Чаадаев Пётр Яковлевич
Чаада́ев Пётр Я́ковлевич [27.5(7.6). 1794, Москва – 14(26).4.1856, там же], русский философ. Дворянин, мать – дочь князя М. М. Щербатова. С 1808 г. учился в Московском университете, где сблизился с А. С. Грибоедовым, И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым. С 1812 г. на военной службе, участвовал в Отечественной войне 1812 г. С 1816 г. близкий друг А. С. Пушкина. Оставив в 1821 г. военную службу, изучал философскую и религиозную литературу. В 1823–1826 гг. жил за границей (был знаком с Ф. В. Шеллингом), что спасло его от гибели, так как он был близок к декабристам. В 1829–1831 гг. создал своё главное сочинение «Философические письма». Публикация в 1836 г. в журнале «Телескоп» первого письма, содержавшего резкие оценки прошлого и настоящего России, вызвала негативную реакцию общественного мнения, привела к закрытию журнала и запрету публикаций произведений Чаадаева; сам он был официально объявлен «сумасшедшим». Небольшие сочинения Чаадаева публиковались за рубежом, но до 1905 г. они были практически неизвестны русскому читателю; тем не менее идеи Чаадаева активно обсуждались в литературно-философских собраниях и салонах.
В «Философических письмах» обосновывалось абсолютное значение христианства для человечества. Согласно Чаадаеву, Бог действует в мире как реальная сила, ведущая природу и общество к единству; причастность к «истинному христианству» заключается в том, что человек сливается с указанной силой, способствуя её действию в мире. Истинное христианство наиболее полно проявлено в католицизме (негативная оценка православия в этом труде сменилась позитивной в «Апологии сумасшедшего», 1837, опубликован в 1906). Опираясь на философию И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, Чаадаев считал высшей целью развития общества и природы слияние всех разделённых элементов в единство, которое он обозначал термином «великое ВСЁ» (Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. Москва, 1991. С. 377); это прообраз важнейшей для русской философии концепции всеединства. Являясь целью мирового развития, единство всего уже присутствует в бытии, хотя и в несовершенной форме. В частности, сознание человека входит во всеобщее «мировое сознание», акт мышления есть «подключение» к единому сознанию, слияние с ним. Поскольку это слияние составляет суть человеческой жизни, постольку смерть наступает не в момент прекращения существования тела, а в любой из моментов, когда прекращается мышление, например во время сна; смерть не абсолютна, она только относительно противостоит жизни. Своё понимание смерти и бессмертия Чаадаев противопоставлял традиционным христианским воззрениям: «Христианское бессмертие – это жизнь без смерти, а вовсе не жизнь после смерти» (Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений ... С. 466). Осмысляя антитезу духа и материи в человеке и в мировом бытии, Чаадаев не считал материю источником зла, таким источником является произвольная (эгоистическая) свобода человека. Поскольку человек – потенциально всемогущее существо, его негативные действия влияют на всё бытие, внося в него радикальное несовершенство: «Мы только и делаем, что вовлекаемся в произвольные действия и всякий раз потрясаем всё мироздание. И эти ужасные опустошения в недрах творения мы производим не только внешними действиями, но каждым душевным движением, каждой из сокровеннейших наших мыслей» (Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений ... С. 376). Согласно Чаадаеву, позитивное проявление свободы должно заключаться в подчинении личности существующим формам социального единства (государство, церковь, народ, человечество) и в служении интересам социального целого.