Ключевский Василий Осипович
Ключе́вский Васи́лий О́сипович [16(28).1.1841, село Воскресенское Пензенского уезда Пензенской губернии, ныне село Воскресеновка Пензенского района Пензенской области – 12(25).5.1911, Москва], российский историк, тайный советник (1903), ординарный академик (1900, по разряду истории и древностей русских) и почётный член (1908, по разряду изящной словесности) Петербургской академии наук. Сын сельского священника. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1865; с золотой медалью).
Биография
После окончания Пензенского духовного училища (1856) обучался в 1856–1860 гг. в Пензенской духовной семинарии. Не стал завершать обучение, решив поступить в Московский университет.
Во время обучения в университете испытал влияние Ф. И. Буслаева, С. В. Ешевского, П. М. Леонтьева, С. М. Соловьёва, К. П. Победоносцева, Б. Н. Чичерина. В 1865 г. по ходатайству С. М. Соловьёва оставлен на кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию.
Преподаватель всеобщей, русской и политической истории в Александровском военном училище (1867–1883).
В 1871–1906 гг. преподаватель Московской духовной академии (МДА): приват-доцент (1871–1872), доцент (1872–1879), профессор (1879–1882), ординарный профессор (с 1882), заслуженный профессор (1897) кафедры гражданской истории,. почётный член академии (1907).
Преподаватель курсов Герье (1872–1888).
Магистр (1872), доктор (1881) русской истории.
С 1879 г. и до конца жизни преподавал в Московском университете. Доцент (1879–1883), экстраординарный (1883–1885), ординарный (1885–1897), заслуженный ординарный (с 1897) профессор кафедры русской истории историко-филологического факультета, декан (1887–1889); помощник ректора университета (1889–1890). Под руководством В. О. Ключевского защитили магистерские диссертации П. Н. Милюков, М. К. Любавский, Н. А. Рожков, М. М. Богословский, А. А. Кизеветтер, Ю. В. Готье.
Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1898–1911).
Неоднократно выступал с публичными лекциями. В 1890–1891 гг. прочитал в Политехническом музее курс из 10 лекций «Западное влияние в России после Петра». В 1893–1895 гг. читал в Абастумане (горноклиматический курорт в Ахалцихском уезде Тифлисской губернии, ныне Абастумани, Грузия) курс «Новейшая история Западной Европы в связи с историей России» тяжелобольному великому князю Георгию Александровичу.
Лекции В. О. Ключевского пользовались исключительной популярностью у студентов. Объяснял метод чтения лекций следующим образом: «Развивая мысль в речи, надо сперва схему её вложить в мысль слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить её воображению и, наконец, на мягкой лирич[еской] подкладке осторожно положить её на слушающее сердце, и тогда слушатель – Ваш военнопленный и сам не убежит от Вас, даже когда Вы отпустите его на волю, останется вечно послушн[ым] Ваш[им] клиентом» (Ключевский. 1968. С. 356).
Оказал значительное влияние на Я. Л. Барскова, С. В. Бахрушина, С. К. Богоявленского, Г. В. Вернадского, М. А. Дьяконова, В. И. Пичеты, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского, С. И. Смирнова, Б. И. Сыромятникова, А. И. Яковлева.
Общественная позиция
Политические взгляды характеризовались стремлением найти срединную линию между крайностями: отрицал как революцию, так и реакцию, избегал активной политической деятельности (Муравьев. 2009. С. 326).
Осудил студенческие волнения в Московском университете осенью 1861 г. Считал, что дело студентов учиться и объединяться с профессорами для защиты научных ценностей, а не призывать к оружию и жертвовать университетом. Вместе с тем считал необходимым показать полиции, что «университетская молодежь – не толпа», осуждал инспирированное полицией т. н. охотнорядское побоище (преследование студентов московскими лавочниками якобы за желание убить генерал-губернатора) (Цыганков. 2010. С. 330). После покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II с неодобрением отзывался о «крайнем либерализме и социализме» (Ключевский. Т. 9. 1990. С. 275).
В конце 1894 г. освистан студентами за положительные характеристики, данные императору Александру III после его смерти (Цыганков. 2010. С. 332).
Весной 1906 г. неудачно баллотировался по списку партии кадетов в выборщики в 1-ю Государственную думу от Сергиева Посада. В том же году избран членом Государственного совета от Петербургской АН и университетов, однако отказался от этой должности, не находя пребывание в ней «достаточно независимым для свободного в интересах дела обсуждения возникающих вопросов государственной жизни» (Ключевский. 1968. С. 203).
