников до интенсивного общения с высокостатусными коллегами из других направлений психологии в различных рабочих группах и научных сообществах. Это явилось одним из решающих факторов широкого распространения идей Левина в США. С долей условности можно говорить о формировании школы Левина американского периода.
Некоторые работы Левина первого этапа американского периода представляли собой своеобразный мост между берлинскими и новыми исследованиями, обеспечивали непрерывность его научных идей. Они касались топологической психологии в целом, особенно понятий фрустрации и уровня притязаний. Так, были опубликованы «Динамическая теория личности» («A Dynamic Theory of Personality», 1935), «Принципы топологической психологии» («Principles of Topological Psychology», 1936), по сути являющиеся окончательным оформлением левиновской концепции поля. Были продолжены исследования фрустрации (Э. Райт, Т. Дембо, Р. Баркер, К. Левин; см. Barker. 1941; Wright. 1942). Результаты исследований уровня притязаний (К. Левин, Т. Дембо, С. Эскалона, Л. Фестингер, П. Сирс) получили оформление в виде коллективной монографии (1944).
Вместе с тем в американский период идеи Левина приобретали всё большую прикладную и социально-психологическую направленность; принцип динамической структуры был распространён на взаимодействие индивидов в группе. Левин ввёл понятие групповой динамики (1939) и в течение восьми лет (1939–1947) изучал различные связанные с ней проблемы, в том числе механизмы организационных и социальных изменений. В частности, его исследования касались стилей лидерства, проявляющихся также в качестве стилей управления или воспитания (совместно с Р. Липиттом и Р. Уайтом, 1938–1939), процессов принятия решений в группах (1943), динамики организационных изменений (1947), социально-психологического анализа проблем меньшинств и практико-ориентированных проектов по уменьшению социальных предубеждений (1946).
С 1944 г. Левин работал в Массачусетском технологическом институте, где основал первый Исследовательский центр групповой динамики. Он также был вице-президентом Института по этническим вопросам (1945–1947). В 1947 г., буквально в последние месяцы жизни, будучи автором т. н. метода Т-групп, основал также национальную лабораторию тренинга группового развития.
12 февраля 1947 г. Левин неожиданно скончался в результате сердечного приступа в Ньютонвилле в возрасте 56 лет. Могила Левина находится на кладбище Маунт-Оберн в Кембридже (Массачусетс).
Личная жизнь
8 февраля 1918 г. (согласно Марроу – в 1917) Левин женился на Марии Ландсберг (1889–?), докторе философии, преподавателе немецкого и английского языков в школе для девушек. В браке родилось двое детей: дочь Эстер Агнес (1919) и сын Ройвен Фриц (1922). Супруги развелись в 1927 г. Когда в Германии пришли к власти национал-социалисты, бывшая жена Левина и дети от первого брака переехали в Палестину.
В 1929 г. Левин женился второй раз, на Гертруде Вайс (1896–1986). В браке родилось двое детей: дочь Мириам Анна (1931), которая в дальнейшем стала профессором психологии, и сын Даниел Мейер (1933).
Мать К. Левина умерла в концентрационном лагере в июле 1943 г.
У Левина было много увлечений. Он был любителем парусного спорта, интересовался искусством, дружил с некоторыми архитекторами, дизайнерами.
Научное наследие
1. Теория поля, вероятно, является наиболее значительным вкладом Левина в развитие мировой психологии. Согласно этой концепции, поведение (действие) человека обусловлено текущим состоянием психологического поля. Математически описывая жизненное пространство, Левин предложил формулу V = f (P, U), согласно которой поведение (V, Verhalten) является функцией (f) взаимоотношений между человеком (P, Person) и средой (U, Umwelt). Используя математические, в частности топологические, обозначения, Левин изображал жизненное пространство кривой Жордана, человека – точкой, валентности – знаками «+» и «–», барьеры – линиями внутри замкнутой области, движения (как физические, так и, прежде всего, мотивационные) – векторами. Потребность создаёт энергетическое напряжение поля, придаёт ценность (валентность) объектам жизненного пространства, равнодействующая присутствующих в поле сил направляет поведение в определённое русло; так возникает конкретное поведение (локомоция).
