Пантомима
Пантоми́ма (от греч. παντόμιμος, буквально – всему подражающий), вид сценического искусства, в котором главным художественным приёмом является пластическая выразительность актёра.
Истоки пантомимы восходят к искусству древнегреческих мимов, сочетавших слово и пластику. Античная пантомима могла воспроизводить любые действия: существовали водные, акробатические, конные пантомимы, пантомима-процессии и др. Разделение слова и жеста произошло в древнеримской пантомиме конца 1 в. до н. э., где актёр изображал действия, комментируемые хором. В Средние века пантомима была искусством гистрионов. В 16–18 вв. она возродилась в комедии дель арте, некоторые персонажи которой стали масками позднейших мимов. Во Франции установление театральной монополии (1680), и особенно введение сообразных ей ограничений на исполнение разговорных сцен (1707) и вокальных номеров (1709), повлекло за собой бурный расцвет пантомимы на подмостках балаганного театра. В 18 в. к пантомиме как элементу драматизации балета обращались Дж. Уивер и Ж.-Ж. Новерр. Развитию пантомимы в самостоятельную театральную форму способствовала эстетика романтизма. Как актёры пантомимы прославились Дж. Гримальди и Ж.-Г. Дебюро, положивший начало жанру лирической пантомимы. В Англии последней трети 19 в. пантомима разыгрывалась преимущественно артистами цирка и мюзик-холла, откуда она в начале 20 в. пришла в кинематограф, пережив очередной расцвет в творчестве мимов немого кино – Ч. Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда и др.
Традиционная пантомима, как правило, «рассказывает» некую историю, жесты в этом случае служат своего рода подстрочником – иллюстрацией либо заменой звучащего слова. В 1920–1940-е гг. Э. Декру, отказавшись от дискурсивного понимания жеста, разрабатывал основы новой, неиллюстративной пантомимы, где отправной точкой зрелищности является тело актёра. Эта линия получила продолжение в актёрском искусстве Ж.-Л. Барро, М. Марсо, Р. Дево, М. Серро, в спектаклях Е. Гротовского и Э. Барбы. Среди других известных мимов 20 в. – Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша), М. Тенисон (Литва), А. Дариус (США).
В России к пантомиме обращались Н. Н. Евреинов, К. А. Марджанишвили, М. А. Чехов, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, А. А. Румнев, Р. Е. Славский, Б. Г. Амарантов, А. А. Елизаров, В. В. Мартынов и др. Существуют пантомимы всевозможных жанров и видов – от короткого эпизода до многоактного спектакля; широко используется артистами эстрадной миниатюры (А. И. Райкин) и цирковой клоунады (Карандаш, Ю. В. Никулин, Л. Г. Енгибаров, В. И. Полунин).