Николай Мирликийский
Никола́й Мирлики́йский (Николай Угодник, Николай Чудотворец) (2-я половина 3 в., г. Патара, римская провинция Ликия, ныне в окрестностях посёлка Гелемиш, Турция – середина 4 в., г. Миры в Ликии, ныне г. Демре, Турция), архиепископ г. Миры, христианский святой.
Тексты о Николае Мирликийском
Древнейшим текстом о Николае Мирликийском является сочинение «Деяния о стратилатах» (до середины 6 в.), дошедшее в 5 редакциях. Известен энкомий (похвальное слово) о нём святого Андрея Критского (начало 8 в., подлинность оспаривается; энкомий патриарха Константинопольского Прокла является псевдоэпиграфом).
Первое полное житие Николая Мирликийского написано в конце 8 – начале 9 вв. Михаилом Архимандритом, вероятно, на основе чудес, рассказывавшихся при храме на месте погребения святого в Мирах. Уже в 9 в. это житие широко распространилось и подверглось различным переработкам (например, «Энкомий Мефодия», первое латинское житие Николая Мирликийского, созданное Иоанном, диаконом Неаполитанским).
В 10 в. к житию Николая Мирликийского с целью его обогащения были добавлены некоторые элементы из жития другого Николая, жившего в Ликии в 6 в., бывшего настоятелем Сионского монастыря близ Мир и епископом г. Пинара. Это соединение легло в основу житий 10 в., в том числе жития, написанного святым Симеоном Метафрастом, которое впоследствии стало основным в греческой традиции. В средневизантийское время на основе сюжетов жития Николая Мирликийского созданы апокрифические «Хождения Николая».
В славянской традиции в качестве основного жития Николая Мирликийского бытовали Житие Николая Сионского, а также «Сказание о стратилатах», Метафрастово житие и «Хождения Николая». Описания посмертных чудес святителя были распространены как в виде отдельных текстов, так и в составе сборников, особенно на греческом и славянском языках.
Жизнеописание
Согласно житию, написанному Михаилом Архимандритом, Николай Мирликийский родился в христианской семье, был единственным ребёнком. Получил хорошее образование. После смерти родителей занимался в Патарах делами благотворительности, в частности тайно подбросил своему обедневшему соседу 3 мешочка с золотом, чтобы спасти его дочерей от занятия проституцией.
Благодаря чудесному знамению собор ликийских епископов поставил его в епископы г. Миры напрямую из мирянина, что соответствовало реалиям 4 в. Николай Мирликийский ревностно защищал христианскую веру от ересей, прежде всего арианства, и боролся с язычеством, в частности разрушил храм Артемиды Элевтеры в Мирах. Энкомий Андрея Критского упоминает об обращении Николаем Мирликийским маркионитского епископа Феогния. Константинопольский синаксарь и Симеон Метафраст сообщают о длительном заключении Николая Мирликийского в тюрьме при императоре Диоклетиане. Те же источники упоминают об участии Николая Мирликийского в I Вселенском соборе (325): его имени нет в древнейших списках участников собора, но оно присутствует в «Трёхчастной истории» Феодора Чтеца (6 в.).
Рассказ о нанесённой Николаем Мирликийским пощёчине ересиарху Арию и о чудесном избавлении от наказания за это фиксируется только в поздне- и поствизантийскую эпоху (например, в житии Николая Мирликийского, написанном Дамаскиным Студитом). Николай Мирликийский деятельно заботился о бедных и часто страдавших от голода жителях Ликии. Более всего он известен как помощник попавшим в беду. В «Деяниях о стратилатах» описывается спасение им трёх граждан Мир, несправедливо приговорённых к казни, а затем трёх константинопольских военачальников (стратилатов): Непотиана, Урса и Герпилиона. Двое первых зафиксированы документально как консулы в 336 и 338 гг. Известно также чудо спасения моряков от бури по молитве Николая Мирликийского.
Умер святитель в преклонном возрасте, был похоронен за стенами Мир. Чрезвычайно многочисленны посмертные чудеса Николая Мирликийского: помощь утопающим, спасение из плена, исцеление и наказание от его икон, вознаграждение его почитателей.
Почитание
Сразу после кончины Николая Мирликийского его тело начало источать благовонное миро и стало объектом паломничества. В 6 в. над его могилой была построена базилика (современный храм начала 9 в.). Мощи Николая Мирликийского хранились в Мирах до 1087 г., когда их похитили жители итальянского г. Бари. Оставленные в Мирах частицы костей в 1099–1101 гг. забрали венецианцы. Тождество этих частей останков Николая Мирликийского подтвердили антропологические экспертизы в 1957 и 1987 гг. Множество частиц мощей Николая Мирликийского распространено по всему христианскому миру. После перенесения мощей Николая Мирликийского в Бари этот город стал центром почитания святителя. Его мощи продолжают мироточить.
