Благовещенский собор Московского Кремля
Благове́щенский собо́р Моско́вского Кремля́, памятник древнерусской архитектуры и живописи, бывший великокняжеский и царский домовый храм. Построен псковскими зодчими в южной части центральной площади Московского Кремля в 1484–1489 гг.
История храмов конца 13 – начала 15 вв.
Современному Благовещенскому собору предшествовали несколько одноимённых храмов. Согласно позднему и явно недостоверному «Сказанию о начале Москвы», сохранившемуся, по указанию А. Д. Черткова, в одной из новгородских летописей 17–18 вв. (Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. 1851. С. 29), первая деревянная Благовещенская церковь возведена в Москве в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном князя Александра Ярославича Невского.
По всей видимости, первый и уже каменный храм в честь Благовещения построен в Москве во 2-й половине 14 в. (Алешковский. 1973. С. 88). Церковь была бесстолпной, одноглавой, одноапсидной, на высоком подклете, близкой к раннемосковским бесстолпным храмам типа церкви Николая Чудотворца в селе Каменском. От этого строительного периода сохранился подклет, включённый в расширенное основание современного здания собора. По результатам натурных исследований подклета 2005–2007 гг. большинство специалистов приняли дату 1360-е гг. (Евдокимов. 2011. С. 77), но также есть версия строительства в 1390-х гг., основанная на упоминании в летописи византийской иконы «Спас в белорисцех», поставленной в храме в 1397 г. (Ярош. 2007. С. 11). Также сохранились фрагменты резного белокаменного декора, вторично использованные в кладке нижнего яруса при перестройке в 1416 г.: деталь архивольта с ромбовидной сеткой и блоки нижней части капители фасадной лопатки, которые близки к декору собора Рождества Богородицы в Суздале и Успенского собора на Городке в Звенигороде (Евдокимов. 2011. С. 77).
В 1405 г. храм был расписан Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублёвым [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 8. Москва, 2001. С. 77]. Этот этап работ упомянут в Троицкой летописи: «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гръчин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю» (Присёлков. 1950. С. 459). Также эта роспись упоминается в письме Епифания Премудрого некоему Кириллу Тверскому 1410-х гг.: «… в каменной церкви во святом Благовещении корен Иесеев и Апоколипьсий также исписавый» (список 2-й половины 17 в. в Российской национальной библиотеке. Соловецкое собрание. № 1474–15. Л. 130–132). Вероятно, композиция «Древа Иессеева», широко распространённая в 15 в., помещалась на западной стене и сочеталась с изображениями ктиторов. Можно предположить, что в небольшом храме проиллюстрирован момент теофании, торжественного видения Божества, позже развившийся в иконографию «Христос во славе», или «Спас в Силах» (Качалова. 2003. С. 9).
Следующий строительный этап датируется 1416 г. Предыдущее здание разобрали до подклета, который был расширен и укреплён, после чего на нём возвели новый белокаменный храм, превосходивший предыдущий по размерам. Этот этап строительства упомянут в Софийской второй летописи (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. 2001. Стб. 42–43) и в Львовской летописи (ПСРЛ. Т. 20. 2005. С. 231), однако вплоть до 1960-х гг. игнорировался в научной литературе (Воронин. 1962. С. 245). Современными исследователями перестройка церкви в 1416 г. считается неоспоримым фактом (Алешковский. 1973; Евдокимов. 2011). Храм был четырёхстолпный, трёхапсидный, с хорами, равный по размеру центральной части существующего собора, близкий по формам церкви Рождества Богородицы на Сенях в Московском Кремле и Успенскому собору на Городке в Звенигороде (Качалова. 1990. С. 8). Храм соединялся с великокняжескими хоромами, специальная лестница вела к Набережным сеням. В дьяконнике располагался придел, посвящённый святому Василию Кесарийскому – небесному покровителю князя Василия I Дмитриевича (Качалова. 1990. С. 16). В храме проводились домашние богослужения. Его также расписали, дата работ и их авторство в источниках не зафиксированы, но в связи со следующей перестройкой храма в Софийской первой и других летописях упоминается, что разобранная церковь была «подписана» (ПСРЛ. Т. 6. 1853. С. 235).
