#Психологические концепции
Психологические концепции
Тег

Психологические концепции

Психологические концепции
Найденo 298 статей
Термины
Этническая идентичность
Этни́ческая иденти́чность, результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в конкретном социальном контексте и социальном пространстве относительно многих этносов. В этнологии и социальной антропологии под этнической идентичностью понимают осознание человеком или группой своей принадлежности к этнической общности (племени, народу, нации и др.). Этническая идентичность в психологии – не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности.
Психология
Термины
Стресс (в психологии)
Стресс в психологии, совокупность неспецифических адаптационных реакций человека в ответ на чрезмерные или неблагоприятные воздействия. Исследования стресса восходят к работам психофизиолога У. Кэннона, описавшего в том числе психический и эмоциональный стресс. Популярность концепция стресса приобрела благодаря трудам Х. Селье об общем адаптационном синдроме. Психологический стресс, копинг как психологический аналог общего адаптационного синдрома, а также различия между физиологическим и психологическим стрессом исследованы Р. Лазарусом. Психологами разработаны как поведенческие аналогии концепции общего адаптационного синдрома, так и модели, которые рассматривают стресс как результат потери или ожидаемой потери ценных ресурсов, нехватки свободы принятия решений, дисбаланса усилий и вознаграждения и др. Ряд теорий фокусируется на проблеме соответствия человека и окружения, баланса между требованиями и ресурсами, роли навыков и поддержки.
Психология
Научные произведения
«Формы жизни»
«Фо́рмы жи́зни», основное произведение немецкого философа, педагога, психолога Э. Шпрангера, в котором он сформулировал свою концепцию понимающей психологии. Предпосылками этого произведения послужили описательная психология В. Дильтея, учение о ценностях Г. Риккерта, идеи философии жизни, неокантианская методология. Развивая собственную концепцию с опорой на неокантианскую традицию дифференциации наук на «науки о природе» и «науки о духе», Шпрангер противопоставил элементаристской психологии – целостную, механистической – осмысливающую, объяснительной – понимающую. Формы жизни – это теоретический конструкт, введённый для характеристики разнообразия ценностных ориентаций человека в мире. Выявление основных «форм жизни» человека основано на методе идеальных типов, описанном Шпрангером в одноимённой работе. В «Формах жизни» также изложена концепция психологии личности Шпрангера, согласно которой личность есть неделимое целое, а её познание (понимание) в психологии зиждется на аналитической реконструкции одной из шести этических систем (этика общей законности, утилитарная этика, этика внутренней формы, этика лояльности, этика воли к власти, этика религиозного благочестия), задающих ведущую жизненную ценность человека.
Eduard Spranger. Lebensformen: Geisteswissenschaftliche Psychologie und Ethik der Persönlichkeit. Halle, 1921. Обложка
Термины
Психометрические свойства теста
Психометри́ческие сво́йства те́ста, свойства (признаки) измерительной психодиагностической методики, обеспечивающие заданный стандарт её качества; требования к качеству психодиагностической методики. Основные психометрические свойства теста: надёжность – точность и стабильность процедуры измерения; валидность – соответствие теста измеряемому свойству; репрезентативность – точность определения тестовых норм; достоверность – устойчивость теста к фальсификации.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Термины
Групповая сплочённость
Группова́я сплочённость, в психологии и социальных науках – процессы, которые удерживают членов группы (малой или большой) вместе (Dion. 2000), групповое единство. В качестве родственных используются, в частности, такие понятия, как «аттракция» или «солидарность». Внимание к конструкту сплочённости восходит к 19 в., к работам Э. Дюркгейма и З. Фрейда. Для определения сплочённости используется целый ряд других конструктов, среди которых: аттракция между членами группы; аттракция членов группы к самой группе как чему-то единому; чувство принадлежности и мораль; социальные силы, удерживающие индивида от выхода из группы; стремление быть вместе; доверие и командная работа; аффективные связи; групповой дух. Понятие «групповая сплочённость» описывает не только собственно групповое единство, но и наиболее важный групповой процесс, многомерный и многокомпонентный. Он оказывает существенное влияние как на межличностные, так и на внутригрупповые процессы. Современная трактовка групповой сплочённости опирается на идеи, предложенные К. Левином в рамках школы «групповой динамики». В рамках социально-психологического знания разработан целый ряд теоретических моделей групповой сплочённости – одномерные, двухмерные и многомерные модели.
Идеи, Концепции, учения, методы исследования
Термины
Диффузия ответственности
Диффу́зия отве́тственности, социально-психологическое явление, заключающееся в том, что в некоторых контекстах индивиды, действуя в составе группы, испытывают меньшую ответственность (или констатируют, что испытывают меньшую ответственность) за совершающиеся действия, по сравнению с ситуацией, в которой они совершали бы те же самые действия самостоятельно, находясь вне группы. Понятие появилось в работах М. Валлаха, Н. Когана и Д. Бема в начале 1960-х гг. Концепт диффузии ответственности рассматривается как объяснительный механизм целого ряда процессов и явлений – поляризации, эффекта свидетеля, социальной лености и др.
Психология
Термины
Психодиагностическое обследование
Психодиагности́ческое обсле́дование, профессионально спланированная процедура сбора и квалифицированной обработки информации об уровне развития психических функций, свойств и состояний, психологических качеств и характеристик клиента (обследуемого, пациента), которое осуществляется на основе научно обоснованных средств измерения и оценки с целью подготовки психодиагностического заключения (описания текущего состояния), постановки психологического диагноза (определения причин возникшего неблагополучия) и принятия обоснованного решения о дальнейших действиях (оптимизация состояния, необходимость психологического вмешательства или организации психологического сопровождения, разработки рекомендаций или использования развивающих программ).
Психология
1
2
3
4
5