«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи
«Августа в 19 день»: Донская икона Божией Матери и цари Алексей Михайлович, Фёдор и Иван Алексеевичи. Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь чудотворной Донской иконы Божией Матери, считающейся одной из покровительниц православного русского воинства, 19 августа по старому стилю. Однако этот день не соответствует дням тех военных побед, которые связываются с иконой: Куликовская битва 1380 г. состоялась 8 сентября, взятие Казани в 1552 г. произошло 2 октября, а крымский хан Гази-Гирей II, угрожавший Москве в 1591 г., бежал из-под столицы в ночь с 4(14) на 5(15) июля.
По возвращении русского войска в Москву царь Фёдор Иванович отпраздновал победу, щедро наградив своих воевод – князя Ф. И. Мстиславского, бояр Д. И. Годунова, Б. Ф. Годунова и окольничего Н. И. Очина-Плещеева (из рода Плещеевых) (Разрядная книга 1475–1605 гг. Т. 3, ч. 2. Москва, 1987. С. 231–232). Произошло это 19(29) августа 1591 г., что как будто бы даёт основания для предположения о связи церковного праздника с датой празднования победы над крымскими татарами.
Однако первоначально почитание Донской иконы было приурочено не к 19 августа, а к 3 января ст. ст. (Рапорт в Контору Св. Синода с историческими сведениями о Донском монастыре, 1787 г. // Забелин И. Е. Историческое описание Московского ставропигиального Донского монастыря. Москва, 1893. № 24. С. 145), когда, по-видимому, в 1592 г. неподалёку от столицы и был основан Фёдором Ивановичем московский в честь Донской иконы Божией Матери мужской монастырь. Об этом свидетельствует, в частности, запись в выходной книге 1646 г.: в тот год юный царь Алексей Михайлович, недавно вступивший на престол, начал отмечать праздник Донской иконы 2(12) января на вечерне, т. е. когда начались уже следующие, церковные, сутки, в Благовещенском соборе Московского Кремля, где хранилась святыня, а 3(13) января участвовал в крестном ходе из Успенского собора Московского Кремля в Донской монастырь, где в соборе хранился список с иконы конца 16 в. [Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Руси самодержцев : (с 1632 по 1682 г.). Москва, 1844. С. 134]. Посещение обители произошло в период между днями, когда царь отдал ряд приказов о защите южной границы Русского государства от набега крымского хана Ислам-Гирея III (Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Т. 3. Санкт-Петербург, 1852. Стб. 22–27). Вместе с тем государь, по-видимому, не связал победу, одержанную боярином князем А. Н. Трубецким в Рыльском уезде в январе/феврале 1646 г. над крымскими татарами, со своей молитвой перед Донской иконой и её списком несколькими неделями ранее; об этой связи писал, например, историк И. Е. Забелин (Забелин И. Е. Историческое описание ... С. 10–11). Благовещенский собор Алексей Михайлович вновь посетил в 1646 г. 22 и вечером 24 марта (1 и 3 апреля), т. е. накануне и в сам праздник Благовещения. Вторично в том же году царь был в Донском монастыре с крестным ходом только 12(22) июля (Выходы государей … С. 136, 139). Больше же в тот год никаких торжеств, связанных с Донской иконой или её монастырским списком, источники не зафиксировали.
В 1647 г. Алексей Михайлович ходил в Донской монастырь с крестным ходом 30 мая (9 июня), но 19(29) августа был не в этой обители, а в московском в честь Вознесения Господня женском монастыре (Выходы государей … С. 159, 166). В 1648 г. государь ходил с крестным ходом в Донской монастырь 3(13) сентября, и лишь в 1649 г. отпраздновал день Донской иконы 19(29) августа, придя в обитель с крестным ходом (Выходы государей ... С. 188, 214). В 1651 г. царь 16(26)–18(28) августа посещал село Коломенское (ныне в черте Москвы), но на обратном пути в столицу в Донской монастырь не заехал, не был он там и 19(29) августа (Дворцовые разряды ... Т. 3. Стб. 266). В 1652 и 1653 гг. государь посетил обитель с крестным ходом 20(30) августа, при этом 19(29) августа 1653 г. он провёл на военном смотре близ московского Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери женского монастыря (Выходы государей ... С. 265, 295).
