Нарышкинский стиль
Нары́шкинский стиль (нарышкинское барокко, московское барокко), условное название стилевого направления в развитии русской архитектуры конца 17 – начала 18 вв. Его предпосылки появились в 1670–1680-е гг. с возникновением новых центрических типов церквей (четырёхлепестковая в плане Успенская церковь в усадьбе Прозоровских Петрово-Дальнее, 1684–1688, не сохранилась) и проникновением «украинизмов» и «голландизмов» (фронтон трапезной Симонова монастыря, 1683, не сохранилась).
Некоторые характерные сооружения нарышкинского стиля были построены по заказам семьи Нарышкиных, от фамилии которых это стилевое направление получило наименование. Условность названия подчёркивает и то обстоятельство, что в конце 19 – начале 20 вв. для обозначения сходных стилевых направлений этой эпохи использовались также «авторские» термины (не закрепившиеся в современной научной литературе, за исключением петровского барокко) – такие как «строгановский стиль» (например, церковь Никола Большой Крест на Ильинке, обновлена к 1697, не сохранилась), «украинский стиль» (например, Казанская церковь в усадьбе Узкое, ныне в черте Москвы, 1697–1704), голицынское барокко, более близкое западноевропейскому барокко [церкви Знамения в посёлке Дубровицы (1690–1697) и в Перово (ныне в черте Москвы; 1690–1705)], «казанское барокко» и др.; некоторые исследователи (Б. Р. Виппер) соотносят нарышкинский стиль с архитектурой западноевропейского маньеризма.
Нарышкинский стиль первоначально развивался преимущественно в Москве и Подмосковье. Главные примеры: нарядные многоярусные церкви Знамения на Нарышкинском (Шереметевом) дворе (конец 1680-х гг. – не позднее 1691), Покрова в Филях (около 1690–1694; четырёхлепестковая в плане), Успения на Покровке (1696–1699, при участии Петра Потапова; не сохранилась), Троицы в Троице-Лыкове (1698–1704) – все в Москве; Смоленская церковь в посёлке Софрино (1691 – около 1694); Спасская церковь в селе Уборы (1690–1697); Успенский собор в Рязани (1693–1699).
В строительстве ряда церковных сооружений нарышкинского стиля в качестве подрядчика участвовал Я. Г. Бухвостов. Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношения масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейского зодчества, зрительно связывает все части постройки.
Сложное взаимодействие средневековой архитектурной системы и нового европейского архитектурно-декоративного мышления, проникавшего на Русь через Украину, Белоруссию, Польшу, создало своеобразный сплав традиционных и непривычных форм. При этом традиционные чёткие стереометрические объёмы составляют необычные для каменного зодчества средневековой Руси и не свойственные западноевропейскому барокко композиционные формы: пирамидальные структуры («восьмерик на четверике») или вертикальный параллелепипед (собор в Рязани). Богатое рельефное убранство, пластичность декора, многообразие орнамента, двухцветность (кирпич и белый камень) и широкое введение ордерных элементов использованы для акцентировки декоративного обрамления плоскостей, обособленных архитектурных объёмов. В нарастании рационального начала ярко сказались тенденции перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Контрасты большого и малого, целого и детали, стены и пятен декора, устремление построек ступенями вверх, многообразие фантастических и реальных мотивов в декоре (картуши, раковины, виноградные лозы и гроздья, головки подсолнухов, цветы, «петушьи гребешки») создают сложное впечатление праздничности и драматизма, внешней статики и внутренней динамики. В некоторых церквях нарышкинского стиля сохранились высокие ступенчатые иконостасы.
Черты нарышкинского стиля присущи также некоторым моcковским светским постройкам (Сухарева башня, 1692–1695, архитектор М. И. Чоглоков, не сохранилась). Декоративными формами нарышкинского стиля украшались жилые дома (палаты боярина И. Б. Троекурова в Охотном ряду, надстроены к 1696), церкви более традиционных типов (церковь Воскресения в Кадашах, декорирована к 1695), монастырские трапезные, надвратные церкви [Сошествия Святого Духа (1688–1689) и Святого Иоанна Предтечи (1695–1698) Рождество-Богородицкого монастыря в Солотче] и башни (Утичья башня Троице-Сергиева монастыря, надстроена в конце 17 в.). Одновременно развивался более строгий вариант нарышкинского стиля (храмы типа «восьмерик на четверике» без богатого рельефного убранства). Типология ярусных храмов нарышкинского стиля повторялась в провинциальных деревянных и каменных церквях.