Колокол
Ко́локол (лат., итал. campana, от греч. καπάνη), музыкальный инструмент, ударный идиофон.
Звучащее тело колокола – трубчатая оболочка переменных диаметра и толщины, замкнутая с узкой стороны; вибрирует при ударе. Удар наносится изнутри при помощи подвешенного языка («ударника») или извне – колотушкой (или бревном-«ударником»).
Отливается из сплава меди и олова (т. н. колокольная бронза), иногда с незначительной примесью. В прошлом колокола изготавливали из железа. Многие колокола принадлежат к высоким образцам художественного литья.
Строение и разновидности
Колокола общеевропейской формы (сложилась в Западной Европе в 12–14 вв. в результате поисков наибольшего благозвучия) имеют одинаковый профильный контур – покатые «плечи», ровные «бока», широкие «пóлы»; приспособление для подвешивания – «уши». Внутри на петле закрепляется язык. Колокола подвешивают на звонницах, колокольнях (разновидность последних – итальянские кампанилы). Словом «кампанъ» называется колокол в церковнославянских богослужебных книгах.
Специфические разновидности: безъязыковые колокола, «стоячие» колокола (в том числе древнекитайские нао, устанавливаются вертикально на патрубке раструбом вверх; звук извлекается ударом снаружи); чашеобразные колокола – ударяемые извне (в буддизме махаяны) или фрикционные (инструмент шаманской практики; звук извлекается трением обода деревянной палочкой). В странах Азии, Закавказья встречаются баллонообразные, овальные, округлые, трапециевидные, тарелкообразные колокола, в древности – спаянные из двух пластин и др.
Закрепляются колокола по-разному: подвешиваются вертикально, в древности – наискось; чашеобразные колокола устанавливаются на специальные подушки.
Звук
Звуковые параметры зависят от формы колокола, толщины его стенок, состава сплава и приёмов отливки. Самые маленькие колокола, входящие в состав звона (набор колоколов в православной традиции), карильонов, курантов, весят несколько килограммов и имеют небольшие размеры (высота около 15 см). Подобные колокола были известны ещё в Древнем Риме (висели перед храмами Кибелы, Прозерпины; 2 колокола, найденных при раскопках Геркуланума и Помпеев, датируются 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.). В Древней Греции наборы чашеобразных колоколов первоначально использовались для проведения акустических экспериментов (Герцман, 2008. С. 410–411). В Европе технология литья сложилась к 12 в; первое описание дал бенедиктинский монах Теофил (11–12 вв.) в своём трактате «Записки о разных искусствах».
Звук колокола имеет сложный акустический спектр. Для достижения точной настройки в западноевропейской традиции (например, для карильона) применяется подточка стенки колокола изнутри. Русская ремесленная традиция исключала подточку стенок, точная настройка колокола для России нехарактерна.
Области применения
В качестве сигнального инструмента колокол известен многим народам мира (военные колокола, колокола-часы, корабельные колокола – рынды – и др.). Значительное место колокола занимают в культуре стран с традициями христианства и буддизма, используются в ритуалах индуизма и джайнизма, звучат в зороастрийских храмах. Сакральные функции выполняют разнообразные колокола стран Африки.
В конфуцианских храмовых ритуалах и дворцовых церемониях в оркестре использовались как одиночные колокола, так и в наборах с определённым строем – бяньчжун (в древности на каждом колоколе можно было производить 2 звука разной высоты в зависимости от места удара).
Древнейшие традиции изготовления и функционирования колоколов разных форм сохраняются в странах Восточной (преобладают безъязыковые колокола), Южной и Юго-Восточной Азии. Одиночные колокола применялись в качестве переносных военных инструментов. Старые большие храмовые и монастырские буддийские колокола Китая, Кореи, Японии, Вьетнама имеют баллонообразную форму; звонят в них, раскачивая отдельно висящее бревно-«ударник». Распространены также ветряные колокольчики, которые подвешиваются под крышами пагод. В Японии колокола используются и во дворах, и в залах синтоистских храмов. Форма больших колоколов в культурах буддизма тхеравады и ваджраяны имеет индийское происхождение – она аналогична индуистской и джайнской (и схожа с европейской).
