Кобрин Владимир Борисович
Ко́брин Влади́мир Бори́сович (5.7.1930, Москва – 30.12.1990, там же), советский историк. Отец – журналист Борис Рувимович Кобрин (1901–1963), мать – переводчица с французского языка Наталия Борисовна Луцкая (1902–1992). Двоюродный брат Н. Е. Горбаневской. Окончил кафедру истории СССР исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1951, с отличием).
Биография
На первых курсах университета специализировался по Древней Руси в семинаре под руководством М. Н. Тихомирова, однако на старших курсах увлёкся новейшей историей Италии и в 1951 г. защитил дипломную работу по этой проблематике.
В 1951–1953 гг. работал по распределению лектором отдела по делам культурно-просветительских учреждений в г. Сталино (ныне Донецк), в 1953–1955 гг. – организатор лекций в отделе пропаганды Октябрьского районного отдела культуры г. Москвы.
В 1955–1958 гг. – аспирант кафедры истории СССР Московского городского педагогического института имени В. П. Потёмкина. Официальным научным руководителем был определён В. Н. Бочкарёв, при этом реальным руководителем стал А. А. Зимин. По рекомендации последнего поступил на работу в отдел рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (ГБЛ): старший библиотекарь (с 1957), главный библиотекарь (1962–1966). Участник археографических экспедиций отдела (1958, 1960, 1961, 1962).
Кандидат исторических наук (1961), доктор исторических наук (1983).
В 1966–1989 гг. преподавал в Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина: старший преподаватель (с 1966), доцент (с 1969) кафедры истории СССР. С августа 1989 г. по декабрь 1990 г. – профессор кафедры вспомогательных исторических дисциплин Московского государственного историко-архивного института (МГИАИ).
Участник симпозиумов по аграрной истории Восточной Европы (1969, 1971, 1974, 1980, 1982, 1983).
В 1988–1990 гг. – член научного совета Академии наук СССР «Исторические пути и общие закономерности развития народов СССР в дооктябрьский период». Член оргкомитета межвузовской конференции «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования» (Москва, МГИАИ, 31 января – 3 февраля 1989). Член оргкомитета первых чтений, посвящённых памяти А. А. Зимина (Москва, МГИАИ, 13–18 мая 1990).
Среди учеников В. Б. Кобрина – доктора исторических наук А. А. Севастьянова и А. Л. Юрганов.
Научные труды
Специалист по социально-политической и социально-экономической истории России 15–17 вв., в области вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) (геральдика, ономастика, генеалогия, униформология).
В кандидатской диссертации «Социальный состав Опричного двора» (опубликована в 2008 в сборнике «Опричнина. Генеалогия. Антропонимика: избранные труды») установил 277 лиц, принадлежавших к опричному двору царя Ивана IV Васильевича. Составленный им список «несомненных опричников» основывался на опубликованных источниках и многочисленных архивных материалах. Пришёл к выводу, что различия между опричниной и земщиной не следует преувеличивать, поскольку она не была столь велика, чтобы резко противопоставлять их друг другу.
В докторской диссертации «Землевладение светских феодалов и социально-политический строй России XV–XVI веков» [1983; на её основе подготовлена монография «Власть и собственность в средневековой России (XV–XVI вв.)», 1985] представил итоги изучения четырёх тысяч актов феодального землевладения – почти весь сохранившийся корпус источников этого периода, изученный историком в 12 архивах. Составил картотеку по персональному составу правящей элиты России 16 в. (ныне хранится в семье историка; частично издана Ю. М. Эскиным и А. Л. Юргановым в 1995) и изучил синтез власти и собственности через анализ феодального землевладения, восстановив не только картину размеров владений, но и их характер, географическое размещение, объём владельческих прав.
Основные выводы диссертации существенно расширили традиционные представления о политической истории 15–16 вв., которая ранее обычно рассматривалась через призму борьбы боярства и дворянства. В. Б. Кобрин показал, что нет оснований для разделения феодалов на помещиков и вотчинников, ибо одновременное владение вотчинами и поместьями было характерно для многих служилых людей 16 в. Поместье и вотчина в 1-й половине 16 в. были ещё схожи: различие состояло в запрете продажи, заклада, дарения для поместья; только в ходе дальнейшего развития поместье стало резко противопоставляться вотчине. Для 1-й половины 16 в. характерна близость генеалогического состава помещиков и вотчинников.
