Трубецкой Сергей Николаевич
Трубецко́й Серге́й Никола́евич [23.7(4.8).1862, Ахтырка – 29.9(12.10).1905, Санкт-Петербург], князь, русский философ, публицист, общественный деятель. Из рода Трубецких, брат Е. Н. Трубецкого, отец Н. С. Трубецкого. По окончании историко-филологического факультета Московского университета (1885) преподавал в университете. Магистерская диссертация «Метафизика в Древней Греции» (1890), докторская – «Учение о Логосе в его истории» (1900). В 1900–1905 гг. один из редакторов журнала «Вопросы философии и психологии». Деятельный участник земского движения, один из его духовных лидеров. После предоставления в 1905 г. Московскому университету автономии Трубецкой, имевший огромный авторитет как либеральный защитник академических свобод, выбран его ректором; однако это не остановило волну студенческих беспорядков, приведших к его безвременной смерти.
Философские воззрения Трубецкого, наиболее полно изложенные в работах «О природе человеческого сознания» (1889–1891) и «Основания идеализма» (1896), близки к философии его друга Вл. С. Соловьёва. В качестве исходного пункта своего учения (называемого Трубецким «конкретным идеализмом» в отличие от отвлечённого идеализма немецкой классической философии) он берёт конкретное сущее, реальное существо, утверждая при этом, что вечное актуальное бытие (Бог) предшествует всякому конечному (становящемуся) бытию; тем самым он отвергает пантеистические учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля о человечестве как «становящемся Боге» и отстаивает позиции теизма. Доказывая, что бытие нельзя свести к логической идее и что общие понятия суть лишь отношения мысли к своему предмету, Трубецкой в то же время признаёт духовную природу реальности, разумные законы космического Логоса. Стремясь остаться на почве рационализма, Трубецкой, однако, не рассматривает разум как единственный источник познания: в соответствии с тремя способностями человека (чувственное восприятие, мышление и воля) познание осуществляется с помощью опыта (обусловленного априорными законами восприятия – универсальной чувственностью), разума (выявляющего всеобщую соотносительность сущего) и веры (которая «убеждает нас в реальности внешнего мира, в реальности предметов чувства и разума»: Трубецкой. 1994. С. 665). Верный православной традиции, Трубецкой остерегается сближения веры с воображением и ставит нравственную сферу выше эстетической. Как в Боге, так и в человеке именно воля составляет основу личности, поэтому вере как способности воли открывается бытие. Однако Трубецкой не противопоставляет веру и разум, откровение и умозрение, а указывает на их единство, подчёркивая, что «...понятие Логоса связано с греческой философией, в которой оно возникло, и с христианским богословием, в котором оно утвердилось» (Трубецкой. 1994. С. 44). Анализируя природу человеческого сознания, Трубецкой ставит вопрос о соотношении индивидуального и общего, который не смогли разрешить ни представители эмпиризма (отождествлявшие личность с индивидуальными внутренними состояниями сознания), ни представители немецкого идеализма (истолковывавшие её как исчезающий момент в развитии абсолютного духа), а потому оставалась непонятой и природа личности. Трубецкой вслед за славянофилами считает, что личное, конечное сознание может быть понято только при допущении соборного сознания, которое гарантирует объективность познания и предпосылкой которого является существование вечно актуального сознания Божественной личности Творца.