В 1654 г. накануне своего выступления в поход против Речи Посполитой, 15(25) мая, Алексей Михайлович вперёд себя отправил в Вязьму две святыни – Иверскую икону Божией Матери и Донскую икону, которую перед этим с торжественным крестным ходом с участием царя и патриарха Московского и всея Руси Никона принесли в Донской монастырь (Дворцовые разряды ... Т. 3. Стб. 410–411). После этого 19(29) августа в 1654–1656 гг. государь отсутствовал в Москве, находясь в походах во время русско-польской войны 1654–1667 гг. и русско-шведской войны 1656–1658 гг. [однако известно о совершении патриархом Никоном крестного хода 19(29) августа 1655 (Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Ч. 1. Москва, 1884. Стб. 907); в 1654 он не состоялся из-за эпидемии чумы в столице]. В 1659 г. праздник совпал с усилением обороны Москвы от ожидавшегося набега крымского хана Мухаммед-Гирея IV, поэтому крестный ход, скорее всего, не состоялся (Дополнения к тому 3-му Дворцовых разрядов, издаваемых II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Санкт-Петербург, 1854. Стб. 194–195).
В дальнейшем Алексей Михайлович ходил с крестным ходом в Донской монастырь 19(29) августа в 1660, 1661, 1663, 1666, 1668–1671 гг. (Выходы государей ... С. 336, 361, 405, 501, 517, 530, 557; Дворцовые разряды ... Т. 3. Стб. 638–639), в 1662 г. – 25 августа (4 сентября) (Выходы государей ... С. 383), а в 1665 г., очевидно, побывал там 18(28) августа и затем, встречая крестный ход, 19(29) августа (Дворцовые разряды ... Т. 3. Стб. 590; Выходы государей ... С. 445). В 1674 г. царь отмечал праздник 19(29) августа в Московском Кремле в церкви преподобномученицы Евдокии в Сенях, в домовом храме, построенном для его матери царицы Евдокии Лукьяновны (Выходы государей ... С. 578). В 1675 г. Алексей Михайлович посетил монастырь 29 июня (9 июля), в день памяти апостолов Петра и Павла и тезоименитства своего младшего сына Петра, а 19(29) августа, по-видимому, вследствие болезни в крестном ходе не участвовал, но праздник отметил в самой обители (Выходы государей ... С. 599, 602; Материалы для истории ... Ч. 1. Стб. 908).
После смерти Алексея Михайловича его сын царь Фёдор Алексеевич отмечал праздник Донской иконы, не участвуя в крестных ходах в обитель по состоянию здоровья, 19(29) августа – в Кремле в церквах Спаса Нерукотворного Образа при Теремном дворце в 1677 г. и преподобномученицы Евдокии в Сенях в 1680 г. (Выходы государей ... С. 644, 683). Однако 19(29) августа в 1678 и 1679 гг. государь ходил в монастырь вместе с крестным ходом (Выходы государей ... С. 662–663, 673). Фёдор Алексеевич был в монастыре во время паломнических поездок 9(19) февраля и 30 апреля (10 мая) 1678 г. (Выходы государей ... С. 651, 656). Предположение И. Е. Забелина о том, что крестный ход в Донской монастырь и молитва царя в обители способствовали победе русского войска над турками в 1677 и 1678 гг. во время Чигиринских походов, недостаточно аргументировано (Забелин И. Е. Историческое описание ... С. 16–17): в 1677 г. царь не молился ни перед чудотворной иконой, пребывавшей в Благовещенском соборе, ни перед её монастырским списком; результаты обоих походов не были признаны русской стороной победными, а во время второго похода Чигирин был взят турками 12(22) августа 1678 г. и разрушен ими.