Во время археологических и реставрационных работ 1914, 1960–1972, 2006–2009 гг. обнаружены обломки каменных блоков с фрагментами живописных изображений т. н. полотенец, фонов, фигур и одежд. Фрагмент с изображением трёх мужских голов, найденный в 1914 г. (передан в Исторический музей), определён И. Я. Качаловой как деталь фрески «Тайная вечеря» 1-й четверти 15 в. круга Андрея Рублёва (Византия. Балканы. Русь. 1991. С. 264). Семь фрагментов с орнаментами, найденные В. И. Фёдоровым в 1960–1972 гг. (Фёдоров. 1974. С. 112–131), по мнению М. А. Орловой, относятся к трём разным периодам росписи собора: в 1405, 1416 гг. и во 2-й половине 15 в. (Орлова. 1999. С. 20–29). В. Д. Сарабьянов отнёс эти фрагменты к 1416 г. (Сарабьянов. 2011. С. 173). Более многочисленны фрагменты, найденные в 2006–2009 гг. Среди нескольких сотен фрагментов только два – три можно связать с постройкой 14 в., остальные В. Д. Сарабьянов определил как относящиеся к постройке 1416 г. и связал с кругом Андрея Рублёва. К ним относятся 20 фрагментов декора цоколя в виде фриза т. н. полотенец, украшенных орнаментальными медальонами; детали с изображением арок, семь фрагментов с элементами фигур, которые невозможно идентифицировать. Близость этих фрагментов к аналогичным деталям росписи храма Успения на Городке в Звенигороде (около 1400) даёт основание предположить, что собор 1416 г. расписан артелью мастеров под началом Андрея Рублёва (Сарабьянов. 2011. С. 177).
Архитектура современного собора
Подклет
Центральная часть подклета с квадратным в плане помещением (приблизительно 7 × 7 м) и примыкающей апсидой (шириной 4 м) датируется 1360-ми гг., а возведённые по её периметру двухметровые стены исследователи относят к 1416 г. (Алешковский. 1973. С. 83, 93–95). Подклет со сводами выложен из грубо отёсанных крупных блоков белого камня; массивный столп в центре поддерживает арки, несущие коробовые своды, в углах основного помещения сделаны массивные прикладки (прямоугольные в плане столбы-укрепления) для опоры столпов верхнего храма. Отсутствие декоративных элементов и грубая обработка камня указывают на то, что подклет был служебным помещением; его использовали для хранения великокняжеской казны.
Центральная часть
Создание современного собора относится ко времени перестройки Московского Кремля великим князем Иваном III Васильевичем. Предыдущую церковь разобрали по подклет в 1482–1483 гг., в забутовке использовались каменные блоки предыдущих построек.
Новое здание заложено 6 мая 1484 г. и завершено в 1489 г. (ПСРЛ. Т. 6, вып. 2. 2001. С. 235; Т. 12. С. 350; Т. 18. С. 194). Существовало мнение, что собор построен московскими зодчими (Максимов. 1967. С. 13–18). Но по летописным свидетельствам, храм возведён псковскими мастерами, которые приехали в Москву, чтобы дать экспертное заключение по обрушению Успенского собора Московского Кремля, а позже построили в Москве 15 церквей, в том числе церковь Ризоположения в Кремле и Духовскую церковь Троице-Сергиевой лавры. Большинство исследователей (А. И. Комеч, Г. И. Вздорнов, М. А. Ильин) уточняют, что псковичи в значительной мере подчинились формам и художественному языку московской архитектуры, что было вполне естественно, т. к. они выполняли заказ великого князя московского.
