Майков Василий Иванович
Ма́йков Васи́лий Ива́нович [1728, Москва – 17(28).6.1778, там же], русский поэт.
Дворянин. Регулярного образования не получил. С 1747 г. (формально с 1742) состоял на службе в лейб-гвардии Семёновском полку в Санкт-Петербурге. Выйдя в отставку с чином гвардии капитана (декабрь 1761), поселился в Москве, сблизился с кружком М. М. Хераскова, в его журналах «Полезное увеселение» (1762) и «Свободные часы» (1763) напечатал свои первые стихотворения (эклога «Цитемель», духовная ода «Страшный суд» и др.). Ироикомическая поэма Майкова «Игрок ломбера» (1763), где высоким слогом излагались правила карточной игры, принесла ему первый успех. В 1766–1767 гг. 2-й товарищ московского губернатора. В 1768 г. переехал в Санкт-Петербург, участвовал в работе Комиссии нового уложения. В 1770–1775 гг. прокурор Военной коллегии. В 1775 г. вернулся в Москву, получил чин бригадира и должность главного члена в конторе Мастерской и Оружейной палаты.
В литературной деятельности проявил себя как последователь А. П. Сумарокова (в литературных полемиках всегда выступал на его стороне, адресовал ему два своих программных стихотворения – «Ода о суете мира», 1774, и «Ода о вкусе...», 1776). Сборник В. И. Майкова «Нравоучительные басни» (часть 1–2, 1766–1767) отмечен влиянием «притч» (поэтических басен) Сумарокова с их просторечной фразеологией. Трагедии Майкова – «Агриопа» (поставлена в 1769, издана в 1775) и «Фемист и Иеронима» (издана в 1775) – продолжают традицию сумароковской трагедии. В «Одах духовных» и «Одах торжественных», составивших две части сборника Майкова «Разные стихотворения» (1773), при наличии элементов «витийственного» одического стиля, доминирует установка на рационалистическую ясность, свойственную поэтам сумароковской школы. В то же время Майков, в отличие от Сумарокова, в лирике развивал нравственно-религиозную проблематику, связанную с масонскими идеями: философические оды «Ищущим мудрости», «Счастие», «Ода преосвященному Платону… о бессмертии души в рассуждении бесконечных наших желаний» (все – 1778) и др.
Самое известное сочинение В. И. Майкова – ироикомическая поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771) о столичных похождениях пьяного ямщика Елисея, возмущённого жадностью откупщиков. В поэме сочетаются черты пародии (на переведённую В. П. Петровым 1-ю песнь «Энеиды» Вергилия), социальной сатиры, направленной против системы винных откупов, и чистого комизма, имеющего фольклорные истоки (по замечанию А. С. Пушкина, «Елисей истинно смешон»).
Другие сочинения В. И. Майкова: комические оперы «Любовник-колдун» (поставлена в 1772, музыка по мотивам русских народных песен; издана в 1779) и «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (поставлена в 1777, музыка И. Керцелли), одноактная «драма с музыкой» «Пигмалион, или Сила любви» (издана в 1779), незавершённая героическая поэма из эпохи Смутного времени «Освобождённая Москва» (1772–1773, издана в 1867), вольные стихотворные переложения отрывков из «Метаморфоз» Овидия (1762–1763), дидактической поэмы Фридриха II Великого «Военная наука» (1767), трагедии Вольтера «Меропа» (1775).