Россия. Органы власти. Законодательная власть
Законода́тельная власть в Росси́йской Федера́ции, одна из обязательных ветвей государственной власти, созданная и функционирующая в РФ самостоятельно и независимо от исполнительной и судебной ветвей власти на основании принципа разделения властей, закреплённого в ст. 10 Конституции РФ. С учётом федеративного устройства России она представлена органами публичной власти двух уровней: федерального и регионального.
На федеральном уровне законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание – парламент, который является двухпалатным и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ, действующим на постоянной основе. Подобное двухпалатное строение высшего законодательного органа страны характерно для стран с федеративной формой государственно-территориального устройства.
По общему правилу, Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно (совместно палаты могут собираться, например, для заслушивания посланий Президента РФ). Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми, однако в случаях, предусмотренных регламентами, палата вправе принять решение о проведении закрытого заседания.
Вопросы, связанные с непосредственным формированием Совета Федерации, правовым статусом сенаторов, урегулированы Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Закон № 439-ФЗ).
Порядок формирования Совета Федерации неоднократно изменялся законодателем, в том числе путём принятия поправок к Конституции РФ, и в настоящее время в Совет Федерации входят:
по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти – на срок полномочий соответствующего органа;
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, – пожизненно. При этом Президент РФ вправе отказаться от полномочий сенатора РФ;
не более 30 представителей РФ, назначаемых Президентом РФ, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно.
Таким образом, в Совете Федерации представлены не только интересы субъектов РФ, но и самой Федерации.
Сенатором РФ может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Сенаторам РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
Срок полномочий сенатора – 6 лет. Представителями РФ в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов РФ пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. В зависимости от срока полномочий, возможно выделить два вида сенаторов:
с установленным сроком полномочий (все сенаторы от субъектов РФ и часть представителей РФ в Совете Федерации);
пожизненные сенаторы (Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий по определённым основаниям, и не более 7 представителей РФ).
Конституционно-правовой статус пожизненного сенатора был введён в Конституцию РФ в ходе конституционной реформы 2020 г.
К ведению Совета Федерации относится: законодательная деятельность; утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; назначение на должность по представлению Президента РФ председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судей, председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей; проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур; назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов; проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; прекращение по представлению Президента РФ полномочий председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судей, председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи.
Внутренняя структура Совета Федерации, порядок рассмотрения вопросов, отнесённых к его компетенции, урегулированы Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен Федеральным законом от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ). Избирательная система, применяемая на выборах Государственной Думы, неоднократно пересматривалась. В частности, до вступления в силу указанного федерального закона депутаты Государственной Думы избирались по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (пропорциональная избирательная система). С принятием Закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ была возвращена смешанная избирательная система, согласно которой половина – 225 депутатов Государственной Думы – стали избираться по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат), а остальные 225 депутатов – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки. Также периодически изменялись барьеры для прохождения списка партии в Государственную Думу: введение 5 %-го барьера для прохождения партий в Государственную Думу и затем его повышение до 7 % и понижение в последующем вновь до 5 %.
В настоящее время применяется смешанная избирательная система с определением единой нормы представительства при формировании одномандатных избирательных округов.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.
Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором РФ и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, в связи с чем не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
К ведению Государственной Думы относятся: законодательная деятельность, утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры председателя Правительства РФ, кандидатур заместителей председателя Правительства РФ и ряда федеральных министров (по представлению председателя Правительства РФ); решение вопроса о доверии Правительству РФ; заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты по представлению Президента РФ; назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Внутренняя структура палаты, а также порядок рассмотрения вопросов, отнесённых к её компетенции, установлен Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Обе палаты Федерального Собрания вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления.
На региональном уровне законодательная власть в РФ представлена законодательными (представительными) органами государственной власти, которые в обязательном порядке формируются в каждом субъекте РФ, являются постоянно действующими и единственными законодательными органами на территории соответствующих субъектов Федерации. Региональные законодательные органы могут быть как двухпалатными, так и однопалатными, их наименование устанавливается конституцией (уставом) каждого субъекта Федерации с учётом исторических, национальных и иных традиций.
К полномочиям региональных парламентов отнесено: законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта Федерации, реализация права законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ; заслушивание ежегодного отчёта о результатах деятельности исполнительной власти региона и иные полномочия. Конституционно-правовой статус региональных парламентов установлен Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», а также конституцией (уставом) субъекта РФ.