Другой сын Алексея Михайловича, царь Иван V Алексеевич, посещал Донской монастырь 28 февраля (10 марта) и 19(29) августа 1685 г., 19(29) августа – в 1688, 1689 и 1694 гг. Однако Иван V, по состоянию здоровья не имевший возможности участвовать в крестных ходах, в 1685, 1688 и 1689 гг. отправлялся в обитель из Москвы накануне, в 1688 и 1689 гг. в сопровождении сестры царевны Софьи Алексеевны (Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Т. 4. Санкт-Петербург, 1855. Стб. 331, 368–369, 402–403, 474–476, 908).
Известно о крестных ходах, совершённых в монастырь без участия государей: 19(29) августа в 1682, 1684, 1690–1692 и 1697 гг. (Материалы для истории ... Ч. 1. Стб. 908; Дворцовые разряды ... Т. 4. Стб. 576, 1061–1062), в воскресные дни – 20(30) августа в 1693 и 1699 гг., 18(28) августа – в 1695 г., 21(31) августа – в 1698 г. (Материалы для истории ... Ч. 1. Стб. 910–911, 911; Дворцовые разряды ... Т. 4. Стб. 1108–1109, 1081–1082). О том, совершались ли крестные ходы в Донской монастырь в праздник Донской иконы в 1650, 1658, 1664, 1667, 1672, 1673, 1676, 1681, 1683, 1686, 1687 и 1696 гг., достоверных сведений нет.
Основываясь на приведённых сведениях, можно говорить о развитии почитания Донской иконы с середины 17 в. благодаря вниманию к ней царя Алексея Михайловича, который в 1649 г. перенёс дату посвящённого ей празднования с 3 января на 19 августа ст. ст. В 17 в., с начала 1660-х гг., праздник в честь иконы, скорее всего ежегодно, сопровождался крестным ходом в Донской монастырь из Москвы часто с участием царствовавшего государя.
Переносу праздника предшествовали три крестных хода, совершённые в Донской монастырь в воскресенье – 12(22) июля 1646 г., 30 мая (9 июня) 1647 г. и 3(13) сентября 1648 г. Эти три даты объединяет празднование Алексеем Михайловичем в указанные дни второй раз за год праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, отмечающегося в 5-ю субботу Великого поста. При этом первые два дня близки к дням венчания на царство предшественников Алексея Михайловича, а третий прямо совпадает с ним – Михаила Фёдоровича [состоялось 11(21) июля 1613], Фёдора Ивановича и Василия Ивановича Шуйского [31 мая (10 июня) 1584 и 1(11) июня 1606] и Бориса Фёдоровича Годунова [3(13) сентября 1598].
Изменение в итоге даты празднования Алексеем Михайловичем, известным своим благочестием, нуждается в объяснении. Мать царя Евдокия Лукьяновна скончалась 18(28) августа 1645 г. и 19(29) августа того же года была похоронена в Вознесенском монастыре. День памяти царицы сын почитал, присутствуя на панихидах в Вознесенском монастыре не только в сам день её кончины, но также в разные годы и в другие дни – 16(26), 17(27) и 19(29) августа. Так, в 1647 г., как указано выше, Алексей Михайлович посетил Вознесенский монастырь 19-го (29-го) числа, а в 1668 г. перед крестным ходом в Донской монастырь был «за зборы» – на поминальной трапезе по матери с участием духовенства в Панихидной палате (не сохранилась, располагалась в Кремле близ Благовещенского собора, к западу от него). В кормовой книге Вознесенского монастыря 1696/1697 г. к 19 августа отнесена даже память царицы (Материалы для истории ... Ч. 1. Стб. 308). Донская икона является двусторонним образом: на её лицевой стороне помещено изображение Богородицы с младенцем, обнимающим Её и прижимающимся к Ней щекой (тип Умиление, символизирующий единение и любовь матери и сына), на оборотной стороне – сюжет Успения Пресвятой Богородицы, когда Сын принимает душу Матери, завершившей свой земной путь. Праздник Успения приходится на 15 августа ст. ст., непосредственно предшествуя дням памяти Евдокии Лукьяновны.
Основываясь на иконографических особенностях образа, можно предполагать, что переносом празднования Донской иконы Алексей Михайлович хотел увековечить одновременно свои сыновние чувства к матери и память о ней.