Федеральные органы исполнительной власти
Федера́льные о́рганы исполни́тельной вла́сти, система и структура органов государственного управления, утверждаемая указом Президента Российской Федерации, состоящая из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств и осуществляющая исполнительно-распорядительные функции в Российской Федерации.
В юридической науке под федеральными органами исполнительной власти понимаются: структурные подразделения государственного аппарата; политические учреждения, созданные для участия в осуществлении функций управления и наделённые полномочиями государственно-властного характера; социальные образования, реализующие исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач, возникающих перед обществом и государством.
Федеральные органы исполнительной власти в различных государствах имеют различные наименования. В США это федеральные: агентства, комиссии, советы, организации, бюро, администрации, службы. В Германии используются понятия «федеральное министерство», «федеральное ведомство», «федеральное агентство», а также «федеральное учреждение». Функции данных видов органов власти не всегда чётко разграничены.
В Российской Федерации система и структура федеральных органов исполнительной власти претерпевала неоднократные изменения. Утративший силу указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (1996) утверждал перечень органов, в числе которых наряду с федеральными министерствами и службами имелись такие органы, как государственные комитеты, инспекции, комитеты РФ, федеральные комиссии, федеральные надзоры России. В настоящее время их система установлена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», который определил исчерпывающий перечень видов федеральных органов исполнительной власти: федеральные – министерства, службы и агентства.
Различия видов федеральных органов исполнительной власти заключаются в их функциях. Так, федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Стоит отметить, что Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» расширяет состав федеральных органов исполнительной власти, включая в него Правительство РФ. Так, согласно ст. 1, исполнительную власть РФ осуществляют Правительство РФ и иные федеральные органы исполнительной власти. При этом согласно п. 3 ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
Законодательство различает понятия «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. Система – это закрытый перечень видов таких органов: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Подчёркивается взаимосвязь данных органов власти и системный характер их деятельности, невозможность действовать полностью независимо друг от друга. Структура – перечень конкретных федеральных министерств, служб и агентств.
Структуру федеральных органов исполнительной власти уполномочен утверждать только Президент РФ. В настоящее время действует его указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (2020). Перечень таких органов исполнительной власти имеет исчерпывающий характер и может быть расширен лишь путём издания другого указа Президента РФ, утверждающего их новую структуру.
Правовой статус федеральных органов исполнительной власти конкретизируется в положениях об отдельных федеральных министерствах, службах и агентствах.
Специфика федеральных органов исполнительной власти проявляется в масштабах их деятельности. При их определении имеет значение принцип федерализма, разграничения предметов ведения РФ и её субъектов. К исключительному ведению РФ, т. е. к полномочиям, которыми обладает только РФ, относится установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации, деятельности и их формирование.
Важнейший признак федеральных органов исполнительной власти заключается в том, что они действуют от имени РФ. Такие органы являются «федеральными», поскольку их компетенция распространяется на всю территорию РФ. Конституция РФ выделяет два уровня государственной исполнительной власти: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В то время как органы исполнительной власти субъектов РФ обладают всей полнотой государственной власти лишь вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ, федеральные органы исполнительной власти действуют по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и её субъектов.
Федеральные органы исполнительной власти могут подчиняться лишь властным субъектам, действующим на федеральном уровне. Так, федеральные министерства подчинены либо Президенту РФ, либо Правительству РФ. Федеральные службы и федеральные агентства могут быть подчинены непосредственно Президенту РФ либо Правительству РФ, либо вышестоящему федеральному министерству.
Федеральные органы исполнительной власти можно подразделить на федеральные министерства, службы и агентства, а также их территориальные подразделения, в обязательном порядке подчинённые федеральным органам исполнительной власти. Несмотря на то что федеральные органы исполнительной власти могут создавать территориальные подразделения на уровне субъектов РФ, а также подразделения, действующие в муниципальных образованиях, такие подразделения не имеют одновременного подчинения органам государственной власти субъектов РФ или органам местного самоуправления.
Сущность федеральных органов исполнительной власти проявляется в наличии организационной самостоятельности, поскольку они обособлены от иных органов власти и организаций и не являются их структурными подразделениями.
Функциональная самостоятельность федеральных органов исполнительной власти заключается в наличии собственной компетенции в рамках определённых предметов ведения, задач деятельности и функций управления. Области государственного управления весьма обширны и в каждой из областей действуют специфические федеральные органы исполнительной власти. При этом их компетенция имеет границы, установленные как в законодательстве, так и в подзаконных актах. Если в законодательстве и подзаконных актах какие-либо вопросы не отнесены к ведению конкретного федерального органа исполнительной власти, он не вправе самостоятельно их решать.
Существуют функции, которые вправе выполнять только определённые виды федеральных органов исполнительной власти. Так, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию осуществляют только федеральные министерства. Федеральные службы и федеральные агентства вправе осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию лишь в случаях, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. В свою очередь, функции по контролю и надзору осуществляют только федеральные службы, за исключением случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Федеральные органы исполнительной власти наряду с Правительством РФ составляют ветвь федеральной государственной исполнительной власти. Им присущи все характерные особенности органов, осуществляющих исполнительную власть, а именно: подзаконный характер компетенции, исполнительно-распорядительный характер деятельности, непрерывность функционирования.
Деятельность федеральных органов исполнительной власти базируется на множестве нормативных правовых актов, среди которых – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ.
При этом, исполняя положения нормативных актов, федеральные органы исполнительной власти сами обладают распорядительными полномочиями, распространяющимися на подчинённых субъектов. Властный характер деятельности федеральных министерств, служб и агентств проявляется в том, что они вправе сами издавать обязательные для исполнения требования и осуществлять контроль за их выполнением. Такие требования представляют собой индивидуальные правовые акты, а в случае если федеральный орган исполнительной власти обладает полномочиями по нормативному правовому регулированию – нормативные правовые акты.
Федеральные органы исполнительной власти действуют непрерывно, что обусловлено необходимостью текущего руководства процессами, происходящими во всех отраслях государственного управления.
Разделение федеральных органов исполнительной власти на виды обусловлено необходимостью их специализации. Однако данный принцип соблюдается не всегда, что проявляется в возможности федеральных министерств и служб осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в случаях, установленных актами Президента РФ и Правительства РФ. Функции по контролю и надзору осуществляют как федеральные службы, так и федеральные агентства в случаях, установленных актами Президента РФ и Правительства РФ.
Эффективность деятельности федеральных органов исполнительной власти в немалой степени зависит от устранения избыточных полномочий и неспецифических функций, что ставит вопрос о целесообразности чёткого разграничения компетенции федеральных министерств, служб и агентств.