Иов (патриарх Московский и всея Руси)
И́ов (в миру Иоанн) [около 1534–1536 гг., Старица – 19(29).6.1607, там же], русский церковный и государственный деятель, первый патриарх Московский и всея Руси (1589–1605), писатель, русский святой. Из посадских людей г. Старица.
Биография до 1586 г.
В отрочестве был послушником у архимандрита Германа (Садырева-Полева) в старицком в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, в 1556 г. принял постриг. В 1569 г. впервые упоминается как архимандрит монастыря. Возможно, возведён в сан в этом же году по приказу царя Ивана IV Васильевича Грозного как человек, не связанный с тверской служилой корпорацией в условиях, сложившихся в Старице после 1566 г., когда произошёл обмен владений между царём и князем Владимиром Андреевичем.
Архимандрит московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1571–1575), член Освященного собора Русской Церкви. В 1571–1572 гг. сопровождал царя Ивана IV Грозного в поездках в Новгород; указан среди духовных лиц, подписавших соборный приговор о 4-м браке царя. Архимандрит московского Новоспасского в честь Преображения Господня мужского монастыря (1575–1581), тесные связи c которым имели представители клана Захарьиных-Кошкиных. Участник собора 1580 г., принявшего решение об ограничении церковного землевладения. 16 апреля 1581 г. по настоянию царя Ивана IV поставлен митрополитом Московским Дионисием в сан епископа Коломенского и Каширского. Возможно, рукоположение в епископы было связано с желанием удалить Иова из Москвы в связи с подготовкой планировавшегося развода царевича Фёдора Ивановича и Ирины Фёдоровны, против чего выступал Иов. В 1584 г. подписал соборный приговор об отмене тарханов.
По протекции Б. Ф. Годунова 9(19) января 1586 г. поставлен архиепископом Ростовским (Древняя российская вивлиофика. Ч. 6. 1788. С. 108).
Во главе Русской Церкви
После низложения в октябре 1586 г. митрополита Московского Дионисия 11(21) декабря 1586 г. возведён на Московскую митрополичью кафедру (Древняя российская вивлиофика. Ч. 6. 1788. С. 108–109; при публикации год поставления Иова был ошибочно переведён как 1587, тогда как 7095 г. – это год с 1 сентября 1586 ст. ст. по 31 августа 1587 ст. ст.). 16 июня 1587 г. царь Фёдор Иванович подтвердил грамоту царя Ивана IV о предоставлении первоиерарху права суда над населением владений митрополичьего дома за исключением случаев убийства [Акты феодального землевладения. Ч. 3. 1961. № 11. С. 29–31], выдал тарханную грамоту на слободу Святославль в Ростовском уезде и грамоту о праве митрополичьих чиновников самим собирать и вносить в казну государственные налоги (Акты феодального землевладения. Ч. 3. 1961. № 18. С. 36–38).
При учреждении патриаршества в Русском государстве по настоянию Б. Ф. Годунова выбран царём Фёдором Ивановичем из трёх предложенных Освященным собором кандидатов и 26 января (5 февраля) 1589 г. поставлен на новую патриаршую кафедру патриархом Константинопольским Иеремией II с титулами «Московский и всея России и северных стран», «Владимиро-Московский и всея Руси и всех гиперборейских земель, и всего Северного края», «Владимирский, Московский и всея Руси». Фактически над Иовом была совершена третья по счёту архиерейская хиротония (после 1581 и 1586), что не практиковалось в Греческой Церкви. В 1590 г. каноническая самостоятельность Русской Церкви была соборно утверждена в Константинополе, определено пятое место Московской кафедры в патриаршем поместном диптихе, где она следовала после Иерусалимской (решение подтвердил Великий Константинопольский собор 1593).