Николаю Мирликийскому посвящено большое количество гимнографических памятников (особенно много канонов ему было написано в 9 в. Иосифом Гимнографом), а также храмов и часовен; существуют его многочисленные иконографические изображения.
В народной традиции он почитается как покровитель моряков, рыбаков, портных, ткачей, мясников, купцов, мельников, каменотёсов, пивоваров, аптекарей, парфюмеров, адвокатов, школьников, девушек, путешественников. В раннее Новое время из нидерландского обычая дарить детям булки в день памяти Николая Мирликийского 6 декабря родился образ Санта-Клауса; с голландскими эмигрантами это представление широко распространилось в Северной Америке.
Наиболее чтимым святым Николай Мирликийский является в русской церковной традиции: ему посвящено множество храмов, монастырей, с его именем и иконами связывается большое количество чудес начиная уже с 11 в.
Дни памяти Николая Мирликийского по календарю Русской православной церкви – 6(19) декабря (день кончины) и 9(22) мая (перенесение мощей в Бари); по календарю Римско-католической церкви – 6 декабря.
Иконография в восточнохристианском искусстве
Образ Николая Мирликийского принадлежит к наиболее почитаемым и распространённым в восточнохристианском искусстве. Традиционно он изображается в святительских облачениях (в стихаре, фелони и с омофором), в рост или по пояс. Правой рукой он благословляет, в левой держит кодекс Евангелия – чаще закрытый, иногда открытый (например, на фреске из церкви Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, около 1112, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ, или на житийной иконе из церкви Богоматери Перивлепты в Охриде, середина 14 в., Галерея икон, Охрид), чем подчёркиваются соизмеримые с апостольскими заслуги святого Николая в деле проповеди христианства. По крайней мере с 12 в. он нередко представлен в крещатой фелони – полиставрионе, например в росписи апсиды церкви Святых Бессребренников в Кастории (1170-е – 1180-е гг.) или на миниатюрной мозаичной иконе «Четыре святителя» (начало 14 в., Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Характерные физиогномические черты святого (высокий с залысинами лоб, аскетического типа лик, седые волосы и короткая скруглённая борода) стали каноническими не сразу: в памятниках 7–10 вв. внешность святителя Николая существенно варьировалась. Он мог изображаться с длинной заострённой бородой (на створке триптиха из монастыря Святой Екатерины на Синае, 7–8 вв.), с полным округлым и, по-видимому, безбородым ликом (печать эпарха Николая, 2-я половина 9 в., собрание Дамбартон-Окс, Вашингтон) или тёмно-пепельными волосами (икона из монастыря Святой Екатерины на Синае, конец 10 – начало 11 вв.).
Устойчивый тип облика этого святого сформировался в византийском искусстве к 10–11 вв. (Минологий Василия II, 976–1025, Библиотека Ватикана; икона «Деисус со святителем Николаем» из монастыря Святой Екатерины на Синае, 11 в.; мозаика в кафоликоне монастыря Осиос-Лукас в Фокиде, 1030-е – 1040-е гг.; мозаика и фрески Святой Софии Киевской, 1040-е гг.), однако и в более позднее время эпизодически создавались «неклассические» образы святого (например, двусторонняя икона 1-й половины 13 в. из частного собрания в Афинах, на которой святитель Николай представлен темноволосым средовеком, см. Vassilaki. 2000. Cat. 35. P. 346–348).
В средневизантийский период иконография Николая Мирликийского обогащалась дополнительными смысловыми акцентами, подчёркивающими особую важность епископского служения святого и его статус одного из величайших отцов церкви. С 11 в. ростовой образ святителя Николая, представленный в трёхчетвертном повороте к храмовому престолу, включался в состав композиции «Служба святых отцов» в росписях алтарных апсид наряду с авторами литургии (Иоанном Златоустом и Василием Великим) и крупнейшими богословами (Григорием Богословом, Афанасием Великим и др.). Не позднее 11 в. получила распространение устойчивая иконографическая формула: центральный образ святого Николая фланкируют представленные в меньшем масштабе Спаситель и Богородица, протягивающие ему Евангелие и омофор соответственно (миниатюрная мозаичная икона 11 в. из монастыря Святого Иоанна Богослова на о. Патмос; 2-й слой росписей в церкви Успения Богородицы в Епископи, ном Эвритания, Греция, 11 в., Византийский и христианский музей, Афины). Впоследствии она была осмыслена как иллюстрация т. н. Никейского чуда – легендарного эпизода участия святого Николая Мирликийского в I Вселенском соборе (325). На нём святитель деятельно выступил против учения Ария, за что был заключён в темницу и лишён знаков епископского достоинства, возвращённых ему впоследствии Христом и Богоматерью.
