Кристалинская Майя Владимировна
Кристали́нская Ма́йя Влади́мировна (24.2.1932, Москва – 9.6.1985, там же), российская эстрадная певица, заслуженная артистка РСФСР (1974).
Из семьи детского писателя Владимира Григорьевича Кристалинского (1904–1972), происходившего из Черниговской губернии. В 1955 г. окончила Московский авиационный институт. Профессионального музыкального образования не получила, начинала в самодеятельности. В 1957 г. выступила в ансамбле «Первые шаги» под руководством Ю. С. Саульского на Международном фестивале молодёжи и студентов в Москве, в дальнейшем работала в профессиональных эстрадных ансамблях и джазовых оркестрах, в том числе под управлением Э. И. Рознера и О. Л. Лундстрема. С 1961 г. солистка Москонцерта, много пела на Всесоюзном радио и Центральном телевидении. С начала 1970-х гг. главным образом гастролировала в российской провинции.
Первый значительный успех Кристалинской принесла песня «Мы с тобой два берега» А. Я. Эшпая из кинофильма «Жажда» (1960). Сотрудничала с композитором А. И. Островским, в 1962 г. стала первой исполнительницей его песни «Пусть всегда будет солнце» и вокального цикла «Песни нашего двора» (вместе с И. Д. Кобзоном). Среди наиболее известных песен в её исполнении: «Нежность» А. Н. Пахмутовой (1965; эта песня стала своеобразной «эмблемой» певицы), «А снег идёт» Эшпая, «Аист» Островского, «Бирюсинка» («Таёжный вальс») Э. С. Колмановского, «Ты не печалься» М. Л. Таривердиева, «Не спеши» А. А. Бабаджаняна. Голос Кристалинской звучит за кадром в популярных советских фильмах, среди них: «Карьера Димы Горина» (1961), «Тишина» (1964), «Большая руда» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1967) (всего свыше 20).
Кристалинская внесла в отечественную массовую культуру интимно-доверительную, чуждую официозу интонацию, созвучную эпохе «оттепели». Её узнаваемый сценический образ – интеллигентный, застенчивый – повлиял на модус поведения советских женщин 1960-х гг. Для коллег по певческому цеху предметом для подражания стала особенная манера распевания текста: спокойная и сдержанная, переходящая почти в речитатив, с лёгкими «квазивсхлипами» (вместо динамического и резкого повышения голоса), демонстрирующими скрытую, но сильную эмоцию; показательна в этом смысле песня «В нашем городе дождь» Колмановского. Кристалинская внесла новый элемент в стиль советской городской одежды – сочетание воздушного газового шарфа с костюмом или платьем.
Сохранились аудиозаписи свыше 200 песен (в том числе на английском языке – «Подмосковные вечера» В. П. Соловьёва-Седого и «Течёт Волга» М. Г. Фрадкина), а также видеозаписи её выступлений по Центральному телевидению на праздничных концертах, в программах «Голубой огонёк» за 1963, 1965 («В первый час») и 1966 («Сказки русского леса») гг.
Перевела на русский язык книгу «Размышления» М. Дитрих (1985).
Ей посвящены документальные фильмы «Майя Кристалинская. Опустела без тебя земля» (2005) и «Легенды времени. Майя Кристалинская. Я насыплю вам солнца...» (2008), а также страница (2006) телевизионного цикла «Как уходили кумиры» (2005–2009).