#Психологические концепцииПсихологические концепцииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПсихологические концепцииПсихологические концепцииНайденo 302 статьиТерминыТермины Эффект фреймированияЭффе́кт фрейми́рования (англ. framing effect), в общем виде понятие, которое фиксирует влияние способа подачи информации на её восприятие аудиторией. Фреймировать, согласно исследователю коммуникации и медиа Р. Энтману, означает выделить определённые аспекты воспринимаемой реальности и акцентировать их в коммуникативном тексте так, чтобы способствовать формулировкам проблемы и её причины, моральной оценки и решения. Исследователи рассматривают фреймы не только с социологической точки зрения как элементы дискурса, задающие его структуру, но и с психологической – как когнитивные структуры, влияющие на восприятие информации.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Теория коммуникации в системном подходе в психотерапииТео́рия коммуника́ции в систе́мном подхо́де в психотерапи́и, совокупность методологических принципов и теоретических положений, представляющих коммуникацию как многоуровневый, «над-индивидуальный», циркулярный (нелинейный) процесс передачи и восприятия информации, реализующийся как взаимодействия и взаимовлияния субъектов, включённых в определённую систему отношений. Выступает методологическим и теоретическим основанием системной семейной психотерапии (прежде всего в её классическом варианте), определяя общую логику концептуализации проблемы (симптома) и путей её разрешения. Системный подход, основывающийся на теории коммуникации, обусловливает особенности становления постклассической психотерапии.Термины Стандартизация тестаСтандартиза́ция те́ста, комплекс мероприятий при разработке измерительного теста, включая сбор обширного банка данных с целью получения репрезентативных тестовых норм. После стандартизации в процедуру теста запрещается вносить модификации; в случае такой необходимости создаётся новая версия методики. Процедура обеспечивает одинаковые условия проведения обследования для всех испытуемых (тестируемых) и независимость его результатов от поведения диагноста. Стандартизируются такие основные компоненты тестовой методики, как инструкция, стимульный материал, ключи и тестовые нормы.Концепции Прикладной анализ поведенияПрикладно́й ана́лиз поведе́ния (ПАП; англ. Applied behavior analysis, ABA), терапия, направленная на улучшение определённых форм поведения (например, социальных навыков или навыков адаптивного обучения). Цель ПАП состоит в том, чтобы усилить полезное поведение и минимизировать негативное. Психотерапевты используют ПАП для помощи аутичным людям с 1960-х гг.Термины Трудность тестового заданияТру́дность те́стового зада́ния, психометрическая характеристика, относящаяся к вероятности верного или ключевого ответа на задание в педагогическом или психологическом тестировании. Существуют 2 подхода к оценке трудности тестового задания – классический, реализующийся в рамках классической теории тестирования, и современный, реализующийся в рамках теории ответов на тестовые задания.Термины ЮзабилитиЮзаби́лити, степень удобства, с которой продукт может быть использован конкретными пользователями в определённом контексте для достижения установленных целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью. Является показателем удобства интерфейсов; также этот термин употребляется в контексте методов и мероприятий, направленных на повышение удобства использования продукта.Термины Этническая идентичностьЭтни́ческая иденти́чность, результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в конкретном социальном контексте и социальном пространстве относительно многих этносов. В этнологии и социальной антропологии под этнической идентичностью понимают осознание человеком или группой своей принадлежности к этнической общности (племени, народу, нации и др.). Этническая идентичность в психологии – не только осознание, но и восприятие, понимание, оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности.Термины Стресс (в психологии)Стресс в психологии, совокупность неспецифических адаптационных реакций человека в ответ на чрезмерные или неблагоприятные воздействия. Исследования стресса восходят к работам психофизиолога У. Кэннона, описавшего в том числе психический и эмоциональный стресс. Популярность концепция стресса приобрела благодаря трудам Х. Селье об общем адаптационном синдроме. Психологический стресс, копинг как психологический аналог общего адаптационного синдрома, а также различия между физиологическим и психологическим стрессом исследованы Р. Лазарусом. Психологами разработаны как поведенческие аналогии концепции общего адаптационного синдрома, так и модели, которые рассматривают стресс как результат потери или ожидаемой потери ценных ресурсов, нехватки свободы принятия решений, дисбаланса усилий и вознаграждения и др. Ряд теорий фокусируется на проблеме соответствия человека и окружения, баланса между требованиями и ресурсами, роли навыков и поддержки.Научные произведения «Формы жизни»«Фо́рмы жи́зни», основное произведение немецкого философа, педагога, психолога Э. Шпрангера, в котором он сформулировал свою концепцию понимающей психологии. Предпосылками этого произведения послужили описательная психология В. Дильтея, учение о ценностях Г. Риккерта, идеи философии жизни, неокантианская методология. Развивая собственную концепцию с опорой на неокантианскую традицию дифференциации наук на «науки о природе» и «науки о духе», Шпрангер противопоставил элементаристской психологии – целостную, механистической – осмысливающую, объяснительной – понимающую. Формы жизни – это теоретический конструкт, введённый для характеристики разнообразия ценностных ориентаций человека в мире. Выявление основных «форм жизни» человека основано на методе идеальных типов, описанном Шпрангером в одноимённой работе. В «Формах жизни» также изложена концепция психологии личности Шпрангера, согласно которой личность есть неделимое целое, а её познание (понимание) в психологии зиждется на аналитической реконструкции одной из шести этических систем (этика общей законности, утилитарная этика, этика внутренней формы, этика лояльности, этика воли к власти, этика религиозного благочестия), задающих ведущую жизненную ценность человека.Термины Психометрические свойства тестаПсихометри́ческие сво́йства те́ста, свойства (признаки) измерительной психодиагностической методики, обеспечивающие заданный стандарт её качества; требования к качеству психодиагностической методики. Основные психометрические свойства теста: надёжность – точность и стабильность процедуры измерения; валидность – соответствие теста измеряемому свойству; репрезентативность – точность определения тестовых норм; достоверность – устойчивость теста к фальсификации. 12345