Самый ранний из сохранившихся житийных циклов святого Николая представлен на двух фрагментах створки триптиха 11 в., один из которых находится в Синайском монастыре Святой Екатерины, а другой вмонтирован в более поздние царские врата в церкви расположенного рядом монастыря Сорока синайских мучеников. Уцелело 6 сцен («Поставление в диаконы», «Поставление в епископы», «Трое невинно осуждённых в темнице», «Явление во сне императору Константину», «Явление во сне эпарху Аблабию», «Преставление святого Николая»), однако, по предположению К. Вайцмана, их первоначальное число могло достигать 20 (Weitzmann. 1966. P. 6–11, fig. 4–5). С 12 в. житийные циклы святителя получили широкое распространение в монументальных росписях и иконописи в Византии и странах, находившихся под её культурным влиянием (икона 13 в. из церкви Святой Маргариты в г. Бише́лье, Апулия, ныне – Пинакотека имени К. Джакинто, Бари). По мнению ряда исследователей (Çorağan. 1999; Karakaya. 2005), самый ранний из сохранившихся житийных циклов святителя в монументальной живописи находится в южной усыпальнице базилики Святого Николая в Мирах Ликийских (ныне Демре, провинция Анталья, Турция). В числе других ранних памятников со сценами жития Николая Мирликийского: фресковые циклы в нартексе церкви Святого Николая ту-Касници в Кастории (последняя треть 12 в.) и жертвеннике храма Святой Софии в Монемвасии (конец 12 – начало 13 вв.), икона начала 13 в. из монастыря Святой Екатерины на Синае.
Количество, состав и интерпретация иллюстрируемых эпизодов варьируются; изображаются отдельные события из жизни святителя Николая, его прижизненные деяния и посмертные чудеса. При этом внутри изобразительного повествования выделяются самостоятельные «подциклы» из нескольких объединённых общим сюжетом композиций; наиболее популярными из них являются «Деяние о стратилатах», «Деяние о трёх девицах» и «Спасение Василия из сарацинского плена».
Образ в древнерусском искусстве
На Руси большую популярность приобрели особые иконографические изводы, восходящие к чтимым чудотворным образам и часто именуемые по месту их обретения. Иконографический тип Николы Зарайского представляет святого в рост, в полном епископском облачении, с разведёнными в стороны руками: правой рукой он благословляет, в левой держит Евангелие. Эта иконография, возникшая, вероятно, под влиянием изображений святого Николая в позе оранта и акцентирующая аспект литургического служения святителя, относительно редко встречается в византийских памятниках, однако уже с 14 в. широко распространена в древнерусском искусстве (изображение на оборотной стороне ковчега-мощевика 1-й половины 14 в., Музеи Московского Кремля; икона начала 14 в. из Никольской церкви в деревне Озерёво Ленинградской области, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ; икона «Святитель Николай Чудотворец с апостолом Филиппом» из Ильинской часовни в деревне Телятниково близ Кижей, 1-я половина 14 в., ГТГ, и др.). Эпитет «Зарайский» впервые применён к памятникам такого типа, созданным в конце 16 в.; впоследствии это наименование распространилось (в том числе ретроспективно) на все образы святого Николая с аналогичной иконографией. Предполагается, что прототипом для этого извода послужил почитаемый образ святителя, перенесённый из Корсуни (Херсонес, ныне в черте г. Севастополь) в Рязанское княжество в начале 13 в. и прозванный «Зарайским» («Заразским») по месту своего нахождения в урочище Заразы (предание зафиксировано в «Сказании о перенесении образа Николы чудотворца из Корсуня в Рязань», 16 в.).
Так называемый Никола Можайский (Никола Ратный) представляет собой ростовой образ святого с разведёнными в стороны руками: в правой он держит поднятый клинком вверх меч, а в левой – модель города-крепости. Наиболее ранним и, по всей вероятности, исходным образцом этого иконографического типа является происходящая из Можайска деревянная статуя 14 в. (ГТГ), первое упоминание которой относится к 1495 г. Сначала она находилась в нише над въездными деревянными воротами города, а затем – в Никольском приделе надвратной церкви Воздвижения, где помещалась в специально изготовленном киоте. С рубежа 15–16 вв. чтимое скульптурное изображение Николы Можайского воспроизводится как в многочисленных деревянных резных репликах, так и в иконах, на которых представлено вместе с киотом (например, икона конца 15 в., частное собрание, см. Святитель Николай Чудотворец. Иконы XIII–XIX веков. 2022. Кат 10. С. 37; иконы «Никола Можайский с житием», начало 16 в., ГТГ; «Никола Можайский, с праздниками и избранными святыми», конец 15 – начало 16 вв., частное собрание, см. Служение красоте. 2015. Кат. 24. С. 172–177).
