Изразцы
Изразцы́, керамические плитки для облицовки стен, каминов, полов, печей, водоёмов. С лицевой стороны могут сохранять натуральный цвет обожжённой глины (терракотовые изразцы) либо быть покрыты непрозрачной глазурью и расписаны (майоликовые изразцы). С обратной стороны изразцы имеют вид открытой коробки (румпы) для закрепления в кладке. Изразцы изготовляют из умеренно пластичных гончарных мергелистых или фаянсовых глин. Сформованные изразцы высушивают, а затем обжигают в печах при температуре до 1150 °C. Различают изразцы плоские, угловые и карнизные.
Использование керамических плиток для облицовки восходит к архитектуре Древнего Египта, Вавилонии, Ассирии. C 8 в. изразцы известны в странах Европы (широко распространились в 16–17 вв.). Так, в Португалии, Испании и их колониях (Аргентина, Бразилия) многоцветные изразцы азулежу, традиция которых была унаследована от мавров, широко использовались в декоре экстерьеров и интерьеров (вплоть до керамических алтарных образов в церквах) и стали характерной чертой национальной архитектуры. В Германии, Голландии, Швейцарии были известны глиняные обработанные белые изразцы с синим рисунком (сначала орнаментальные, позднее с изобразительными мотивами).
В России они с 15 в. также применялись для украшения фасадов (фризы, наличники, карнизы). Терракотовые рельефные изразцы вскоре стали покрывать прозрачной зелёной глазурью («муравой»), а со 2-й половины 17 в. – разноцветными эмалями (белыми, жёлтыми, зелёными, коричневыми, синими). Они украшались как орнаментальными, так и фигурными изображениями. С начала 18 в. производились изразцы, используемые только для облицовки печей, – большей частью плоские, с яркой многоцветной росписью, а также белые с синей росписью, навеянные голландскими образцами. С 1860-х гг. снова изготовлялись полихромные изразцы для отделки зданий. В конце 19 – начале 20 вв. с распространением стиля модерн появились монохромные изразцы с текучими переливчатыми глазурями.
Ныне изразцы изготовляются в основном для облицовки печей и каминов.