Управление делами патриарха и подчинённых ему земель и лиц осуществлялось с помощью учреждений, сформировавшихся при патриархе. По мнению Н. В. Рыбалко, с утверждением патриаршества был образован особый Патриарший приказ (Рыбалко Н. В. Российская приказная бюрократия в Смутное время начала XVII в. Москва, 2011. С. 115); согласно мнению Д. В. Лисейцева, уже с 1589 г. существовала 3-частная система патриарших приказов (Патриарший дворцовый приказ, Патриарший казённый приказ, Патриарший разрядный приказ) (Лисейцев Д. В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. Москва, 2009. С. 434). В 1590–1605 гг. Иов выдал ряд уставных и других грамот монастырям и своим светским слугам, в которых среди прочего регулировались нормы повинностей монастырских крестьян и порядок их отношений с властями монастырей.
Провёл епархиальную реформу в Русской Церкви, в соответствии с которой статус руководителей Новгородской, Казанской, Ростовской и Крутицкой епархий был повышен до митрополита; Вологодской, Суздальской, Смоленской, Рязанской и Тверской – до архиепископа. Были созданы новые – Псковская (1589), Корельская (1593) и Астраханская (1602; её глава получил статус архиепископа) епархии.
В Москве занимался обустройством уже существовавших православных храмов (преимущественно на собственные средства и на царские вклады). В 1591 г. благословил основание московского в честь Донской иконы Божией Матери мужского монастыря. Вёл активное церковное строительство: при содействии фактического правителя страны (с 1598 царя) Б. Ф. Годунова в 1592–1600 гг. в столице было возведено 12 храмов. Усилил надзор за московским духовенством и его нравственным состоянием. В 1594 г.
в соответствии с приговором царя Фёдора Ивановича, Иова и Боярской думы в Москве была учреждена Поповская (Тиунская) изба, в которую вошли 8 поповских старост и 4 десятских диакона. Им предписывалось наблюдать за порядком и докладывать патриарху об обнаруженных негативных явлениях в клире.
Поддерживал строительство храмов в Сибири, Поволжье и городах, возвращённых из-под шведской оккупации в результате русско-шведской войны 1590–1593 гг. В 1599 г. по благословению Иова в Хлынове (ныне Киров) был основан в честь Богоявления Господня мужской монастырь. По просьбе кахетинского царя Александра II отправил к нему священников и иконописцев (1589).
С возведением Иова на Московскую митрополичью кафедру связано возобновление при участии митрополита работы Московского печатного двора, которая приобрела регулярный характер с 1589 г., когда в связи с учреждением патриаршества возникла острая необходимость расширения церковного книгопечатания. По благословению Иова были изданы Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Чиновник архиерейского служения (1600), Минея общая (1600), Служебник (1602) и др. Инициатор составления т. н. Чудовских Четьих Миней (1599–1600).
Канонизировал Василия Блаженного (1588), преподобного Иосифа Волоцкого (1591, дополнил службу святому и написал канон), казанских мучеников Иоанна, Петра и Стефана (1592), архиепископа Казанского Гурия (Руготина) и епископа Тверского Варсонофия, Антония Римлянина (1597), Корнилия Комельского (1600) и др. Установил праздник в честь трёх святителей Московских (Петра, Алексия и Ионы, 1595).
В 1598 г. участвовал в отпевании и погребении царя Фёдора Ивановича. 17(27) февраля того же года во главе Освященного собора сыграл важную роль в избрании на российский престол Бориса Фёдоровича Годунова, участвовал в составлении соборного определения о выборе нового царя. 3(13) сентября венчал Бориса Фёдоровича Годунова на царство.
Царь Борис Фёдорович Годунов в 1598 и 1599 гг. подтвердил права на владения и налоговые льготы, оформленные царём Иваном IV в грамотах митрополиту Афанасию (Акты феодального землевладения. Ч. 1. 1951. № 312. С. 268; Ч. 3. 1961. № 4. С. 365; № 5. С. 16–17; № 36–37. С. 67–72).
