Гештальтпсихология
Гештальтпсихоло́гия (нем. Gestaltpsychologie), направление психологии, существовавшее в Германии в 1910–1930-х гг. В противовес расчленению объекта исследования на элементы – методологии, характерной для таких доминировавших в начале 20 в. направлений психологии, как ассоциативная психология и бихевиоризм, – представители гештальтпсихологии выдвинули программу изучения психических феноменов как гештальтов – сложных целостностей, несводимых к сумме своих частей и определяющих их свойства.
Гештальтпсихология была основана работавшими в Берлине (другое название гештальтпсихологии – берлинская школа) и во Франкфурте-на-Майне психологами М. Вертгеймером, В. Кёлером, К. Коффкой и неврологом К. Гольдштейном. На формирование их взглядов оказали значительное влияние философские концепции И. Канта, Ф. Брентано и Э. Гуссерля, а также естественно-научные и математические теории, прежде всего теория поля в современной им физике. Основатели гештальтпсихологии разделяли представления об изоморфизме (структурном подобии) событий, разворачивающихся в трёх сферах: физическом окружении, коре головного мозга и в психике субъекта («феноменальном поле»).
М. Вертгеймер на основании экспериментального анализа феномена кажущегося движения (1912) показал, что впечатление видимого движения не сводится к восприятию отдельных статичных стимулов и должно рассматриваться как новое, свойственное лишь ситуации в целом «качество гештальта» (Wertheimer. 1912). Исследования восприятия, играющие первостепенную роль в гештальтпсихологии, привели к описанию закономерностей разделения воспринимаемого поля на фигуру и фон (Э. Рубин) и других законов перцептивной организации (Вертгеймер), выявлению зависимости восприятия от контекста, от характеристик пространственных и других систем отсчёта (К. Дункер, В. Метцгер), открытию ряда новых феноменов, таких как субъективный, или когнитивный, контур (Г. Канизза). Этот последний феномен иллюстрируют границы видимого в центральной части рисунка белого треугольника, которые нейроны зрительной коры не отличают от физически присутствующих на рисунке линий.
В дальнейшем гештальтпсихологи провели классические исследования продуктивного мышления у высших приматов (В. Кёлер) и человека (М. Вертгеймер, К. Дункер), показав, что решение задачи – это не механически достигнутый (путём «проб и ошибок») результат, а более глубокое понимание ситуации в целом (часто в форме «мгновенного усмотрения», инсайта), переструктурирующее её и изменяющее значение составляющих её компонентов. Один из создателей социальной психологии и бывший сотрудник Берлинского института К. Левин распространил динамические полевые модели на исследования памяти, мотивации, личности и социального поведения.
После прихода к власти нацистов ведущие гештальтпсихологи продолжили работу за пределами Германии, главным образом в США, где В. Кёлер даже стал президентом Американской психологической ассоциации. Открытые ими феномены и предложенные теоретические объяснения стали основой многих современных трудов в области психологии и когнитивной науки. Дружеские и профессиональные контакты связывали гештальтпсихологов со многими российскими коллегами. Их работы, связанные с этикой (в частности, введённое К. Гольдштейном понятие самоактуализации), стали одной из основ гуманистической психологии. Бывший ассистент Гольдштейна психиатр Ф. Перлз стал создателем гештальттерапии. Целостная трактовка работы мозга как динамической самоорганизующейся системы (Гольдштейн, Кёлер, Метцгер) предвосхитила современные модели в области нейрокогнитивных исследований (см. Нейронные сети).