Колокол
Ко́локол (лат., итал. campana, от греч. καπάνη), музыкальный инструмент, ударный идиофон.
Звучащее тело колокола – трубчатая оболочка переменных диаметра и толщины, замкнутая с узкой стороны; вибрирует при ударе. Удар наносится изнутри при помощи подвешенного языка («ударника») или извне – колотушкой (или бревном-«ударником»).
Отливается из сплава меди и олова (т. н. колокольная бронза), иногда с незначительной примесью. В прошлом колокола изготавливали из железа. Многие колокола принадлежат к высоким образцам художественного литья.
Строение и разновидности
Колокола общеевропейской формы (сложилась в Западной Европе в 12–14 вв. в результате поисков наибольшего благозвучия) имеют одинаковый профильный контур – покатые «плечи», ровные «бока», широкие «пóлы»; приспособление для подвешивания – «уши». Внутри на петле закрепляется язык. Колокола миссии Сан-Хуан-Капистрано (штат Калифорния, США).Колокола подвешивают на звонницах, колокольнях (разновидность последних – итальянские кампанилы). Словом «кампанъ» называется колокол в церковнославянских богослужебных книгах.
Специфические разновидности: безъязыковые колокола, «стоячие» колокола (в том числе древнекитайские нао, устанавливаются вертикально на патрубке раструбом вверх; звук извлекается ударом снаружи); чашеобразные колокола – ударяемые извне (в буддизме махаяны) или фрикционные (инструмент шаманской практики; звук извлекается трением обода деревянной палочкой). В странах Азии, Закавказья встречаются баллонообразные, овальные, округлые, трапециевидные, тарелкообразные колокола, в древности – спаянные из двух пластин и др.
Закрепляются колокола по-разному: подвешиваются вертикально, в древности – наискось; чашеобразные колокола устанавливаются на специальные подушки.
Звук
Звуковые параметры зависят от формы колокола, толщины его стенок, состава сплава и приёмов отливки. Самые маленькие колокола, входящие в состав звона (набор колоколов в православной традиции), карильонов, курантов, весят несколько килограммов и имеют небольшие размеры (высота около 15 см). Подобные колокола были известны ещё в Древнем Риме (висели перед храмами Кибелы, Прозерпины; 2 колокола, найденных при раскопках Геркуланума и Помпеев, датируются 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.). В Древней Греции наборы чашеобразных колоколов первоначально использовались для проведения акустических экспериментов (Герцман, 2008. С. 410–411). В Европе технология литья сложилась к 12 в; первое описание дал бенедиктинский монах Теофил (11–12 вв.) в своём трактате «Записки о разных искусствах».
Звук колокола имеет сложный акустический спектр. Для достижения точной настройки в западноевропейской традиции (например, для карильона) применяется подточка стенки колокола изнутри. Русская ремесленная традиция исключала подточку стенок, точная настройка колокола для России нехарактерна.
Области применения
Корабельный колокол.В качестве сигнального инструмента колокол известен многим народам мира (военные колокола, колокола-часы, корабельные колокола – рынды – и др.). Значительное место колокола занимают в культуре стран с традициями христианства и буддизма, используются в ритуалах индуизма и джайнизма, звучат в зороастрийских храмах. Сакральные функции выполняют разнообразные колокола стран Африки.
В конфуцианских храмовых ритуалах и дворцовых церемониях в оркестре использовались как одиночные колокола, так и в наборах с определённым строем – бяньчжун (в древности на каждом колоколе можно было производить 2 звука разной высоты в зависимости от места удара).
Древнейшие традиции изготовления и функционирования колоколов разных форм сохраняются в странах Восточной (преобладают безъязыковые колокола), Южной и Юго-Восточной Азии. Японский колокол.Одиночные колокола применялись в качестве переносных военных инструментов. Старые большие храмовые и монастырские буддийские колокола Китая, Кореи, Японии, Вьетнама имеют баллонообразную форму; звонят в них, раскачивая отдельно висящее бревно-«ударник». Распространены также ветряные колокольчики, которые подвешиваются под крышами пагод. В Японии колокола используются и во дворах, и в залах синтоистских храмов. Форма больших колоколов в культурах буддизма тхеравады и ваджраяны имеет индийское происхождение – она аналогична индуистской и джайнской (и схожа с европейской).