Член Особого совещания для составления нового Устава о печати (1905–1906), выступал за ликвидацию цензуры. Был приглашён императором Николаем II к обсуждению проектов закона о «Булыгинской думе» (1905), настаивал на предоставлении Думе законодательных прав, на введении всеобщего избирательного права, возражал против идеи сословного представительства, ссылаясь на устарелость сословной организации общества.
Активно взаимодействовал с художественными, литературными и театральными кругами Москвы. Воспоминания о встречах и лекциях историка оставили А. В. Амфитеатров, С. Н. Василенко, А. М. Герасимов, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак, Н. Д. Телешов и др. В ряде случаев консультировал деятелей литературы и искусства при работе над историческими образами. Помогал Ф. И. Шаляпину создать сценические образы царей Ивана IV Васильевича, Бориса Фёдоровича Годунова, старца Досифея и Шаляпин был потрясён тем, как мастерски Ключевский в ходе консультаций сам играл царя Василия Ивановича Шуйского. О влиянии Ключевского на развитие исторической тематики в изобразительном искусстве свидетельствовали выдающиеся художники, бывшие преподавателями и слушателями Московского училища живописи, ваяния и зодчества (В. А. Серов и др.).
Научные труды
Первые труды
В кандидатском сочинении «Сказания иностранцев о Московском государстве» [впервые опубликована в «Московских университетских известиях (1866. №7–9), целиком в том же году отдельным изданием и в приложении к журналу (Приложение к Московским университетским известиям 1865/66 академического года. Т. 2. Москва, 1866); защищена в 1871 в МДА как диссертация для начала преподавания] систематизировал и сопоставил сведения около 40 посольских отчётов, записок путешественников, писем иностранцев о Русском государстве, опубликованных на различных европейских языках. Изложение материала представлено в книге таким образом, что читатель вместе с «наблюдательным европейцем» едет по небезопасным дорогам России через обширные густые леса, степные пустынные пространства, попадает в различные перипетии. Проследил процесс становления централизованного государства и самодержавия как формы правления, отметил постепенное усложнение государственного аппарата, судопроизводства, состояния войска, сопоставил московское управление с порядками других стран. Особое внимание уделил центрам внутренней и внешней торговли, трактам и путям сообщения, ввозимым и вывозимым товарам, ценам на них. Интерес к экономическим вопросам и социальной истории, внимание к географическим условиям как постоянному фактору истории, к движению народонаселения с целью освоения новых земель, к вопросу взаимоотношений России и Запада – все эти проблемы легли в основу концепции Ключевского и получили дальнейшее развитие в последующих работах (Киреева. 1996. С. 594).
Выступил автором дополнительных очерков к переведённой на русский язык книге немецкого историка П. Кирхмана «История общественного и частного быта» (Москва, 1867), в которых охарактеризовал пищу, жилищные условия, одежду и утварь средневековой Руси. Эта работа по истории русского быта (не была упомянута в списке его научных трудов и долгое время оставалась неизвестной, обнаружил А. А. Зимин) представляет собой своеобразное продолжение и дополнение «Сказаний иностранцев...» по интересующим историка вопросам развития экономической жизни и по собиранию из источников сведений о жизни русского народа (В. О. Ключевский. 2013. С. 17).
Магистерская диссертация
В рамках работы над магистерской диссертацией по совету С. М. Соловьёва обратился к житиям русских средневековых святых с целью изучить историю монастырского землевладения, в центре которой должна была стоять проблема колонизации земель Северо-Восточной Руси.
В ходе работы проанализировал около 166 житий святых (около 5 тыс. списков, сведённых Ключевским в 250 редакций) и написал 6 научных работ [«Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (Москва, 1867), «Псковские споры» (Москва, 1872) и др.]. Пришёл к выводу о том, что жития были созданы по литературным образцам, в первую очередь отражают христианские идеалы и поэтому не содержат информации о хозяйственной и социальной истории. После этого поставил перед собой чисто источниковедческие задачи: датировку списков, определение древнейшего списка каждого жития, места его возникновения, выявление возможных источников житий, количества и характера их последующих редакций. В диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник» (Москва, 1871) первым изучил развитие русской средневековой агиографии и разработал методы научной критики житийных текстов. Вместе с тем впоследствии использовал жития в работах в качестве источника для характеристики быта, культуры, народного сознания, хозяйственного освоения Северо-Восточной Руси.