В 1601 г. Иов рукоположил во иеродиакона и принял в ближайшее окружение инока Григория (Отрепьева), проявившего недюжинные способности в качестве келейника архимандрита кремлёвского Чудова монастыря Ионы. Санкционировал расследование его «воровских речей» в монастыре. Обличил самозванца после его появления в Речи Посполитой под именем «царевича Дмитрия Ивановича». Патриарх признал в своих выступлениях, что был лично знаком с ним ранее, и предал анафеме. По его настоянию то же самое сделали все иерархи Русской Церкви.
Перед кончиной Бориса Фёдоровича Годунова причастил царя и постриг его в монашество с именем Боголеп. После его смерти в грамоте от 1(11) мая 1605 г. нарёк царём Фёдора Борисовича Годунова и послал окружную грамоту о его воцарении. Под его руководством Освященный собор решительно поддержал Годуновых, что не спасло царя от свержения с престола.
По приказу Лжедмитрия I устранён от руководства Церковью: бояре князья В. В. Голицын и В. М. Мосальский Рубец, думный дьяк Б. И. Сутупов и дворянин М. А. Молчанов насильно низвели патриарха с его престола и посадили его под арест. Низведение Иова было осуществлено во 2-й половине июня 1605 г. по определённому «античину» в Успенском соборе Московского Кремля (Ульяновский. 2021. С. 100–101). Примечательно, что, в отличие от московских бояр, члены Освященного собора, за исключением Игнатия, в Тулу к самозванцу не поехали и признали его законным царём только во время торжественной встречи в Москве.
Последние годы
21 июня (1 июля) того же года Освященный собор формально вернул сан Иову, тут же принял его уход на покой «по немощи», после чего избрал новым патриархом Игнатия. По приказу Лжедмитрия I Иов был сослан простым монахом в Успенский монастырь в Старицу.
После убийства Лжедмитрия I и воцарения Василия Ивановича Шуйского властями был распущен слух (вероятнее всего, недостоверный) о том, что Иову было предложено вернуться на патриаршество, но он отказался, сославшись на болезнь. По вызову царя Василия Ивановича Шуйского и патриарха Гермогена в феврале 1607 г. приехал в Москву для принятия всенародного церковного покаяния в Успенском соборе Московского Кремля, совместно с патриархом Гермогеном освободил русских людей от греха нарушенной присяги Годуновым. Во время пребывания в столице категорически отверг официальную версию об убийстве царевича Дмитрия Ивановича по приказу Б. Ф. Годунова. Добился снятия клейма самоубийц с царя Бориса Фёдоровича Годунова, царицы Марии Григорьевны и царя Фёдора Борисовича, настояв на их торжественном перезахоронении от ограды московского Варсонофьева в честь Вознесения Господня монастыря в семейную усыпальницу в Троице-Сергиевом монастыре.
Незадолго до кончины сделал несколько крупных вкладов в старицкий Успенский монастырь. Сохранилось значительное число патриарших облачений и регалий Иова – саккос, омофор, митра, панагии (ныне в Музеях Московского Кремля).
Литературная деятельность
Автор «Повести о честнем житии царя и великого князя Феодора Иоанновича всея Русии»; посланий к царю Фёдору Ивановичу и царице Ирине Фёдоровне, царю Борису Фёдоровичу Годунову; грамот, поучений, писем. В своих сочинениях чётко разделял духовное и светское начала, утверждая, что «два великия начала от Бога установлены в мире: священство и царство». Тяготел к художественной манере митрополита Макария, с её панегирическими портретами, торжественной эмоциональностью, сложными синтаксическими конструкциями и стилем «плетения словес».
Первоначально был похоронен в соборе Успенского монастыря в Старице, в 1652 г. перезахоронен в Успенском соборе Московского Кремля.
Канонизация
По благословению патриарха Пимена и Священного Синода РПЦ имя патриарха Иова было включено в Собор Тверских святых (1979), общерусское почитание установлено на Архиерейском соборе РПЦ (1989). Дни памяти – 19 июня, 5 апреля (перенос мощей в 1652) ст. ст., в Соборах Ростовских святых (23 мая ст. ст.), Тверских святых (1-е воскресенье после 29 июня ст. ст.), Московских святителей (5 октября ст. ст.) и Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).