Колокола в христианской традиции
Колокол святого Патрика с футляром. 8–9 вв.; ок. 1100. Национальный музей Ирландии, Дублин.Применение колоколов в христианской традиции (сопровождение различных богослужебных чинов, оповещение о начале и наиболее значимых моментах богослужения) восходит к ранним монастырям Египта. В западной традиции колокола вошли в церковный обиход в 6–7 вв.; в Византии первые колокола появились во 2-й половине 9 в., однако там предпочитали била, как и в Армянской церкви, где колокола появились в 10 в. На Русь они пришли, предположительно, из Западной Европы, первое летописное упоминание относится к 1066 г. (Новгородская третья летопись), первое свидетельство об отливке – к 1259 г., когда в пожаре в г. Холм (ныне Хелм, Польша) погибли колокола, привезённые из Киева и отлитые на месте по повелению галицко-волынского князя Даниила Романовича («...колоколы принесе из Киева, другие ту солье»; Полное собрание русских летописей. Т. 2. 1843. С. 196).
Вывоз новгородского вечевого колокола в Москву в 1478. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 16 в. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург. ОР РНБ. F.IV.232. Л. 275об. Изображение из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Кн. 16. 1475–1482 гг. Москва : ООО «Фирма АКТЕОН», 2014. С. 330.С 14 в. колокола широко распространялись по всей Руси, их стали размещать на звонницах (Псков, Новгород) и колокольнях. В середине 16 в. начали отливать колокола более тяжёлые, чем на Западе; с увеличением веса раскачивать их становилось всё труднее, что повлекло изменение способа звона: раскачивать стали не колокол (очепный способ звона), а язык (в западнохристианской традиции по-прежнему раскачивают сам колокол; доныне очепный звон сохранился в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, где используется для звона в 3 больших колокола, а также в некоторых храмах Белоруссии). В Католической церкви используется также алтарный ручной колокол, в Православной церкви ему соответствует чашеобразный колокольчик – кандия.
Благодаря важным общественным функциям колокол приобретал значение государственного символа. Исстари главный колокол покорённого города был желанным трофеем для победителя – увоз колокола означал утрату независимости города. Колокол изображён на гербах Звенигорода, Далматова, Макарьева.
Ко 2-й половине 17 в. русское колокололитейное искусство достигло расцвета, в конце 19 в. работали свыше 20 колокололитейных заводов. В России сложилось развитое искусство колокольных звонов. Колокола вводили в музыкальное оформление опер и балетов (см. Звонница Большого театра России). В 1930-х – середине 1980-х гг. в СССР церковные колокола не отливались. В конце 1980-х гг. возобновлено литьё колоколов, развивается наука, изучающая колокола, – кампанология, в 1989–2008 гг. действовала Ассоциация колокольного искусства России (АКИР) при Российском фонде культуры, в 1989–2019 гг. в Москве существовало Общество церковных звонарей. Начиная с 1989 г. в России функционируют около 10 колокололитейных заводов. Проводятся фестивали колокольных звонов и научные конференции по кампанологии и звонарскому искусству.
Выдающиеся образцы
Среди самых архаичных из известных ныне экземпляров – найденный в Китае безъязыковый колокол с ручкой-патрубком (вес 70 кг, высота 70 см; датируется 1300–1030 до н. э.).
До начала 17 в. самым большим звучавшим колоколом в мире был колокол Дхаммазеди в г. Дагон в Бирме (ныне Янгон, Мьянма; вес 294 т, отлит в 1484; утонул при попытке транспортировки).
Один из старейших колоколов России – «Лебедь» в Троице-Сергиевой лавре (вес 10,2 т; отлит, предположительно, в 1593, мастер А. Чохов). Особые имена получили колокола «Сысой», «Голодарь» (Успенская звонница Ростовского кремля). В 1735 г. отлит Царь-колокол (вес около 202 т, мастера И. Ф. и М. И. Маторины; пострадал от пожара и никогда не звучал, в повреждённом виде экспонируется в Московском Кремле). Наибольший из целиком сохранившихся колоколов общеевропейского типа – Большой Успенский (вес 65 т, язык 1,7 т; отлит в 1819, мастер Я. Завьялов; Успенская звонница в Московском Кремле).
Наиболее благозвучным в Западной Европе признан колокол «Глориоза» в соборе г. Эрфурт (Германия; вес около 11,3 т, отлит в 1497, мастер Г. Воу де Кампис), в России – Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (вес более 41 т, отлит в 1667, мастер А. Григорьев; разбился в октябре 1941 при попытке снятия с колокольни с целью спасения).
В 20–21 вв. возобновилось создание больших колоколов в странах Азии, обусловленное возрождением буддизма. В конце 2000 г. в Китае в честь наступления 3-го тысячелетия отлит «Колокол счастья» (вес 116 т, находится в буддийском храме г. Пиндиншань провинции Хэнань) – самый большой звучащий колокол в мире. По инициативе Японии во многих странах установлены большие японские буддийские колокола – «колокола мира» – в качестве символов движения за мир во всём мире.
Первый в России большой буддийский колокол – «Колокол четырёх печатей» (700 кг), установлен в 2009 г. на территории дацана «Ринпоче Багша» в Улан-Удэ.