Характерная особенность т. н. Великорецкого образа святого Николая – равновеликий масштаб средника с поясным изображением святителя и восьми окружающих его клейм, житийное повествование в которых начинается не с рождения Николая, а с приведения его в учение. Согласно составленным в 17 в. «Повестям о Великорецкой иконе Святителя Николая», чудотворная икона явилась крестьянину Семёну Агалакову на реке Великой (на месте села Великорецкое Кировской области) в 1383 г. (дата легендарная; по мнению большинства исследователей, это событие следует относить к концу 15 – началу 16 вв.). Долгое время чтимый образ (представлявший собой, вероятно, одиночное поясное изображение святого Николая) находился в селе Великорецком; в середине 16 в. он был перенесён в г. Хлынов (ныне Киров), где и получил раму с клеймами. Этот иконографический извод приобрёл большую популярность после того, как пострадавшая в пожаре чудотворная Великорецкая икона была в 1555 г. перевезена для поновления в Москву, а затем возвращена в Хлынов; по пути следования с неё повсеместно создавались многочисленные списки «в меру и подобие» (например, икона середины 16 в., Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Москва). Состав сюжетов в житийных клеймах на иконах Николая Великорецкого варьируется; существуют также одиночные поясные образы святого с этим эпитетом.
Помимо пользовавшихся общерусским почитанием иконографических изводов, на Руси создавались памятники оригинальной иконографии, не получившей впоследствии широкого распространения, среди них – имеющий новгородское происхождение и известный по нескольким репликам образ «Святитель Николай, с ангелами и чудесами» (икона середины 16 в., ГТГ, и др.). Характерный абрис поясного изображения святого Николая, вероятно, восходит к чудотворной иконе «Никола "круглая доска"», по преданию, приплывшей в Новгород из Киева в 1113 г. (находилась в Николо-Дворищенском соборе в Великом Новгороде, перевезена царём Иваном III Васильевичем в Москву, сгорела в пожаре в 1627 в Московском Кремле).
В древнерусском искусстве часто изображались сцены тех чудес, обращения к которым в памятниках других регионов византийского мира единичны. Так, сцена «Чудо о ковре» известна по византийским произведениям 13 в. (например, в росписях притвора Боянской церкви близ г. София, 1259), однако наибольшее распространение она получила в древнерусской иконописи начиная с 14 в. Среди наиболее ранних примеров – житийные иконы из села Павлово близ Ростова и из собора Иоанна Богослова в Коломне (обе – 2-я половина 14 в.), из Введенской церкви в Ростове (конец 14 в., все – ГТГ), из собрания Н. И. Репникова (конец 14 в., ГРМ). Сцена перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бари, неизвестная по византийским памятникам, появилась на русских иконах во 2-й половине 14 в. (вышеупомянутая икона из собора Иоанна Богослова в Коломне).
В клеймах древнерусских икон встречаются также композиции, иллюстрирующие местные сказания о чудесах святого Николая, например «Чудо о киевском младенце» (икона из Никольского собора Николо-Угрешского монастыря , ныне г. Дзержинский Московской области, конец 14 в.; икона «Святитель Николай Чудотворец, с житием» из утраченной церкви Успения на Остоженке в Москве, конец 14 – начало 15 вв., обе – ГТГ) и «Чудо о половчанине» (икона конца 14 в. из церкви Бориса и Глеба в Плотниках в Великом Новгороде, Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник).
Разные аспекты почитания Николая Мирликийского (как заступника и ходатая за человеческий род, целителя и помощника в бедах, защитника государства от врагов, образцового священнослужителя и др.) раскрываются в многочисленных, имеющих разнообразную композиционную структуру произведениях, на которых он представлен вместе с другими святыми – общехристианскими или местными. Исключительно важное место, отводившееся святителю Николаю, нашло отражение в особом типе композиционного построения икон: центральный, выделяющийся по масштабу его образ окружают более миниатюрные поясные или ростовые изображения избранных святых. Подобного рода памятники известны в Византии (икона «Святитель Николай, с избранными святыми на полях», конец 10 – начало 11 вв., стеатитовая икона 11 в. с его ростовым образом, вставленная в живописное обрамление конца 13 – 14 вв., образ святого Николая с житием и рамой с деисусом и избранными святыми, 2-я половина 13 в., все – монастырь Святой Екатерины на Синае), однако чаще встречаются в древнерусском искусстве: иконы «Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский), с деисусом и избранными святыми» из Михайло-Архангельского Великоустюжского монастыря (конец 15 в., Великоустюжский районный краеведческий музей); «Святой Николай Чудотворец с деисусом и избранными святыми» из церкви Богоматери Одигитрии в Ростове (начало 16 в., Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»).
