Коммуникация (в психологии)
Коммуника́ция (лат. communicatio, от communico – делать общим, делать сообща, связывать, общаться), взаимодействие людей и животных, предполагающее обмен информацией с помощью специализированных сигналов-посредников. В человеческом обществе коммуникация – общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, поступками.
Коммуникация осуществляется посредством знаков; основным средством человеческой коммуникации считается вербальный (словесный) язык. В то же время невербальная коммуникация (жесты, мимика, условные знаки и т. д.) первична по происхождению, шире по объёму и иногда важнее для взаимопонимания. Невербальная коммуникация может сопровождать речь (паралингвистические средства) либо самостоятельно обеспечивать общение. Коммуникация является необходимой составляющей жизни и сознания, сопровождая и организуя поведение. Человек, как и животные, имеет природные предпосылки для развития систем коммуникации, которым обучается в обществе себе подобных. Коммуникацию можно рассматривать как особый вид деятельности, а также как часть совместной деятельности, направленную на её регуляцию и согласование.
Во второй половине 20 в. коммуникация стала предметом разносторонних междисциплинарных исследований в семиотике – общей теории знаковых коммуникативных систем (в том числе невербальных), в кибернетике, когнитивной науке и др. Лингвистика и другие науки о языке изучают вербальную составляющую коммуникации, рассматривая речь или текст одновременно и как систему человеческих действий со знаками, соответствующих потребностям и намерениям коммуникантов (антропоцентрический подход). Используемая при этом модель коммуникативной личности включает три уровня: уровень кода (лексикон, знаки и умение их использовать, вербальный опыт); когнитивный (личностная картина мира, система ценностей, познавательный и социальный опыт) и прагматико-мотивационный (намерения, установки и ситуативный опыт). Коммуникативная личность может по-разному проявляться в разнообразных дискурсах, включать различные роли (или «голоса», по М. М. Бахтину), сохраняя при этом свою идентичность. Отдельные дискурсивные практики и общие модели использования «слова, погружённого в жизнь» (Н. Д. Арутюнова), исследуются в различных направлениях современной теории дискурса (П. Бурдье, П. Серио, М. Л. Макаров и др.). Анализ коммуникации в рекламной, торговой, политической сфере, в искусстве, кино, фотографии, моде можно найти в работах Р. Барта и У. Эко, утверждающего, что «культура есть по преимуществу коммуникация». Кибернетика, используя математическую теорию коммуникации (К. Шеннон), исследует коммуникацию как средство управления «в машинных и человеческих системах» (Н. Винер).
Типология коммуникации
Участниками коммуникации, или коммуникантами (отправитель и получатель, адресант и адресат), которые порождают и интерпретируют сообщения, могут быть как индивиды, так и общественные институты (коллегиальные или институционализированные коммуниканты).
Процесс коммуникации разделяют на фрагменты, объединённые единой задачей, местом и временем, – коммуникативные события (лекция, презентация фирмы, экзамен и т. п.), в свою очередь состоящие из менее крупных единиц – коммуникативных актов. Иногда говорят об интеракциях – коммуникативных (диалогических) единствах (вопрос – ответ, просьба – реакция и т. п.) как об оптимальных единицах коммуникативного взаимодействия. Минимальная выделяемая единица коммуникации – сообщение.
Вербальные сообщения – устные высказывания и письменные (или печатные) тексты. В невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак или фотография в газете), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале). Сообщениями также являются события и поступки (снижение цены на товар, пощёчина), движения тела, использование пространства коммуникантами. Невербальные средства делятся на первичные (жесты, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования). Смешанные коды дают тип сообщения, который принято называть креолизованным (полисемиотическим) сообщением или текстом.
Согласно Г. М. Маклюэну, все формы и средства коммуникации являются «продолжением человеческого тела», дополняя и усиливая недостаточные функции – зрения и слуха на расстоянии (телевидение, громкоговорители), «продолжая жизнь» во времени (видеозапись), и т. п. Подобные средства во многом определяют и само содержание сообщения (широкую известность получил его афоризм «The medium is the message»). Маклюэн, предвидя развитие мультимедийной и интернет-коммуникации, считал современную культуру визуальной в отличие от письменной культуры 19 – начала 20 вв. («галактики Гутенберга»). Он разработал типологию эпох коммуникации в истории человечества: устная коммуникация (в рамках деревни; коммуникативная среда непосредственно окружает коммуниканта); письменная коммуникация (преодоление времени и пространства как коммуникативных барьеров); печатная коммуникация (скачок в количественном охвате коммуникантов); глобально-мультимедийная коммуникация (возврат к «глобальной деревне», по выражению Маклюэна).
По количеству и составу участников коммуникация подразделяется на межличностную (основной тип), групповую (в больших и малых группах, индивид – группа, и др.), интраперсональную («внутренний диалог») и массовую коммуникацию. Выделяют также межкультурную коммуникацию, организационную коммуникацию (вертикальная: начальник – подчинённые; горизонтальная: между представителями одного уровня организации).