Изучив серию приговоров по княжескому землевладению, установил, что правительственная политика по земельному вопросу в середине 16 в. не имела какого-то одного общего направления. Она то способствовала консолидации правящего класса и консервации основных прав местных феодальных корпораций (приговор 1551), то шла в наступление на княжеское землевладение под видом его защиты (приговор 1562), то возвращалась к политике 1551 г. (приговор 1572). В результате т. н. антибоярская направленность в деятельности правительства оказалась историографической легендой.
Истоки концепции борьбы боярства и дворянства усмотрел в 16 в. – в публицистике самого царя Ивана IV, который любил тему «боярской измены». Попытку объяснить политическую историю России с точки зрения противоборства реакционного боярства и прогрессивного дворянства В. Б. Кобрин связывал со стремлением историков найти в России явления, стадиально близкие западноевропейскому средневековью.
Обосновал предположение о том, что светское феодальное землевладение утвердилось на основной территории будущего единого государства на рубеже 13–14 вв., главным образом путём княжеского пожалования, что повлекло за собой большую степень зависимости русского феодала от своего сюзерена и меньшую его связь с земельными владениями, чем в других европейских странах. Создание единого государства отвечало интересам всего «класса феодалов» – как «верхов», так и «низов». Проведённый учёным анализ жалованных грамот показал, что княжеская формула «пожаловал есмь» сменяется формулой вотчинного типа – «дал есмь». Наиболее раннее ограничение княжеских прав испытали суздальско-нижегородские князья.
В. Б. Кобрин так характеризовал самые существенные особенности национального развития: на Руси не было воинственных, самоуправных и независимых феодалов по образцу западноевропейских баронов; самое же существенное отличие русского боярина от западноевропейского собрата состояло в том, что на Руси не было и боярских замков.
Анализ обширного актового материала по истории феодального землевладения позволил В. Б. Кобрину высказать суждения, которые противостояли традиции, берущей своё начало от «государственной школы», рассматривать политическую историю с точки зрения прогрессивного самодержавия и борющегося с ним боярства. По мнению учёного, создание в России единого государства и его централизации отвечало коренным интересам правящего класса в целом. Сравнивая средневековую Россию с Западной Европой, видел «неклассичность» русского феодализма в том, что возникшее в конце 15 в. (в силу комплекса причин) деспотическое самодержавие превратило даже высшего сановника в холопа государя, тогда как в западноевропейской государственности, основанной на традициях вассалитета, за феодалами закреплялись значительные права и привилегии.
Автор ряда работ по ВИД, методы которых широко применял в своих исследованиях. Особое внимание уделял генеалогии и антропонимике. На основании синтеза различных ВИД ставил вопрос о появлении в них нового направления – исторической семиотики (Кобрин. 2008. С. 255–256).
Автор ряда научно-популярных трудов, в которых полно и с литературным талантом выразил свои общеисторические взгляды. Особой популярностью стали пользоваться книги «Иван Грозный» (1989) и «Кому ты опасен, историк?» (1992). В этих книгах проявилась основная черта В. Б. Кобрина как публициста – видеть в людях прошлого живых участников событий. Стремился показать, что каждый человек выражает собой не только историческую эпоху с её худшими и лучшими свойствами, но и оставляет за собой право поступать вопреки общепринятым правилам. В книге о профессии историка показал, как труден путь честного историка в условиях гражданской несвободы, когда ему приходится выбирать между страхом наказания и правдой.
Автор вузовских учебников по ВИД (1984; совместно с Г. А. Леонтьевой и П. А. Шориным) и по истории России до 1861 г. (1989, совместно с Н. И. Павленко и В. А. Фёдоровым).
Описал свои археографические поездки за рукописными книгами в места проживания старообрядцев в России в очерке «По избам за книгами», который был опубликован в журнале «Новый мир» (1969) и получил высокую оценку А. Т. Твардовского. Некоторые труды были опубликованы учениками после смерти учёного.
Похоронен на Новом Донском кладбище в Москве.
Личный архив В. Б. Кобрина хранится в семье учёного.
В 1992 г. в Российском государственном гуманитарном университете прошли «Чтения памяти В. Б. Кобрина».