Продолжал обращаться к источниковедческой проблематике в последующих работах. В трудах «Русский рубль XVI–XVIII в. в его отношении к нынешнему» (Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1884. Кн. 1, отд. 4. С. 1–72), «О хлебной мере в Древней Руси» (Древности: Труды Императорского Московского археологического общества. 1885. Т. 10. Протоколы. С. 68–69) продолжил начатое ещё в «Сказаниях иностранцев…» изучение проблемы истории денежного обращения и финансов России. На основании анализа цен на хлеб разработал методы оценки покупательной способности рубля в 16–18 вв. Эти работы вкупе со специальными университетскими курсами («Источниковедение», «Методология русской истории», «Источники русской истории» и др.) во многом заложили основы для развития вспомогательных исторических дисциплин в 20 в. (Усачев. 2014. С. 65).
Докторская диссертация
Ключевский считается основоположником социально-экономического направления в российской историографии. В работе «Боярская дума древней Руси» (1881; защищена в качестве докторской диссертации в 1882) изучил появление, структуру, роль и значение Боярской думы, показал связь развития этого государственного института с развитием всего общества (в журнальном варианте работа имела уточняющий подзаголовок – «Опыт истории правительственного учреждения в связи с историей общества»). Исследовав большой круг явлений и процессов («от рынков до канцелярий») с использованием огромного массива законодательных, делопроизводственных и актовых источников, рассмотрел возникновение и эволюцию в 10 – начале 18 вв. общественных классов, выделенных им на основе различия их занятий, прав и обязанностей: «промышленного», под которым историк понимал «военно-торговую аристократию», «служилого» – княжеской дружины, сменившейся дворянством, «городского» – ремесленников и торговцев. По мнению Ключевского, классы формировались как под влиянием экономических процессов, так и под воздействием государства. Нормой их существования являлось взаимное сотрудничество, в поддержании которого большую роль он отвёл государству. Боярская дума была «маховым колесом, приводившим в движение весь правительственный механизм», конституционным по существу учреждением «с обширным политическим влиянием, но без конституционной хартии» (Ключевский В. О. Боярская дума древней Руси. Петербург, 1919. С. 1–3). Последнее, а также отсутствие обратных связей с обществом привело к падению её роли и замене Сенатом.
Перенёс проблему возникновения крепостного права из политической в социально-экономическую сферу. В противовес развитой «государственной школой» российской историографии теории «закрепощения и раскрепощения» всех сословий государством сформулировал (на основе порядных и ссудных записей, впервые им изученных) концепцию происхождения крепостного права как итога крестьянской задолженности землевладельцам (Муравьев. 2009. С. 327). Государство, рассматривавшее крестьян прежде всего как основных плательщиков податей и исполнителей казённых повинностей, лишь регламентировало сложившуюся крепостную зависимость [«Происхождение крепостного права в России» (Москва, 1885); «Подушная подать и отмена холопства в России» (Москва, 1886); «История сословий в России» (Москва, 1887); «Состав представительства на Земских соборах Древней Руси» (Москва, 1890), «Отмена крепостного права» (создана в 1910–1911, опубликована в 1958)].
«Курс русской истории»
Автор обширного университетского «Курса русской истории» (доведён автором до реформ 1860–1870-х гг. включительно), который стал первым в русской науке обобщающим историческим трудом, где вместо традиционного последовательного изложения политической («событийной») истории содержится анализ основных, по мнению Ключевского, проблем русского исторического процесса, попытки обосновать закономерности развития народа, общества, государства.
Сущностью отечественной истории считал неповторимое сочетание факторов её развития. Выделял среди них географические, этнические, экономические, социальные и политические факторы, ни один из которых не являлся безусловно преобладающим. Двигателем истории выступают «умственный труд и нравственный подвиг» человека. Также писал о трёх силах, которые «строят людское общежитие», – «человеческая личность, людское общество, природа страны». Уделял большое внимание присущему, по его мнению, русскому народу во все времена чувству национального единства, которое реализовывалось в единстве власти и народа, т. е. в государстве.