Типология социальных сфер коммуникации охватывает набор типичных жанров, норм коммуникативного поведения, ролей участников коммуникации, набор языковых и других знаковых средств, свойственных той или иной сфере. Так, к сфере бытовой коммуникации относятся любовная записка, личное письмо, разговорные формы речи, свободные жесты и т. п. Сфера производственной и деловой коммуникации, находящаяся в поле зрения инженерной психологии и коммуникационного менеджмента, более жёстко регламентирована (приказ, контракт, служебная записка, дресс-код и т. п.). Ведутся исследования в сфере политической коммуникации (предвыборные дебаты, речи президентов, программы партий и т. п.), научной, педагогической, медицинской, юридической, рекламной коммуникации и др.
Модели коммуникации
Модели коммуникации можно разделить на трансляционные (линейные) и интеракциональные (диалогические). При трансляционном подходе под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приёма информации получателем сообщения. При интеракциональном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. С точки зрения трансляционной парадигмы информация передаётся от отправителя получателю, тогда как интеракциональный подход предполагает, что информация производится (воспроизводится) самим получателем под воздействием отправителя. Для первого подхода внешняя среда создаёт шум, представляет собой помеху, для второго – внешняя среда является контекстом коммуникации. Вторая парадигма в большей степени отражает реальность человеческой коммуникации, в которой понимание вербального сообщения чаще всего неполно или невозможно без понимания контекста.
Модели коммуникации воспроизводят составные элементы и функциональные характеристики процесса коммуникации в виде схемы; так, одна из первых моделей коммуникации, предложенная К. Шенноном в конце 1940-х гг., а затем переработанная У. Уивером, содержит 6 компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приёмник. Американский исследователь Г. Д. Лассуэлл сформулировал свою модель применительно к сферам политики и пропаганды: «Кто говорит, что, кому, по какому каналу, с каким эффектом». Одной из наиболее простых стала модель К. Бюлера, в которой три функции коммуникации связаны с двумя коммуникантами и сообщением: экспрессивная функция соотносится с отправителем; апеллятивная – обращение к получателю; репрезентативная – сообщение информации. В лингвистике под влиянием идей Шеннона была создана модель Р. О. Якобсона. Благодаря работам Н. Винера в теорию коммуникации вошло понятие обратной связи. Диалогический подход к истолкованию процесса коммуникации получил широкое распространение в последней четверти 20 в. Чилийский биолог У. Матурана в своей концепции автопоэтических (самоорганизующихся) систем (в том числе языка и других систем коммуникации) сравнивал языковую деятельность (англ. languaging) с танцем, смысл которого не в конкуренции или прямом управлении друг другом, а в сотрудничестве и взаимном согласовании совместных движений.
Изучение коммуникации способствует разработке коммуникативных технологий, направленных на оптимизацию взаимодействий и взаимопонимания в человеческом обществе.
Коммуникация у животных
Изучение коммуникации у животных (иногда называемое «зоосемиотикой») ведётся в рамках этологии, а также в связи с исследованиями когнитивных процессов у животных. Коммуникативные возможности животных раскрываются также в попытках наладить коммуникацию человека с другими видами (в частности, обучение высших приматов упрощённым аналогам человеческого языка, см. в статье Зоопсихология).
Животные обмениваются информацией, важной для выживания и борьбы за ресурсы: так, коммуникация необходима при выборе брачного партнёра, для разрешения территориальных споров, в период заботы о потомстве, во время игры, совместной охоты и дележа добычи. «Словарь» используемых при коммуникации сигналов специфичен для каждого вида; некоторые сигналы, освоение которых требует научения, специфичны для отдельной популяции, – животные того же вида, но живущие в другом ареале, их не понимают. Нередки и ситуации, когда сигналы, особенно выражающие эмоции (тревогу, агрессию и т. п.), понятны представителям других видов.
В качестве сигналов используются запахи, звуки и ультразвуки, выразительные позы, телодвижения, прикосновения, изменение окраски и т. п. Например, у насекомых наиболее распространены химические сигналы (многие из них имеют специальные железы для выделения феромонов); широко используются также аудиальные сигналы (стрекотание, вызываемое быстрой вибрацией или потиранием одной части тела о другую), визуальные сигналы (например, танцы пчёл, оповещающие о расположении и удалённости источника пищи), тактильные сигналы («язык прикосновений» особенно развит у муравьёв, постоянно ощупывающих друг друга своими «антеннами»). Позвоночные животные, сообщая о своих возможностях и намерениях, используют в качестве сигналов ритуальные действия – «демонстрации» (например, кормление партнёра в «брачных ритуалах» птиц, позы доминирования и подчинения).
Побудительная сила сигналов варьирует и в целом уменьшается по мере эволюционного совершенствования систем коммуникации позвоночных. Более простые, генетически жёстко закреплённые сигналы (например, реакция птицы на приближение хищника) обычно не имеют конкретного адресата, выражают прежде всего эмоциональное состояние отправителя и являются мощными стимулами к действию. Более сложные сигналы обычно требуют научения путём подражания сородичам и выполняют в первую очередь знаковую функцию, информируя о наличной ситуации животное-адресата, выбирающее ответную реакцию из числа сигнальных действий, входящих в список «приемлемых ответов» на исходный сигнал. В результате общение позвоночных часто проходит в виде ритуального обмена «демонстрациями», ведущего к биологически осмысленному результату (изгнание противника, образование пары и т. п.). У млекопитающих некоторые сигналы несут информацию о самом процессе коммуникации (т. н. метакоммуникация); например, определённая мимика у собак или обезьян является знаком игрового, «несерьёзного» характера дальнейших действий.