Петровское барокко
Петро́вское баро́кко, совокупность явлений в российской архитектуре конца 17 – 1-й трети 18 вв. (преимущественно в период правления Петра I).
Развитие архитектуры в это время отличает ускоренный, скачкообразный и полистилистический характер, что было следствием форсированного перехода от средневековой традиции к Новому времени. На практике это выразилось в стремлении как можно скорее перенять современный художественный и архитектурный язык Западной Европы (преимущественно Голландии, Италии, Франции, Германии). Два основных направления Петровского барокко связаны с главными политическими центрами – Москвой и Санкт-Петербургом. В Москве к ключевым гражданским постройкам этого периода относятся Лефортовский дворец с чертами нарышкинского барокко (1697–1698, архитектор Д. В. Аксамитов), усадьба Ф. А. Головина в русле голландского классицизма (1701–1703, не сохранилась), Главная аптека с колоссальным римским дорическим ордером, выполненным из поливных изразцов (1700-е гг., не сохранилась), перестройка палат Аверкия Кириллова в русле голландской архитектуры 17 в. (образец трансформации традиционного типа жилища в новый – городской особняк; 1703–1711) и Лефортовского дворца в духе палладианства 17 в. (1706–1708, архитектор Ф. Фонтана).
Наиболее репрезентативной сферой московского зодчества Петровского барокко стало церковное строительство. Храмы этого времени в Москве и подмосковных усадьбах можно разделить на 3 группы: эволюционную, развивающую тенденции предыдущих эпох [церковь Иоанна Воина на Якиманке (1704–1713), сочетающая традиционное построение плана «кораблём» и новаторское использование купольного перекрытия с люкарнами], «протестантскую», для которой характерны стремление к центрической объёмно-пространственной композиции, скупой декор, использование пилястрового ордера и плоских обрамлений (увенчанная звонницей со шпилем вместо традиционной главы церковь Святых Петра и Павла на Новой Басманной улице, 1705–1728; квадратная в плане церковь Спаса Заиконоспасского монастыря, 1702–1719, и др.) и тяготеющую к католическим барочным образцам (церковь в Дубровицах, Архангела Гавриила в Москве). Развитие московского варианта Петровского барокко резко прервалось в 1714 г., когда Петром I был издан беспрецедентный указ, запретивший строительство из камня по всей России, за исключением Санкт-Петербурга.
В отличие от Москвы, петербургский вариант петровской архитектуры был намного сильнее оторван от традиции и программно ориентирован на утверждение в российской архитектуре современных западных образцов. Домик Петра I «Красные хоромы» на Городовом о. (1703) и Летний дворец [1710–1714, архитектор Д. Трезини (?)] решены в духе рядовой бюргерской застройки Северной Европы. Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове (1710–1720-е гг., архитекторы Ф. Фонтана, Трезини, Г. И. Шедель) и Зимний дворец [1711–1712, Трезини (?)] отличают, как и московские памятники, использование пилястрового ордера и минимализм декора, характерные для итальянского и голландского классицизма 17 в. Петропавловский собор (1712–1733, Трезини) выдержан в русле протестантской традиции церковного строительства, но также воспроизводит характерный тип главного городского собора Балтийского региона (как и церковь Исаакия Далматского, 1717–1727, архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов). Для архитектуры Кунсткамеры (1718–1734, архитекторы Маттарнови, Гербель, Г. Кьявери, Земцов) характерно сочетание барочно активной, динамичной композиции центральной башни и плоского непластичного декора фасадов. Аналогичными чертами обладает здание Двенадцати коллегий с динамичной протяжённой композицией и плоским фасадным рисунком (1722–1742, Трезини). Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры (1719–1731, Т. Швертфегер; позднее перестроен) с 2 башнями-колокольнями на западном фасаде и мощным куполом получил развитое барочное оформление.
В загородных ансамблях использовались французские образцы, в частности Версаль (ансамбль Стрельны, 1717–1725, архитекторы Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти). В Петергофе, главной резиденции периода Петровского барокко, были возведены дворец Монплезир с садом в голландском духе [1714–1723, архитекторы А. Шлютер (?), И. Ф. Браунштейн], дворец с флигелями-павильонами и галереями на верхней террасе и обширный регулярный парк с павильонами на нижней террасе (1714–1723, Браунштейн, Леблон, Микетти, М. Г. Земцов), а также устроенные на итальянский манер каскады и фонтаны в Нижнем парке (архитектор Микетти), выполненные в духе французского стиля Регентства дворец Марли и павильон Эрмитаж (оба – 1721–1723, Браунштейн).
Петровское время заложило основы развития российской архитектуры 18 в., переведя её из системы средневековых приёмов в сферу современной западноевропейской архитектурной практики (так, в процессе проектирования впервые начали использовать чертежи). Для этого понадобилось воспитать новое поколение русских зодчих: отечественные архитекторы получали образование за границей в рамках пенсионерских поездок или работая под началом иностранных зодчих в России.