Храм крестово-купольный, четырёхстолпный, имеет три пониженные апсиды, первоначально трёхкупольный (центральная глава над основным объёмом, боковые над дьяконником и жертвенником). Выстроен из кирпича на высоком белокаменном подклете. Собор невелик, т. к. имел статус домового храма (до 1635) и предназначался для семейных церемоний великокняжеского и затем царского дома. Архитектурный облик собора сочетает в себе черты псковской школы (Комеч. 2003. С. 159) и раннемосковского зодчества. Мотивы резного декора по составу характерны для псковской архитектуры, а по стилистической трактовке (более регулярной, с доминирующей вертикальной ориентацией) – для московского зодчества. Стены расчленены лопатками на три прясла (центральные прясла более высокие и широкие, чем боковые), в которых помещены резные киоты (сохранился киот на западной стене, оформленный полуколонками с бусинами и килевидным завершением). Стены основного объёма украшены аркатурным поясом (оригинальный пояс заменён во время реставрации 1863–1867). Прясла завершаются килевидными закомарами. В центральной части храма применена ступенчатая система арок, что стало причиной появления ряда кокошников в основании центральной главы. Окна центрального барабана обрамлены профилированными арками на полуколонках с бусинами и снопообразными капителями, над ними помещён тройной резной поясок из двух полос поребрика, окаймляющих полосу бегунца; венчает всю композицию пояс тройных полуциркульных нишек. Барабаны двух малых глав декорированы арочным поясом (арки на полуколонках чередуются с двойными арочками, соединёнными рельефной гирькой), над ними пояс поребрика и полуциркульных нишек. Апсиды декорированы аркатурным поясом на витых полуколонках, который был произвольно добавлен при реставрации 1863 г. (Вздорнов. 1968. С. 179), над ним помещался поясок терракотовых балясин, характерных для псковской архитектуры (оригинальный керамический поясок заменён на резной белокаменный в 1863).
Галереи и приделы
С четырёх сторон храм окружён галереями (папертями), из которых сохранились три: северная, западная и южная. Долгое время считалось, что до середины 16 в. галереи оставались открытыми (Виноградов. 1951. С. 78), но натурные исследования показали, что своды северной и западной галерей сложены из того же кирпича, что и стены собора, а значит близки с ним по датировкам (Качалова. 1990. С. 10). Галереи могли быть построены одновременно с комплексом великокняжеских палат и галерей Архангельского собора около 1508 г. Вероятно, перекрытие галерей было разновременным, но более точная датировка затруднительна из-за многочисленных перестроек в 19 в.
До 18 в. здание собора было вплотную окружено дворцовыми постройками. Восточная и южная паперти составляли единое целое и соединяли собор с Казённой палатой, стоявшей между Благовещенским и Архангельским соборами в конце 15 – середине 18 в. Вход в Казённую палату располагался со стороны южной паперти собора, где с 18 в. находилась церковная ризница. Восточная паперть разобрана одновременно с Казённой палатой во 2-й половине 1750-х гг. Северная и западная паперти соединяли Благовещенский собор с великокняжеским дворцом. Северное крыльцо собора служило парадным входом в покои великого князя.
Собор имел первоначально один придел, посвящённый святому Василию Кесарийскому, расположенный, вероятно, в дьяконнике (освящён в 1489). В конце 15 в. на хорах созданы ещё три придела: Архангела Михаила, Святого Георгия Победоносца и Введения Пресвятой Богородицы во храм (или Покрова Пресвятой Богородицы).
Перестройки 16 в.
В июне 1547 г. на территории Кремля произошёл пожар, от которого пострадали в том числе Казённый двор и Благовещенский собор, лишившийся внутреннего убранства (ПСРЛ. Т. 13. С. 152). Вскоре в храме были проведены восстановительные работы. В 1554 г. установлен новый иконостас с иконами 14–16 вв. В 1560-х гг. по приказу царя Ивана IV Васильевича над галереями надстроили четыре небольшие придельные церкви: Собора Пресвятой Богородицы (северо-западная), Собора архангела Михаила [северо-восточная; с 1580-х гг. – Собора архангела Гавриила; обе освящены 27 января (6 февраля) 1564], Святого Георгия (юго-восточная; дата первого освящения неизвестна; с 1822 – Святого Александра Невского) и Входа Господня в Иерусалим (юго-западная; освящена в декабре 1566). Распространённое прежде мнение, что создание этих приделов связано с важнейшими событиями правления Ивана IV (венчанием на царство, завоеванием Казани, взятием Полоцка в 1563; Маркина. 1973. С. 73), ныне опровергается (Баталов. 2014. С. 164). Придельные церкви квадратные в плане, одноглавые со световыми барабанами, бесстолпные, перекрыты коробовыми сводами на распалубках, их фасады декорированы поясом ширинок в основании, расчленены характерными для 16 в. филёнками, завершаются карнизами и рядом килевидных кокошников.
