#Психологические концепции
Психологические концепции
Тег

Психологические концепции

Психологические концепции
Найденo 311 статей
Термины
Поведение
Поведе́ние, действия и реакции, включая их скрытые формы, которые проявляются у организмов во взаимодействии с окружающей средой. Одно из ключевых понятий ряда научных дисциплин, в том числе психологии, биологии, социологии. В 20 в. развёрнутые представления о поведении сложились преимущественно в рамках бихевиоризма – научного направления, которое придаёт особое значение наблюдаемым реакциям организма, возникающим в ответ на стимулы окружающей среды. В современном понимании термин «поведение» обычно охватывает как внешние, наблюдаемые проявления, так и внутренние процессы.
Психология
Научные школы
Описательная психология
Описа́тельная психоло́гия, гуманитарно ориентированное направление психологических исследований, опирающееся на качественную методологию. Ключевая идея описательной психологии заключается в том, что психические явления и процессы нуждаются в описаниях, максимально приближенных к внутренним переживаниям субъекта и их выражению во внешних поведенческих формах. В своём становлении описательная психология противопоставляла себя т. н. объяснительной психологии. Идеи о том, что психология может существовать лишь в качестве описательной науки, высказывал И. Кант. Одним из первых выражение «дескриптивная психология» (deskriptive Psychologie) в своих работах стал использовать немецкий психолог и антрополог Т. Вайц. Почерпнув из лекций философа Ф. А. Тренделенбурга идеи о дифференциации двух психологий, описательной и объяснительной, оригинальные программы построения такой дисциплины разработали Ф. Брентано и В. Дильтей. Для Брентано дескриптивная психология означала обнаружение и прояснение сущности психических феноменов. Её задачей было анализирующее описание представлений и иных фактов внутреннего опыта, открывающихся человеку посредством восприятия. Дильтей понимал под описательной психологией научное исследование психических элементов и образованных ими целостностей, возникающих в развитой душевной жизни человека, обладающих внутренней структурной связью, выявляемой посредством переживания. Продолжателем предложенного Дильтеем гуманитарно ориентированного развития психологии в 20 в. стал Э. Шпрангер, создавший свою концепцию понимающей психологии.
Психология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Модель перфекционизма Слейни
Моде́ль перфекциони́зма Сле́йни, разработанная Р. Слейни и его коллегами модель перфекционизма, описывающая стремление человека к совершенству как многомерный феномен, включающий три компонента: высокие личные стандарты, стремление к упорядоченности и несоответствие между высокими личными стандартами и качеством выполняемой деятельности. Модель легла в основу методики Слейни «Почти совершенная шкала», которая оценивает параметр несоответствия как ключевую характеристику дезадаптивного перфекционизма. Ныне существуют различные версии методики, измеряющие несоответствие в семейных и диадических взаимоотношениях.
Психология
Психические, психофизиологические процессы или явления
Формализм в обучении
Формали́зм в обуче́нии, психологическое и педагогическое явление, заключающееся в механическом заучивании обучающимися подлежащего усвоению материала без достаточного понимания его содержания. Формализм тормозит психическое развитие школьников и не способствует формированию их познавательной мотивации. Преодолению формализма в обучении было посвящено Всероссийское совещание по народному образованию 1944 г., которое положило начало его исследованиям в педагогике (М. Н. Скаткин) и психологии (Л. И. Божович, Н. А. Менчинская и др.). Формализм выступает одной из главных причин школьной неуспешности; его преодоление и профилактика входят в число задач, стоящих перед школьными учителями.
Психология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Модели перфекционизма
Моде́ли перфекциони́зма, научные психологические концепции, описывающие источники, содержание и механизмы перфекционизма (стремления человека к совершенству). В первых психоаналитических, бихевиоральных и когнитивных моделях стремление к совершенству описывалось как одномерный феномен, связанный с установлением высоких личных стандартов. Следующим этапом в осмыслении природы перфекционизма стали многомерные модели, описывающие не только личные, но и социальные характеристики стремления к совершенству, такие как ожидание безупречности от значимых других и потребность соответствовать высоким стандартам окружающих. Ныне перфекционизм изучается в рамках дуальной модели с описанием позитивных и негативных проявлений стремления к совершенству.
