Россия. Органы власти. Судебная власть
Суде́бная власть в Росси́йской Федера́ции, самостоятельная и независимая ветвь государственной власти. Как следует из Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 118), она осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.
Органами судебной власти являются суды, учреждённые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Только им в России доверено осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Любое вмешательство в их деятельность преследуется в установленном законом порядке.
Самостоятельность судебной власти обеспечивается, помимо прочего, закреплением в Конституции РФ требований к кандидатам на должности судей и порядку их назначения, принципов правового статуса судей. Так, согласно ст. 119, судьями могут быть российские граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, постоянно проживающие в РФ, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Дополнительные или особые требования к кандидатам устанавливаются законами.
Все судьи в России независимы, несменяемы и неприкосновенны. Они исполняют свои обязанности на профессиональной основе, обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются соответствующим федеральным конституционным законом.
Система органов судебной власти
Созданные в установленном порядке суды образуют судебную систему Российской Федерации. Эта система едина и имеет двухуровневую организацию, учитывающую федеративное устройство государства.
Федеральный уровень судебной системы представлен Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, федеральными судами общей юрисдикции, арбитражными судами (федеральные суды). Региональный уровень – это суды субъектов РФ, к которым в настоящее время относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.
Основное отличие между ними состоит в том, что в формирование и обеспечение функционирования регионального уровня судебной системы РФ вовлечены органы государственной власти субъектов РФ. Например, должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. В то же время федеральные суды и мировые судьи имеют общий источник финансирования – федеральный бюджет.
Конституционные (уставные) суды должны быть упразднены учредившими их субъектами РФ не позднее 1 января 2023 г.
Для судебной системы РФ характерна специализация судов (судебные органы конституционного контроля, суды общей юрисдикции и арбитражные суды). Имея в виду особенности организации и функционирования отдельных судов, в структуре судебной системы РФ можно обозначить Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, Верховный Суд РФ, а также три возглавляемые им относительно самостоятельные системы судов: «невоенные» суды общей юрисдикции (наименование используется в академических целях), военные суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
В каждой системе судов существуют звенья – суды, действующие на равнозначных территориях и обладающие равной компетенцией. В зависимости от конкретных полномочий суда, связанных с рассмотрением и разрешением судебных дел, выделяются инстанции (первая, апелляционная, кассационная, надзорная). Суды одного звена могут выступать судами разных инстанций.
Каждый суд действует в пределах определённой территории. Между судами первой инстанции дела распределяются по подсудности.
Суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, подсудных другим судам, все уголовные дела, а также иные дела, отнесённые к их ведению.
Система «невоенных» судов общей юрисдикции имеет двухуровневую организацию. К федеральному уровню относятся кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды (районные суды); специализированные суды, к региональному – мировые судьи.
Мировые судьи в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции (ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»).
Районный суд в соответствии со своей компетенцией рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также осуществляет другие полномочия. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также осуществляет иные полномочия. Такой суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Апелляционный суд общей юрисдикции (5 судов в РФ) в соответствии со своей компетенцией рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также осуществляет иные полномочия. Каждый такой суд действует в пределах территории судебного апелляционного округа и является по общему правилу непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов в этом округе.
Кассационный суд общей юрисдикции (9 судов в РФ) в соответствии со своей компетенцией рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и осуществляет иные полномочия. Он действует в пределах территории судебного кассационного округа и является по общему правилу вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям в этом округе.
Особенности организации и деятельности судов общей юрисдикции определены Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции. Им подсудны дела с участием военнослужащих, органов военного управления и воинских должностных лиц (гражданские, административные, уголовные дела, дела об административных правонарушениях и т. д.).
В систему военных судов входят гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды, апелляционный военный суд (место постоянного пребывания – городской округ Власиха Московской области), кассационный военный суд (место постоянного пребывания – город Новосибирск Новосибирской области).
Компетенция, особенности организации и деятельности военных судов определены Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».
Система арбитражных судов
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в статусе индивидуального предпринимателя. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, они также рассматривают дела с участием иных субъектов, в том числе граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, например дела о несостоятельности (банкротстве).
В систему арбитражных судов входят арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ), Суд по интеллектуальным правам.
Арбитражный суд субъекта РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и осуществляет иные полномочия.
Арбитражный апелляционный суд (21 суд в РФ) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также осуществляет иные полномочия.
Арбитражный суд округа (10 судов в РФ) в соответствии со своей компетенцией рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции, а также осуществляет иные полномочия. Он является по общему правилу вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ в пределах соответствующего судебного округа.
Суд по интеллектуальным правам – специализированный арбитражный суд, который в пределах своей компетенции рассматривает в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.
Особенности организации и деятельности арбитражных судов определены Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Верховный Суд РФ
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Его полномочия, порядок образования и деятельности определены Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Верховный Суд РФ состоит из 170 судей. В его состав входят Пленум и Президиум, а также 7 коллегий (апелляционная коллегия, судебная коллегия по административным делам, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным, судебная коллегия по экономическим спорам, судебная коллегия по делам военнослужащих и дисциплинарная коллегия).