Колокола в христианской традиции
Применение колоколов в христианской традиции (сопровождение различных богослужебных чинов, оповещение о начале и наиболее значимых моментах богослужения) восходит к ранним монастырям Египта. В западной традиции колокола вошли в церковный обиход в 6–7 вв.; в Византии первые колокола появились во 2-й половине 9 в., однако там предпочитали била, как и в Армянской церкви, где колокола появились в 10 в. На Русь они пришли, предположительно, из Западной Европы, первое летописное упоминание относится к 1066 г. (Новгородская третья летопись), первое свидетельство об отливке – к 1259 г., когда в пожаре в г. Холм (ныне Хелм, Польша) погибли колокола, привезённые из Киева и отлитые на месте по повелению галицко-волынского князя Даниила Романовича («...колоколы принесе из Киева, другие ту солье»; Полное собрание русских летописей. Т. 2. 1843. С. 196).
С 14 в. колокола широко распространялись по всей Руси, их стали размещать на звонницах (Псков, Новгород) и колокольнях. В середине 16 в. начали отливать колокола более тяжёлые, чем на Западе; с увеличением веса раскачивать их становилось всё труднее, что повлекло изменение способа звона: раскачивать стали не колокол (очепный способ звона), а язык (в западнохристианской традиции по-прежнему раскачивают сам колокол; доныне очепный звон сохранился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где используется для звона в 3 больших колокола, а также в некоторых храмах Белоруссии). В Католической церкви используется также алтарный ручной колокол, в Православной церкви ему соответствует чашеобразный колокольчик – кандия.
Благодаря важным общественным функциям колокол приобретал значение государственного символа. Исстари главный колокол покорённого города был желанным трофеем для победителя – увоз колокола означал утрату независимости города. Колокол изображён на гербах Звенигорода, Далматова, Макарьева.
Ко 2-й половине 17 в. русское колокололитейное искусство достигло расцвета, в конце 19 в. работали свыше 20 колокололитейных заводов. В России сложилось развитое искусство колокольных звонов. Колокола вводили в музыкальное оформление опер и балетов (см. Звонница Большого театра России). В 1930-х – середине 1980-х гг. в СССР церковные колокола не отливались. В конце 1980-х гг. возобновлено литьё колоколов, развивается наука, изучающая колокола, – кампанология, в 1989–2008 гг. действовала Ассоциация колокольного искусства России (АКИР) при Российском фонде культуры, в 1989–2019 гг. в Москве существовало Общество церковных звонарей. Начиная с 1989 г. в России функционируют около 10 колокололитейных заводов. Проводятся фестивали колокольных звонов и научные конференции по кампанологии и звонарскому искусству.
Выдающиеся образцы
Среди самых архаичных из известных ныне экземпляров – найденный в Китае безъязыковый колокол с ручкой-патрубком (вес 70 кг, высота 70 см; датируется 1300–1030 до н. э.).
До начала 17 в. самым большим звучавшим колоколом в мире был колокол Дхаммазеди в г. Дагон в Бирме (ныне Янгон, Мьянма; вес 294 т, отлит в 1484; утонул при попытке транспортировки).
Один из старейших колоколов России – «Лебедь» в Троице-Сергиевой лавре (вес 10,2 т; отлит, предположительно, в 1593, мастер А. Чохов). Особые имена получили колокола «Сысой», «Голодарь» (Успенская звонница Ростовского кремля). В 1735 г. отлит Царь-колокол (вес около 202 т, мастера И. Ф. и М. И. Маторины; пострадал от пожара и никогда не звучал, в повреждённом виде экспонируется в Московском Кремле). Наибольший из целиком сохранившихся колоколов общеевропейского типа – Большой Успенский (вес 65 т, язык 1,7 т; отлит в 1819, мастер Я. Завьялов; Успенская звонница в Московском Кремле).
Наиболее благозвучным в Западной Европе признан колокол «Глориоза» в соборе г. Эрфурт (Германия; вес около 11,3 т, отлит в 1497, мастер Г. Воу де Кампис), в России – Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (вес более 41 т, отлит в 1667, мастер А. Григорьев; разбился в октябре 1941 при попытке снятия с колокольни с целью спасения).
В 20–21 вв. возобновилось создание больших колоколов в странах Азии, обусловленное возрождением буддизма. В конце 2000 г. в Китае в честь наступления 3-го тысячелетия отлит «Колокол счастья» (вес 116 т, находится в буддийском храме г. Пиндиншань провинции Хэнань) – самый большой звучащий колокол в мире. По инициативе Японии во многих странах установлены большие японские буддийские колокола – «колокола мира» – в качестве символов движения за мир во всём мире.
Первый в России большой буддийский колокол – «Колокол четырёх печатей» (700 кг), установлен в 2009 г. на территории дацана «Ринпоче Багша» в Улан-Удэ.