Институт права
Институ́т пра́ва (правовой институт), совокупность норм права, направленных на регулирование однородных общественных отношений.
Институт права – одно из центральных юридических понятий, которое имеет свою историю, поскольку возникло ещё до нашей эры. Первые упоминания о правовых институтах встречаются в трудах древнеримских юристов. Примером могут служить «Институции» Гая, структура текста которых состояла из трёх разделов, посвящённых, соответственно, лицам, вещам и искам. Данное разделение впоследствии легло в основу т. н. институционной системы построения гражданских кодексов отдельных государств.
Основополагающую роль института права подчёркивал известный немецкий юрист Р. фон Иеринг в работе «Дух римского права». По его мнению, именно правовой институт является системообразующей единицей права, поскольку отдельно взятая норма, будучи первичной «клеточкой» права, неспособна действовать обособленно, а только в тесной связи с иными сходными по предмету регулирования нормами (Jhering. 1858).
Истоки современного понимания правового института можно найти и в трудах известных российских дореволюционных учёных. Так, например, Г. Ф. Шершеневич понимал под правовым институтом совокупность юридических норм или положений, которые объединены «единством содержания, внутренней связью по предмету определения» (Шершеневич. 1995. С. 53).
Достаточно оригинальный подход к пониманию правового института предложен С. А. Муромцевым, анализировавшим правовые институты через призму субъективных прав (Муромцев. 1879. С. 148–149).
О. С. Иоффе определял институт права следующим образом: «группа норм, объединяемых специфическим способом применения общеотраслевого метода к регулируемому ими виду общественных отношений» (Иоффе. 1968. С. 54). Также интересна мысль Иоффе ο том, что «всё в области права можно назвать институтом, начиная от самого права и кончая его единичными нормами» (Иоффе. 1968. С. 51). Представляется, что такое широкое толкование анализируемого понятия связано с нормативно-регулятивной сущностью правовых институтов.
Институт права, согласно определению профессора А. И. Денисова, представляет собой «совокупность норм, регулирующих обособленные общественные отношения в пределах той группы общественных отношений, которые составляют предмет отрасли» (Теория государства и права. 1967. С. 311–312).
На сегодняшний день в теории государства и права под правовым институтом понимают совокупность норм права, направленных на регулирование однородных общественных отношений. Примерами правовых институтов могут служить, например, институт прав и свобод, институт президентства в конституционном праве, институт договора в гражданском праве, институт бюджета в финансовом праве.
Институт права, наряду с нормами права и отраслями права, является основным элементом системы права, при этом взаимосвязанные комплексы институтов права образуют отрасли права. Обособление правовых институтов объективно обусловлено спецификой отношений в различных сферах общественной жизни и вытекает из юридической практики.
Институт права представляет собой специфическую часть отрасли права, состоящую из норм, направленных на регулирование сегмента определённого вида однородных общественных отношений. Отрасль права в противовес институту права регулирует уже более широкий спектр отношений в социуме, т. е. определённую сферу общественной жизни. Так, например, гражданское право объединяет нормы права, регулирующие как имущественные, так и связанные с ними личные неимущественные отношения. Важным признаком, отличающим правовой институт от отрасли права, является регулирование лишь части тех общественных отношений, которые выступают предметом правового регулирования отрасли права. Кроме того, правовой институт непосредственно входит в отрасль права, являясь её составляющим компонентом. Из этого следует, что институт права не может быть полностью автономным, т. е. независимым от других норм отрасли права, поскольку реально эффективное правовое регулирование общественных отношений достигается за счёт чёткого установления взаимосвязи с иными правовыми институтами в рамках соответствующей отрасли либо подотрасли права. Таким образом, при исключении из отрасли права какого-либо правового института становится невозможной регламентация того или иного вида общественных отношений. Это объясняется особой степенью концентрации и взаимодействия правовых норм (как в отрасли права, так и в институте права), которые представляют собой единое целое в системе права, вследствие чего не могут быть произвольно оторваны друг от друга.
Правовые институты в зависимости от предметно-отраслевого признака можно разделить на отраслевые и смешанные.
В зависимости от применяемого способа правового регулирования, как и нормы права, правовые институты следует подразделять на материальные (например, институт права собственности в гражданском праве) и процессуально-процедурные (например, институт досудебного разбирательства в уголовном процессуальном праве).
