Пародия
Паро́дия (от греч. παρῳδία – комическая переделка, перепев, пародия), комическое подражание.
Пародироваться могут как художественное произведение или группа произведений, так и индивидуальная манера, стереотипы речи и поведения. Необходимым условием пародии является наличие узнаваемого пародируемого образца. В зависимости от характера комизма пародии бывают юмористическими или сатирическими.
Пародия в литературе, как правило, строится на нарочитом несоответствии плана выражения плану содержания; в её основе часто лежат приёмы бурлеска. Пародия может относиться как к стилю, так и к тематике произведений конкретного автора, жанра, целого художественного направления. Пародия не раз становилась средством литературной полемики, особенно при смене художественных эпох и стилей, но может преследовать и внелитературные цели, никак не связанные с «пародируемым» произведением.
Древнейшая пародия в европейской литературе – древнегреческая поэма «Батрахомиомахия» («Война мышей и лягушек», 6 в. или 5 в. до н. э.), в которой раздор и сражения между животными описаны стилем «Илиады». Комедии Аристофана, направленные против софистов и Сократа, трагедий Еврипида («Облака», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки»), стали первыми образцами полемической пародии. В Средние века получила распространение пародия на сакральные тексты (на Священное Писание, на церковные песнопения) – т. н. parodia sacra, не имевшая кощунственного характера. Пародийностью проникнут роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле. Один из наиболее ярких и значительных образцов пародии раннего Нового времени – роман М. де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», являющийся во многом пародией на обветшалый жанр рыцарского романа. К пародии неоднократно обращался в своих пьесах У. Шекспир. В 17–18 вв. известность снискали пародийные поэмы П. Скаррона («Вергилий наизнанку»), А. Тассони («Похищенное ведро»), Н. Буало («Налой»), А. Поупа («Похищение локона»), пародийные комедии Мольера («Смешные жеманницы», «Версальский экспромт»). В эпоху Просвещения пародии писали Д. Дефо и Дж. Свифт, Г. Филдинг и Вольтер; в 19 в. – Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Скотт, Г. Гейне, Э. Лабиш, Э. Скриб и многие др. Широкое распространение пародия получила в 20 в. – от произведений К. Чапека, С. Ликока, А. Франса, Б. Брехта до литературы постмодернизма.
В России первые пародии относятся к 17 в.: пародии на челобитную, на роспись о приданом, на лечебник, на церковную службу и т. д. В 18 в. появились пародии в форме ироикомической поэмы: «Игрок ломбера» и «Елисей, или Раздражённый Вакх» В. И. Майкова, «Вергилиева Энеида, вывернутая наизнанку» Н. П. Осипова и др., а также полемические пародии: «Оды вздорные» А. П. Сумарокова, направленные против торжественных од М. В. Ломоносова и В. П. Петрова. В 19 в. к пародии обращались К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, И. И. Дмитриев, А. А. Шаховской, молодой А. С. Пушкин; характерные образцы создали Д. Д. Минаев, В. С. Курочкин, Н. А. Добролюбов, И. И. Панаев, Козьма Прутков, Вл. С. Соловьёв. В 20 в. написание пародий становится преимущественно уделом авторов-пародистов, специализирующихся почти исключительно на создании произведений подобного рода: А. А. Измайлов в 1910-е гг., А. Г. Архангельский в 1920–1930-е гг., А. А. Иванов в 1960–1970-е гг. Элементы пародии присущи романам В. Г. Сорокина («Голубое сало», 1999), Бориса Акунина («Внеклассное чтение», 2002), некоторым стихотворениям Т. Ю. Кибирова и др.
Пародия была широко представлена в ярмарочных театрах. Многочисленные пародии созданы в 17–18 вв. в парижском театре «Комеди Итальен». В России пародию развивали театры «Кривое зеркало» и «Летучая мышь», позднее – «Синяя блуза», Московский и Ленинградский театры миниатюр и прочие. В 1989 г. в Москве создан Театр пародий под руководством В. Винокура (с 1997 государственный). Популярностью пародия пользуется в кукольном театре (спектакли «Необыкновенный концерт», «Дон Жуан-75» в Центральном театре кукол имени С. В. Образцова), на эстраде (В. Я. Хенкин, А. И. Райкин, Миронова и Менакер, В. И. Чистяков, Г. В. Хазанов, М. С. Евдокимов, М. Я. Грушевский), в цирке (В. Е. Лазаренко, братья Танти, Б. П. Вяткин, О. К. Попов). Широкое распространение пародия получила на телевидении, а также в кино. Среди кинопародий конца 20 – начала 21 вв.: «Космические яйца» (1987, на эпопею Дж. Лукаса о звёздных войнах), «Горячие головы» (1991, на боевики), серия картин «Очень страшное кино» (2000–2013, на фильмы ужасов), «Нереальный блокбастер» (2008) – все США; «Самый лучший фильм» (2008) и «Самый лучший фильм 2» (2009) – Россия.
В изобразительном искусстве до Новейшего времени иногда встречается пародирование отдельных известных произведений либо пародийная (намеренно сниженная) интерпретация возвышенных сюжетов. В 20 в. пародию используют мастера дадаизма, сюрреализма и других направлений авангардизма; во второй половине 20 в. пародия становится одним из определяющих приёмов поп-арта и соц-арта (последний термин сам является пародийным).