От С. М. Соловьёва и «государственной школы» унаследовал мысль о России как о стране, территория которой постоянно осваивалась её населением, при этом отстаивал её стихийный характер, в отличие от своего учителя, рассматривавшего её как часть государственной политики, направленной на присоединение новых территорий (Усачев. 2014. С. 66). В русской истории, в зависимости от направления потоков колонизации русским народом обширных пространств России, выделял четыре периода: днепровский (8–13 вв.; основная масса населения размещалась на среднем и верхнем Днепре, по линии река Ловать – река Волхов; основа экономической жизни – внешняя торговля и вызванные ею «лесные промыслы», а политической – «дробление земли под руководством городов»); верхневолжский (13 – середина 15 вв.; сосредоточение главной массы русского населения в верхнем течении Волги с её притоками; важнейшее занятие – земледелие; политическая система – раздробленность земли на княжеские уделы); великорусский, или царско-боярский (середина 15 в. – 1620-е гг.; расселение русского народа «по донскому и средневолжскому чернозёму» и за пределы Верхнего Поволжья; важнейший политический фактор – объединение великорусского народа и формирование единой государственности; общественное устройство – военно-землевладельческое); всероссийский, или императорско-дворянский (с 17 в.; распространение русского народа от Балтийского и Белого морей до Чёрного и Каспийского морей, Урала и «даже … далеко за Кавказ, Каспий и Урал»; главный политический фактор – объединение великорусской, малорусской и белорусской ветвей русского народа под единой властью, образование империи; основное содержание социальной жизни – закрепощение крестьян; хозяйство – земледельческое и фабрично-заводское). Не всегда придерживался позиции множественности равнозначащих сил в историческом процессе: по мере приближения к современности всё большее значение приобретали политические и личностные факторы (Муравьев. 2009. С. 327). Курс Ключевского отличался высокими художественными достоинствами, нередко на его лекциях собирались все студенты Московского университета; первоначально распространялся в студенческих рукописных и гектографированных конспектах, впервые издан в 1904–1910 гг. (Москва, ч. 1–4; неоднократно переиздавался).
В «Курсе...» предложил новые решения ряда крупных проблем российской истории. Считал, что восточные славяне пришли на Русскую равнину с реки Дунай, что в Карпатах в 6 в. у них сложился военный союз; отмечал многообразие политических форм в Древнерусском государстве (княжеско-варяжская власть, городовые «области», власть киевского князя). Выдвинул версию последовательного втягивания в Смутное время всех слоёв русского общества «сверху вниз». Схемы и оценки историка являлись и продолжают оставаться предметом дискуссий и исследований учёных.
Выдающийся мастер исторического портрета, создал галерею образов правителей России (цари Иван IV Васильевич, Алексей Михайлович, император Пётр I, императрица Елизавета Петровна, император Пётр III, императрица Екатерина II), государственных деятелей (Ф. М. Ртищев, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В. В. Голицын, князь А. Д. Меншиков), церковных деятелей (преподобный Сергий Радонежский), деятелей культуры (Н. И. Новиков, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов), историков и филологов (И. Н. Болтин, Н. М. Карамзин, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьёв, К. Н. Бестужев-Рюмин, Ф. И. Буслаев).
Член (с 1872) и председатель (1893–1905) Общества истории и древностей российских. Член (с 1874) и почётный член (с 1909) Общества любителей российской словесности. Член Московского археологического общества (с 1882). Почётный член Юрьевского университета (1902). Почётный член Московского литературно-художественного кружка (1910).
Награждён орденами Святого Владимира 3-й степени (1890), Святого Станислава 1-й степени (1894), Святой Анны 1-й степени (1906) и др.
Похоронен в московском в честь Донской иконы Божией Матери мужском монастыре.
Архив В. О. Ключевского распределён между рядом архивохранилищ: архивом Российской академии наук (Ф. 640), научно-исследовательским отделом рукописей Российской государственной библиотеки (Ф. 131), научным архивом Института российской истории РАН (Ф. 4), русской секцией научно-исследовательского архива Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук (Ф. 169), русской секцией научно-исследовательского архива Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук (Ф. 197).
Памятник В. О. Ключевскому установлен в Пензе (2008; скульптор В. Ю. Кузнецов). Его имя носит малая планета № 4560 (1991). С 1991 г. в доме семьи Ключевских в Пензе действует музей историка. С 1991 г. в Пензе раз в 5 лет проходят научные чтения, посвящённые В. О. Ключевскому (последний раз в 2021).
Президиумом РАН в 1993 г. была учреждена премия имени В. О. Ключевского за выдающийся вклад в развитие исторической науки. Лауреатами премии (к 2023) стали С. М. Каштанов (1994), Б. В. Ананьич, Р. Ф. Ганелин (2000), Ю. А. Поляков, доктор исторических наук В. Б. Жиромская, кандидат исторических наук И. Н. Киселёв (2002), доктор исторических наук А. А. Горский (2006), доктор исторических наук М. Б. Свердлов (2008), доктор исторических наук А. Е. Иванов (2012), доктор исторических наук Р. А. Киреева (2014), Б. Н. Флоря (2018), Б. Н. Миронов (2021).
В научных, научно-образовательных и научно-просветительских заведениях России проходят конференции, посвящённые памяти Ключевского (Ключевские чтения).