Клейн Роман Иванович
Клейн Рома́н Ива́нович (Роберт Юлиус Клейн) [19(31).3.1858, Москва – 3.5.1924, там же], российский архитектор, рисовальщик; академик Императорской академии художеств (ИАХ; 1907). Действительный статский советник (1912).
Сын купца 1-й гильдии Ивана Макаровича Клейна (1816–1891) и Эмилии Ивановны (урождённой Шмидт). Лютеранин. Посещал курсы архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1873–1874). Учился в Императорской Академии художеств (1877–1882; окончил со званием классного художника 3-й степени по архитектуре). В 1875–1877 гг. работал младшим чертёжником в мастерских В. О. Шервуда (по строительству Исторического музея) и И. А. Монигетти. Как рисовальщик создавал торговые эмблемы и оформление товарных упаковок. В 1882–1884 гг. совершил пенсионерскую поездку, в ходе которой произвёл обмеры храмов Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, в Париже работал в мастерской Ш. Гарнье (помогал в разработке проектов исторических жилищ различных народов для Всемирной выставки 1889), от которого воспринял любовь к французской архитектуре 16–18 вв.
В 1885–1887 гг. помощник в ряде архитектурных мастерских. С середины 1880-х гг. работал преимущественно по частным заказам; спроектировал большое количество построек в Москве и Подмосковье, отразивших все основные исторические стили эпохи.
В неоренессансных формах решено большинство построенных Клейном в Москве особняков: В. А. Морозовой на Воздвиженке (1886–1888), Х. Б. Высоцкой в Огородной слободе (1900–1901; 1910), собственный дом в Олсуфьевском переулке в Хамовниках (1889, 1896; не сохранился), здание конторского и торгового дома «Варваринское подворье» (1890–1892), здание картинной галереи фабрики К.-М. Жиро (1904–1905); также ряд доходных домов – врача Л. Э. Адельгейма на Страстном бульваре (1886), С. В. Перлова на Мясницкой улице в Москве с магазином колониальных товаров «Чайный дом» (1890–1893, по проекту 1885; фасад и интерьеры завершены в 1895–1896 в «китайском стиле» по проекту, переработанному архитектором К. К. Гиппиусом), Товарищества виноторговли К. Ф. Депре на Петровке (1895–1898) и др.
Работы в русском стиле – Средние торговые ряды в Москве (1891–1894), трапезная, дом С. В. Перлова и игуменский корпус в Казанской Амвросиевской женской пустыни близ деревни Шамордино Калужской области (1893), Спасская церковь на Занарском кладбище в Серпухове (1893–1896), в неовизантийском стиле – церковь Всех Святых в Высоцком монастыре в Серпухове (1896, усыпальница Коншиных); в неорусском стиле – часовня-усыпальница семьи Левченко в Донском монастыре (1900-е гг.). В формах необарокко решена церковь Святых жён-мироносиц в Серпухове (1880–1896, не сохранилась). В 1914 г. в духе эклектики Клейн реконструировал здание Московского купеческого банка на Ильинке.
Стиль модерн на творчество Клейна повлиял слабо, отразившись наиболее явно в облике таких построек, как торговый дом М. Я. Масленникова (1900-е гг., не сохранился) и доходный дом Г. А. Кеппена (1907–1914). Приёмы модерна у Клейна сочетаются с неоготическими (магазин торгового дома «Мюр и Мерилиз», 1906–1908), неоренессансными (дом Серпуховского городского общества, 1904–1906) либо с неоманьеристическими (особняк И. И. Некрасова в Хлебном переулке в Москве, 1906).
Наибольшую известность Клейну принесли постройки в стиле неоклассицизма, прежде всего здание Музея изящных искусств имени императора Александра III (1898–1912, ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) – самое крупное произведение зодчего, где он также проявил себя как талантливый мастер интерьеров, воссоздающих различные исторические эпохи и одновременно функционально оправданных. Для разработки и уточнения проекта командирован в музеи Германии, Франции, Италии и Англии (1897–1898), к древним памятникам Италии, Греции и Египта (1899–1900; познакомился с учёными, которые затем помогли получить для музея слепки с произведений скульптуры). За проект музея Клейн получил Золотую медаль и звание академика ИАХ (1907).
Другие его неоклассицистические произведения – храм-усыпальница князей Юсуповых и графов Сумароковых-Эльстон в Архангельском (1909–1916, совместно с Г. Б. Бархиным), здание Педагогического института и реального училища (1909–1911), Бородинский мост (1911–1913, в соавторстве с инженерами Н. И. Осколковым и М. И. Щёкотовым, архитекторами Г. Б. Бархиным и А. Д. Чичаговым; перестроен в 1952–1953, 1999–2001), здания кинематографа И. М. Тимонина «Колизей» в Москве (1912–1914, в соавторстве с Бархиным; ныне Московский театр «Современник»), Геологического и Минералогического институтов Московского университета (1913–1918).
Много строил для фабриканта П. Г. Шелапутина, с которым в 1896 г. основал «Товарищество владельцев Охотнорядских и прочих домов». Мастер промышленной архитектуры (реконструкция Трёхгорного пивоваренного завода, 1900–1910-е гг.; и др.).
Член Московского архитектурного общества (с 1893; в 1895 организовал Выставку строительных материалов). Член Комитета по устройству в Москве Музея 1812 г., Совета Третьяковской галереи и других советов. В 1909–1917 гг. гласный Московской городской думы, в 1909–1916 гг. руководил в ней Жилищно-строительной комиссией. Товарищ председателя Комиссии по городскому благоустройству. После Февральской революции 1917 г. – товарищ председателя Комиссии по приёму, охране и заведованию дворцовым имуществом в Москве. Составил проект устройства в Московском Кремле музейного городка (не осуществлён). В 1918–1924 гг. работал штатным архитектором Музея изящных искусств и Исторического музея. В 1922–1923 гг. – заведующий строительным бюро по постройке московских ипподромов. Член правлений постройки железной дороги Казань – Екатеринбург и Северной железной дороги. В 1924 г. руководил проектным бюро в акционерном обществе «Стандарт» при Наркомтруде.
Проекты 1920-х гг. (в том числе рабочих посёлков, школ, здания акционерного общества «Аркос» на углу Ильинки и Большого Черкасского переулка, 1924) остались неосуществлёнными.
Профессор Рижского политехнического института (1916–1918), Московского высшего технического училища (с 1918). Среди учеников его мастерской – Г. Б. Бархин, К. К. Гиппиус, Г. П. и Н. П. Евлановы, П. А. Заруцкий, И. И. Нивинский, И. И. Рерберг, А. Д. Чичагов.
С молодости увлекался игрой на фортепиано.
Был дважды женат: 1-м браком (с 1884) на Наталии Андреевне, урождённой Бек (ум. 1911); 2-м браком (с 1913) – на Надежде Николаевне Шмыткиной, урождённой Папуш.
Похоронен на Введенском кладбище.