Психология
Научные теории, концепции, гипотезы, модели
Дидактическая система Занкова
Дидакти́ческая систе́ма Занко́ва, экспериментальная система начального школьного обучения, созданная советским педагогом и психологом Л. В. Занковым во 2-й половине 20 в. Система разработана в рамках педагогического исследования связи между построением обучения и ходом общего психического развития школьников. Теоретическим основанием системы Занкова выступили представления Л. С. Выготского о соотношении обучения и умственного развития. В рамках дидактической системы Занкова были разработаны учебные программы по всем учебным предметам начальной школы, что обеспечило возможность широкого применения системы в образовательной практике. Одним из заметных итогов обучения детей по системе Занкова явился переход с четырёхлетнего на трёхлетнее начальное обучение. Сформулированные Занковым принципы дидактической системы и результаты её реализации в образовании вызвали критику со стороны В. В. Давыдова, одного из авторов теории развивающего обучения.
Психология
Научные произведения
«Идеи об описательной и анализирующей психологии»
«Иде́и об описа́тельной и анализи́рующей психоло́гии», произведение немецкого философа В. Дильтея, в котором он сформулировал свою концепцию описательной психологии. Основная идея этой работы состоит в противопоставлении двух психологий: ориентирующейся на естествознание, объясняющей (нем. erklärende) психическую жизнь человека, с одной стороны, и описывающей (нем. beschreibende), анализирующей (нем. zergliedernde), опирающейся на герменевтику и историческое познание – с другой. Описательную и анализирующую психологию Дильтей рассматривал в качестве ключевой науки о человеке. Она должна изучать психические элементы и целостности, возникающие в жизни сформированного, зрелого человека; эти элементы обладают имплицитной взаимосвязью и могут быть обнаружены посредством переживания. Книга впервые опубликована на немецком языке в 1894 г., на русском – в 1924 г., на английском – в 1977 г.
Психология
Научные направления
Описательная психология Оссорио
Описа́тельная психоло́гия Оссо́рио, направление психологических исследований в США, основанное П. Г. Оссорио в 1960-х гг. Этот вариант описательной психологии опирается на американскую традицию изучения поведения и философские концепции прагматизма и позитивизма, в особенности на идеи Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, и независим от европейской описательной психологии, связанной с именами В. Дильтея и Ф. Брентано. Основной задачей описательной психологии в трактовке Оссорио является точное описание человеческого поведения, которое должно предшествовать всякой психологической теории, а также разработка методологического инструментария, позволяющего достичь более объективного (научного) описания. Оссорио выделены формальные параметры для анализа конкретного поведения и сравнения поведения различных людей, такие как индивидуальный стиль (своеобразие поведения), отражённые в поведении знания, умения, желания, поведенческие стратегии (особенности выполнения тех или иных действий), результаты и достижения, влияние на поведение особенностей личности, приписываемая поведению субъективная значимость.
Психология
Термины
Эффект фреймирования
Эффе́кт фрейми́рования (англ. framing effect), в общем виде понятие, которое фиксирует влияние способа подачи информации на её восприятие аудиторией. Фреймировать, согласно исследователю коммуникации и медиа Р. Энтману, означает выделить определённые аспекты воспринимаемой реальности и акцентировать их в коммуникативном тексте так, чтобы способствовать формулировкам проблемы и её причины, моральной оценки и решения. Исследователи рассматривают фреймы не только с социологической точки зрения как элементы дискурса, задающие его структуру, но и с психологической – как когнитивные структуры, влияющие на восприятие информации.
Психология
1
2
3
4
5