«Ожидание» (Шёнберг)
«Ожида́ние» (нем. «Erwartung»), монодрама А. Шёнберга для голоса и большого симфонического оркестра (ор. 17).
Либретто Марии Паппенхайм при участии композитора. Монодрама создана в августе – октябре 1909 г. Впервые исполнена 6 июня 1924 г. в Новом немецком театре в Праге в рамках фестиваля Международного общества новой музыки под управлением А. фон Цемлинского, солистка – М. Гутхайль-Шодер.
«Ожидание» – первая работа Шёнберга для музыкального театра. Это одноактное сочинение продолжительностью около получаса, разделённое на четыре сцены, следующие без перерыва; при этом последняя сцена более чем в два раза превышает по объёму три предыдущие вместе взятые.
Произведение написано для одной исполнительницы, которая архетипически-обобщённо названа Женщиной.
Героиня блуждает в одиночестве по ночному лесу, мучимая страшными видениями. Она пребывает во взвинченном, истеричном состоянии, её речь отрывочна и бессвязна. Её пугают крики ночных птиц, ломающиеся ветки, пляшущие чёрные тени. Она кого-то ищет. Наконец в лунном свете она видит дом и ведущую к нему дорогу. В изнеможении присев на скамью, она с ужасом натыкается на труп своего возлюбленного. Из реплик героини можно понять, что он изменял ей; возможно, сама она его и убила. Ужасная находка – центральное событие драмы – делит всю композицию на две неравные части. Водоразделом становится генеральная пауза в такте 158 партитуры (4-я сцена): до него – кошмары и предчувствия, после – огромный монолог, обращённый к мёртвому возлюбленному.
«Ожидание» считается хрестоматийным образцом музыкального экспрессионизма. Эмоциональная доминанта произведения – страх. Намерением композитора было «представить то, что происходит за одну секунду величайшего душевного возбуждения, растянутого словно под временной лупой на полчаса» (Arnold Schönberg Gedenkausstellung. Wien, 1974.; Katalog / ed. E. Hilmar. Wien, 1974. S. 203). Во всех нюансах, с психоаналитической пристрастностью Шёнберг передаёт внутреннюю жизнь своей героини. По словам Т. Адорно, музыка превращается в звучащий протокол её эмоций, в «сейсмографическую запись травматического шока» (Adorno T. Philosophie der neuen Musik. Frankfurt am Main, 1958. S. 45).
Для решения такой беспрецедентной задачи Шёнберг прибегает к экстремальным выразительным средствам: он отказывается от тематизма и тональной организации, традиционно обеспечивающих связность и упорядоченность музыкального целого. В произведении отсутствуют сколько-нибудь законченные, узнаваемые, повторяющиеся темы: партитура состоит из отдельных фраз, «вскриков», «точек» и «пятен», образуемых главным образом акцентированными созвучиями и темброво индивидуализированными многоголосными комплексами.
В плане звуковысотной организации «Ожидание» представляет собой один из ранних и наиболее радикальных образцов свободной атональности. На место аккордов терцового строения заступают диссонирующие созвучия, как правило включающие в себя чистую кварту и тритон в различных сочетаниях. Гармоническая вертикаль усложняется вплоть до 12-тоновости (12-тоновое созвучие у полного оркестра вводится в тот момент, когда Женщина обнаруживает труп, такты 154–157; 11-тоновый аккорд звучит в тактах 382–383).
Вокальную партию «Ожидания» можно назвать «слепком» аффектированной речи, в которой все интонации заострены до предела. Фразы короткого дыхания, определяемые строением прозаического текста, широкие скачки, резкие перемены регистра, внезапные переходы от быстрой речитации к протянутым звукам – всё это передает крайнюю нервозность героини. Огромный оркестр (более 100 инструментов) трактован по-камерному детализированно: в нём широко используются различные соло, практически при каждом вступлении инструментов указана своя динамика, свой штрих, приём игры. Цель здесь всё та же – максимальная экспрессия, а не масса: лишь в редких случаях оркестр объединяется в тутти.
Как и многие другие опусы Шёнберга периода свободной атональности, «Ожидание» является сочинением во многом экспериментальным. Бескомпромиссно осуществив и тем самым исчерпав для себя идею сквозной формы, Шёнберг уже в следующем своем сочинении, драме с музыкой «Счастливая рука» ор. 18, возвратился к основам формообразования абсолютной музыки (в частности, зеркальной симметрии в строении целого, тематической повторности, имитационно-полифоническим приёмам и др.). После «Ожидания» в его творчестве вновь возрастает значение тематически и структурно оформленных музыкальных композиций.
Первое исполнение в России состоялось 16 января 1979 г. в Большом зале Московской консерватории под управлением Г. Н. Рождественского, солистка М. Х. Мирошникова.
В начале 21 в. были сделаны две аранжировки «Ожидания» для камерных составов. Одна из них написана в 2001 г. и принадлежит французским композиторам П. Мефано и М. Декусту (Деку), другая – Ф. К. Караеву (2004).