В 15–16 вв. в среднерусских и северных землях широкое распространение получили иконы с оплечным образом святителя в среднике, деисусом вверху и фронтальными поясными изображениями святых на полях, например икона из Мироносицкой церкви во Владимире (конец 15 – начало 16 вв., Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Суздаль), образ из часовни Святой Варвары в деревне Есино Медвежьегорского района республики Карелия (1-я половина 16 в., ГРМ), икона из церкви Рождества Христова в селе Цылиба Ленского района Архангельской области (1-я половина 16 в., Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др. Вероятно, они воспроизводили чтимый образец, сведения о котором не сохранились.
В отдельных случаях значимость образа святого Николая наглядно подчёркивается посредством намеренного нарушения изобразительного канона: так, на иконе «Сошествие во ад, с деисусом и избранными святыми» (1-я треть 15 в., ГРМ) Николай Мирликийский помещён в центр деисусной композиции, занимая традиционное место Спаса Вседержителя.
Иконография в западноевропейском искусстве
В западноевропейском искусстве до 14 в. Николай Мирликийский изображался в традиционном византийском епископском облачении, с омофором, без специальных атрибутов (фреска римской школы со святыми Николаем, Себастьяном, Эгидием и Петром, 11 в., Галерея Корсини, Рим), позднее – с епископским посохом и/или в митре, а также с кодексом (триптих «Богоматерь с Младенцем и святыми Матфеем и Николаем» Б. Дадди, 1328, галерея Уффици, Флоренция). Другие атрибуты святого Николая – прежде всего 3 золотых слитка в форме шаров или цилиндров («Полиптих Кваратези» Джентиле да Фабриано, 1425, Уффици; фреска Б. Гоццоли в церкви Сант-Агостино в Сан-Джиминьяно, 1465–1466) или трое освобождённых им юношей (последователь Г. Давида, около 1515, Национальная галерея, Лондон; на обороте – изображение святого Павла с женщиной-донатором). До 16 в. Николай Мирликийский изображался в составе сцен «святого собеседования», преимущественно в полиптихах (одна из частей полиптиха Чекко ди Пьетро, около 1386, Музей Пти-Пале, Авиньон), с 16 в. – в самостоятельных произведениях (алтарный образ Л. Лотто «Святой Николай во славе со святыми Иоанном Крестителем и Лючией», 1527–1529, церковь Санта-Мария-деи-Кармини, Венеция).
Наиболее популярные сцены жития святого («Святой Николай подбрасывает три золотых слитка в комнату трёх девушек-бесприданниц», «Спасение моряков», «Спасение трёх невинно осуждённых юношей», «Сон Константина об осуждённых военачальниках», «Паломники у гробницы святого Николая» и др.) в Средние века встречались в миниатюрах менологиев и мартирологов (Цвифальтенский мартиролог, 1130, Городская библиотека, Штутгарт), скульптурном декоре соборов (базилика Святого Николая в Бари, 12 в.), витражах (соборы Шартра и Буржа, 13 в.), фресковых циклах [капелла Святого Николая в Нижней церкви Святого Франциска в Ассизи, созданные последователем Джотто (предположительно Пальмерино ди Гвидо), 1307–1310] в виде отдельных эпизодов или циклов из 3–5 сцен. В живописи итальянского Проторенессанса и европейского Возрождения (в том числе Северного) житийные сцены встречаются в пределлах алтарных образов (пределлы «Перуджийского алтаря», или «Полиптиха Гвидалотти», Фра Анджелико, около 1437 или около 1447–1449, ныне в Национальной галерее Умбрии, Перуджа, и Ватиканской пинакотеке; пределла «Алтаря святой Анны» Г. Давида, около 1500–1520, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) и на боковых створках триптихов (например, частично утраченного триптиха кисти А. Лоренцетти, Уффици, 1-я половина 1330-х гг.).
После Тридентского собора сцены жития святого Николая стали темами самостоятельных алтарных образов («Святого Николая поставляют в епископы Мир Ликийских» П. Веронезе, 1580–1582, Галерея Академии, Венеция).