По сфере правового регулирования правовые институты делятся на общие (например, институт гласности судебного разбирательства) и специальные (институт досудебного соглашения о сотрудничестве).
По структуре правовые институты права подразделяют на простые (институт исковой давности в гражданском праве; институт амнистии, институт помилования в уголовном праве) и сложные (институт договора поставки, который включает институты неустойки, штрафа, юридической ответственности и т. д., институт купли-продажи в гражданском праве).
Следует обратить внимание на признак нормативной обособленности правового института, предложенный профессором В. В. Лазаревым (Общая теория права и государства. 2002. С. 211). Однако на сегодняшний день данный признак можно рассматривать как некий идеал, а не просто свойство института права, учитывая большое количество т. н. комплексных отраслей права и динамичного развития общественных отношений. В связи с этим профессор С. С. Алексеев высказался несколько нейтральнее, обозначив, что «правовой институт нуждается в формальном обособлении», указав, что «необходимо стремиться к тому, чтобы каждое из укрупнённых подразделений нормативного акта (глава, раздел) посвящались отдельному правовому институту» (Алексеев. 1975. С. 128). Между тем анализ законодательных положений свидетельствует ο том, что это возможно далеко не всегда, поскольку часто один правовой институт регламентируется сразу несколькими главами одного нормативного правового акта либо в одной главе присутствует несколько правовых институтов.
По предметно-отраслевому признаку выделяются отраслевые и смешанные правовые институты. Отраслевые институты объединяют в себе нормы права, которые составляют предмет правового регулирования определённых отраслей права, а смешанные институты своей регламентацией затрагивают несколько отраслей права.
Группу норм права, относящихся к различным отраслям права и обладающих некоторыми общими признаками, большинство учёных (С. В. Бошно, С. В. Поленина и др.) относят к т. н. межотраслевым правовым институтам.
Проблема исследования правовой природы межотраслевых институтов и комплексных отраслей в системе права не является новой, поскольку ещё в середине 20 в. В. К. Райхер обосновал теорию, согласно которой право делится не только по отраслевому принципу, но также и на основании критерия предмета правового регулирования: на основные отрасли и комплексные (Райхер. 1947. С. 190).
Одним из первопроходцев в исследовании межотраслевых правовых институтов также можно назвать профессора С. В. Поленину, по мнению которой межотраслевые институты являются разновидностью комплексных правовых институтов, возникающих «на стыке смежных отраслей права, т. е. отраслей, обладающих известной общностью круга регулируемых ими отношений» (Поленина. 1975. С. 74).
Существенными признаками, позволяющими идентифицировать межотраслевые институты, являются:
предмет правового института устанавливается в рамках конкретной юридической проблематики, не связанной нормами определённых отраслей права. Так, например, при исследовании института опеки и попечительства необходимым представляется полноценное исследование не только норм права социального обеспечения, но и норм гражданского, семейного и трудового права;
субъектный состав, на который распространяется правовое регулирование, не ограничен одной сферой правового регулирования и чёткими правовыми рамками определённой отрасли права;
применяется, как правило, комплексный метод правового регулирования, включающий целую палитру разных способов и приёмов воздействия на отношения в социуме, взятых из различных отраслей права.
В диссертации Д. С. Милинчук предложила следующее определение данных институтов права: «…межотраслевые институты права представляют собой группу правовых норм, объединённую общим предметом регулирования общественных отношений нескольких отраслей права, имеющих общие признаки в разных отраслях и выполняющих определённые правовые функции, направленные на урегулирование общественных отношений и охрану законных прав и интересов субъектов права любыми методами правового регулирования» (Милинчук. 2018. С. 137).
В теории права и государства выделяют также и такой элемент системы права, как субинститут права – «чётко выраженная совокупность правовых норм внутри крупного правового института, регулирующая определённые особенности, специфику видовых общественных отношений» (Киримова. 1998. С. 86). Среди структурных элементов системы права субинститут является наиболее малочисленным собранием норм права.
Институт права можно понимать не только с позиции нормативизма, как неотъемлемый, т. е. основной элемент системы права, но и с позиции социологии права. При таком подходе правовые институты именуются социально-правовыми, выступая при этом институциональными компонентами правовой сферы общества, которая, в свою очередь, является подсистемой, находящейся в определённом структурно-функциональном взаимодействии с другими подсистемами современного общества.