Избирательные комиссии
Избира́тельные коми́ссии, коллегиальные органы, основным назначением которых является организация и проведение свободных выборов и референдума.
На международном уровне учреждение и деятельность самостоятельных избирательных комиссий рассматривается в качестве одной из необходимых гарантий реализации избирательных прав граждан [например, ст. 11 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (Кишинёв, 7 октября 2002)].
Официальное наименование высших избирательных комиссий варьируется в разных государствах: избирательная комиссия (Австралия), центральная избирательная комиссия (Испания) или федеральная избирательная комиссия (Австрия), избирательный совет (Турция), департамент выборов (Сингапур) и др.
Существует 3 основных модели организации деятельности избирательных комиссий: независимая, правительственная (исполнительная), смешанная.
Независимая модель подразумевает создание избирательных комиссий, которые институционально независимы и автономны по отношению к системе исполнительной власти. Избирательные комиссии имеют свой собственный бюджет и не подчиняются правительству. При этом они могут быть подотчётны органу законодательной или судебной власти либо главе государства. Данная модель используется в таких государствах, как Российская Федерация, Канада, Австрия, Армения, Грузия, Индия, Индонезия и др.
В рамках правительственной модели высшие избирательные комиссии являются органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляется отдельным министерством (например, министерством внутренних дел). Такие избирательные комиссии обычно возглавляются министром или государственным служащим, который находится в прямом подчинении исполнительной власти (Дания, Сингапур, Швеция, Швейцария, Тунис и др.).
Смешанная модель предполагает образование избирательных комиссий с двухкомпонентной структурой, включающей в себя одновременно политический, контролирующий или надзорный орган, независимый от исполнительной власти (например, Конституционный совет во Франции, Центральный совет по управлению выборами в Японии), и исполнительный орган, непосредственно обеспечивающий проведение выборов (как правило, данные функции осуществляются министерством внутренних дел). На исполнительный орган возлагаются организационные вопросы проведения выборов, в то время как политический или надзорный орган осуществляет независимый контроль за проведением выборов. Полномочия независимого и правительственного органов варьируются в разных государствах (Франция, Япония, Испания и др.). Кроме того, дополнительно выделяется судебная модель, при которой избирательные комиссии подчиняются специальному судебному органу – избирательному суду (Мексика, Аргентина, Бразилия).
По имеющимся данным, среди 217 стран и территорий, где проводятся выборы, независимая модель используется 63 % государств, смешанная – 12 % государств, правительственная – 23 % государств.
Основными функциями избирательных комиссий являются: определение лиц, имеющих право голоса; регистрация кандидатов и списков кандидатов на выборах; проведение выборов; подсчёт голосов; определение итогов голосования. Также избирательные комиссии могут осуществлять иные функции, связанные с избирательным процессом (просвещение и информирование избирателей; взаимодействие со средствами массовой информации; разрешение споров, связанных с избирательным процессом, и т. д.).
Формирование избирательных комиссий, как правило, осуществляется на паритетных началах законодательной и исполнительной ветвей власти. В состав избирательных комиссий включаются представители политических партий, обладающие правом номинировать членов избирательных комиссий, и лица, обладающие профессиональной подготовкой в области проведения выборов (как правило, к числу квалификационных требований к данной категории лиц относится наличие высшего образования и опыта работы в системе избирательных комиссий). Требования, которым должны соответствовать члены избирательных комиссий, устанавливаются в законах, регулирующих их деятельность (обычно это наличие гражданства, обладание хорошей репутацией, соответствие квалификационным требованиям, определённый возраст и иные критерии).
Существует 2 основных способа формирования и последующей деятельности избирательных комиссий: формирование избирательной комиссии в год проведения новых выборов (Словакия) и формирование избирательной комиссии на определённый срок, установленный в конституции или избирательном законодательстве (Индия).
В РФ избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ [п. 3 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Закон о гарантиях избирательных прав)].
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о гарантиях избирательных прав в систему избирательных комиссий РФ входят следующие виды избирательных комиссий:
Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ);
избирательные комиссии субъектов РФ;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.
При проведении выборов на федеральном уровне избирательные комиссии образуют централизованную систему во главе с ЦИК РФ с подчинением нижестоящей избирательной комиссии вышестоящей.
ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ являются государственными органами, срок полномочий которых составляет 5 лет.
ЦИК РФ состоит из 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе РФ, а также депутатами Государственной Думы РФ; 5 членов ЦИК РФ назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ); 5 членов ЦИК РФ назначаются Президентом РФ (п. 4 ст. 21 Закона о гарантиях избирательных прав).
Число членов избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта РФ и не может быть менее 10 и более 14 (п. 4 ст. 23 Закона о гарантиях избирательных прав). Половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина – высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) (п. 6 ст. 23 Закона о гарантиях избирательных прав).
Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования сроком на 5 лет. Остальные виды избирательных комиссий формируются вышестоящей избирательной комиссией.
В отношении избирательных комиссий всех видов, за исключением ЦИК РФ, устанавливается требование о назначении не менее половины членов избирательной комиссии на основе политических партий, представленных в законодательном (представительном) органе государственной власти, соответствующих уровню комиссии и выше.
В состав избирательной комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии с правом решающего и совещательного голоса. Председатели избирательных комиссий назначаются вышестоящей комиссией или выбираются членами комиссии из своего состава. Заместители председателя и секретари избирательных комиссий избираются членами избирательной комиссии. В зависимости от поставленного вопроса решения комиссии могут приниматься как большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, так и большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (подпункты 13–14 ст. 28 Закона о гарантиях избирательных прав).