В рамках психологической теории поля разработаны и исследованы важные психологические концепты: энергия, напряжение, потребность, квазипотребность, жизненное пространство, конфликт, барьер, уровень притязаний, фрустрация. Новое понимание получили ранее использовавшиеся в психоанализе термины замещение (die Ersetzung; der Ersatz) и регрессия (die Regression).
2. Приложив теорию поля к исследованию проблем социальной психологии, Левин предложил термин «групповая динамика» (group dynamics) и разработал соответствующую концепцию. Группу он рассматривал как силовое поле, которое создаётся взаимодействием её членов. Сумма характеристик входящих в группу индивидов не равна характеристикам группы в целом (важное положение гештальтпсихологии: целое не равно сумме частей). Состояние группы непрерывно динамически изменяется; один и тот же человек и его поведение может по-разному оцениваться, вызывать разнонаправленные силы (симпатию и антипатию); групповая динамика касается соперничества, сплочённости, лидерства, групповых целей, распределения ролей, социальных норм.
3. С позиций теории поля Левин выявил и описал три универсальных типа конфликта: между двумя событиями, целями, объектами, каждый из которых имеет положительную валентность; между объектами с отрицательной валентностью; конфликты, в основе которых лежит амбивалентный объект (т. е. имеющий как положительную, так и отрицательную валентность). Типология конфликтов Левина легла в основу современной конфликтологии, значительно повлияла на представления о мотивации и целеполагании.
4. Левин выделил три стиля поведения, которые влияют на социально-психологический климат группы, достижения членов группы и их удовлетворённость работой. Первоначально они были определены как три стиля лидерства (авторитарный, демократический, попустительский), а дальнейшие исследования показали универсальность этих моделей поведения: со стороны руководителя они могут проявляться как стили управления в политике и экономике, со стороны родителя и педагога – как стили воспитания.
5. Левин предложил трёхэтапную модель социальных изменений в организациях и обществе в целом. Распространяя на этот процесс принципы групповой динамики, он описал первую его фазу как размораживание, вторую – как совершение изменений, третью – как повторное замораживание, стабилизацию нового состояния и адаптацию к нему. Отдельное внимание он уделил механизмам сопротивления изменениям. Трёхфазная модель оказала влияние на разработку в экономике т. н. концепции управления целевыми изменениями.
Левин был членом большого числа ассоциаций и обществ: Американской психологической ассоциации; Американской социологической ассоциации; Общества изучения социальных проблем (член правления в 1939–1947, председатель в 1942–1943); Французского общества психологов; Совета Международной психологической ассоциации; научных сообществ Sigma Xi и Phi Epsilon Pi; Национальной ассоциации по исследованию групповой работы; конференции по науке, философии и религии; комитета по вопросам личности в контексте культуры Национального исследовательского совета; междисциплинарных Macy conferences.
Он занимал различные консультативные посты: в промышленной корпорации Harwood Manufacturing, Департаменте сельского хозяйства (1942–1944), Управлении стратегических служб (1944–1945), Комиссии по связям с общественностью американского еврейского конгресса (1944–1947), Консультативном совете по человеческим отношениям (1947), Управлении морскими исследованиями в Министерстве военно-морского флота, Национальной Службе здравоохранения США (1947).
Соредактор ряда журналов, в том числе: Symposion. Philosophische Zeitschrift für Forschung und Aussprache («Symposium. Философский журнал исследований и дискуссий»); Psychotechnische Zeitschrift («Психотехнический журнал»); Contributions to Psychological Theory («Вклады в психологическую теорию»); The Nervous Child. Quarterly Journal of Psychopathology, Psychotherapy, Mental Hygiene and Guidance of the Child («Нервный ребёнок. Ежеквартальный журнал психопатологии, психотерапии, психической гигиены и сопровождения ребёнка»); Human Relations. Studies toward the Integration of the Social Sciences («Человеческие отношения. Исследования в направлении интеграции общественных наук») Тавистокского института в Лондоне.
В 1938 г. Левин был включён в список American Men of Science.