Пленум Верховного Суда РФ не рассматривает конкретных дел. Он даёт судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации». Президиум Верховного Суда РФ уполномочен проверять вступившие в силу судебные акты в порядке надзора.
Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном и кассационном порядке. В соответствии со своим профилем они являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к судам описанных ранее систем.
Апелляционная коллегия является апелляционной инстанцией в тех случаях, когда решение в первой инстанции принято судебными коллегиями Верховного Суда РФ.
Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ.
Судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Председатель Верховного Суда РФ и его заместители назначаются на должность в том же порядке на 6 лет при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Кандидатуры судей Верховного Суда РФ, а также своих заместителей Президенту РФ предлагает Председатель Верховного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ
Особое место в судебной системе РФ занимает Конституционный Суд РФ – высший судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его полномочия, особенности организации и деятельности определены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Будучи высшим судом, Конституционный Суд РФ не является вышестоящим судом по отношению к иным судам судебной системы России. Его юрисдикция распространяется на всю территорию страны.
Конституционный Суд РФ реализует свои полномочия в таких направлениях, как нормоконтроль; разрешение споров о компетенции; толкование Конституции РФ; разрешение вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов, иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража); проверка соответствия Конституции РФ отдельных процедур; проверка конституционности вопроса, выносимого на референдум РФ.
Каждое направление предполагает рассмотрение отдельных категорий дел, различающихся по таким параметрам, как субъекты обращения в Конституционный Суд РФ, повод к рассмотрению дела, критерии допустимости обращения в Конституционный Суд РФ (особые требования, без соблюдения которых обращение не может быть принято к рассмотрению), основание рассмотрения дела, объект конституционного контроля и пределы его проверки, форма и характер итогового решения (Правоохранительные органы. 2022. С. 228–249).
Осуществляемый Конституционным Судом РФ нормоконтроль – проверка объектов контроля (нормативных актов, их отдельных положений и проектов, договоров) на предмет соответствия Конституции РФ – может быть абстрактным и конкретным.
Абстрактный нормоконтроль (возможность оценки конституционности не поставлена в зависимость от применения объекта контроля в конкретном деле), в свою очередь, может быть предварительным (оценивается конституционность проекта нормативного акта; принятого, но не подписанного и не вступившего в силу нормативного акта, и т. п.) и последующим (проверяемый акт вступил в силу и действует).
В порядке предварительного нормоконтроля Конституционный Суд РФ рассматривает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ, дела о соответствии Конституции РФ (проверке конституционности) проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, дела о соответствии Конституции РФ (проверке конституционности) законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, до их подписания Президентом РФ, дела о соответствии Конституции РФ (проверке конституционности) законов субъекта РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ.
В рамках последующего абстрактного нормоконтроля Конституционный Суд РФ рассматривает дела о соответствии Конституции РФ актов, указанных в пунктах «а», «б» и «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ.
Конкретный нормоконтроль (всегда последующий) связан с судебным применением проверяемого нормативного акта к определённым фактическим обстоятельствам (в конкретном деле). В соответствующем порядке рассматриваются две категории дел: о конституционности нормативных актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и о конституционности нормативных актов по запросам судов.
Объектом проверки в таком порядке может стать любой нормативный акт, указанный в пунктах «а» и «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ. Особенность состоит в том, что по первой из указанных категорий дел правонарушающее применение оспариваемого акта должно состояться до обращения в Конституционный Суд РФ, тогда как во втором случае суд испрашивает оценку конституционности нормативного акта до его применения в рассматриваемом им конкретном деле.
Наибольшее количество решений Конституционный Суд РФ выносит по результатам рассмотрения обращений, поданных в порядке конкретного и последующего абстрактного нормоконтроля. Принципиальную значимость имеют решения по делам о толковании Конституции РФ.
Дела, относящиеся к иным направлениям, определены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд РФ состоит из 11 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. В таком же порядке на шестилетний срок на должности назначаются Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
Особое значение имеет работа Секретариата Конституционного Суда РФ, который осуществляет предварительное рассмотрение поступающих обращений.
Решения принимаются судьями Конституционного Суда РФ коллегиально, являются окончательными, не подлежат обжалованию и связывают уполномоченные органы обязанностью привести нормативные правовые акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Применение акта или отдельных его положений вопреки решению Конституционного Суда РФ не допускается.
Судейское сообщество и его органы
Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ, а также судьи, пребывающие в отставке, образуют судейское сообщество. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются органы судейского сообщества, основными задачами которых являются содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства, защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. Органами судейского сообщества в РФ являются Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общие собрания судей судов, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ, Высшая экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов РФ по приёму квалификационного экзамена на должность судьи. В Верховном Суде РФ наряду с общим собранием судей этого суда формируется Совет судей Верховного Суда РФ.
Основным нормативным актом, определяющим порядок формирования и компетенцию органов судейского сообщества в РФ, является Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».