В 3-й четверти 16 в. над западной частью основного объёма Благовещенского собора возведены две дополнительные глухие главы. К концу 16 в. завершилось формирование девятиглавия собора, получившего пирамидальную форму, напоминающую о шатровых и многопридельных храмах этой эпохи (церквях Вознесения Господня в Коломенском, Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове и храме Василия Блаженного).
Во время ремонта пострадавшей во время пожара Казённой палаты, в 1550-х – 1560-х гг. (Баталов. 2014. С. 220), перестроена южная галерея собора и возведено южное крыльцо (Евдокимов. 2008. С. 355). Все элементы крыльца (своды, карниз, обрамления окон и портал) покрыты орнаментальной резьбой из переплетающихся стеблей с листьями и бутонами или плодами, включающей отдельные композиции короны («коруны») и процветшего креста. Такой орнамент имеет прямые аналогии в немецкой книжной орнаментике конца 15 в. и в русских печатных книгах начала 16 в. (Баталов. 2014. С. 219–236). Происхождение мастеров, участвовавших в создании этой резьбы, остаётся под вопросом (Баталов. 2014. С. 223–225). Южное крыльцо служило местом раздачи милостыни.
Интерьер
Центральное пространство собора невелико и имеет подчёркнуто вертикальные пропорции за счёт высоких коробовых сводов рукавов креста (угловые пониженные части перекрыты крестовыми сводами), а также ступенчатых подпружных арок и высокого светового барабана центральной главы. Четыре подкупольных столпа завершаются капителями-полочками. Алтарная часть собора первоначально была отделена кирпичной алтарной преградой с росписями (не сохранилась), ныне иконостас примыкает непосредственно к восточным стопам.
В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на массивные низкие своды. Для конца 15 в. наличие хор в соборе было уже архаизмом и, вероятно, объясняется стремлением повторить структуру храмов-предшественников или расположить на хорах дополнительные приделы (Качалова. 2003. С. 12). На хоры ведёт лестница, скрытая в толще северной стены. Хоры первоначально отделялись от остального пространства храма кирпичной стеной около 2 м высотой. Наличие позднее заложенных ниш в столпах на уровне хор, а также сюжеты росписей, размещённых здесь, указывают на то, что хоры могли быть заняты тремя приделами, посвящёнными Собору архангелов, святому Георгию Победоносцу, праздникам Покрова Пресвятой Богородицы или Введения Богородицы во храм (Качалова. 2003. С. 12). Во время реставрационных работ 19 в. в хорах обнаружены тайники под полом в пазухах сводов.
У восточной грани юго-западного столпа с середины 16 в. стояло царское моленное место (утрачено в 1960-х гг.; Петров. 2014. С. 377). Пол в центральной части собора, выложенный каменными плитами с вкраплениями агата и яшмы, создан не позднее середины 17 в.
Галереи собора перекрыты крестовыми сводами, опирающимися на столпы, украшенные филёнками и увенчанные резными капителями. Стены галерей дополнительно расчленены лопатками. Восточная и южная паперти украшены резьбой конца 15 в. Портал южной галереи (восстановлен в 1949) имеет перспективную форму, обрамлён чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами и сноповидными капителями, завершается килевидной аркой. В ходе реставрации 2006–2011 гг. в южной галерее раскрыт керамический пол времени Ивана IV.
Северная и западная паперти соединены с основным пространством храма двумя резными порталами начала 16 в. работы итальянских мастеров. Резьба порталов принадлежит к традиции итальянской ренессансной декорации середины 15 – начала 16 вв. с гротескными мотивами и пышными растительными гирляндами. С двух сторон порталы обрамлены филёнками, заполненными резными изображениями ваз, дельфинов и гирлянд; филёнки фланкированы отдельно стоящими сдвоенными колоннами с коринфскими капителями и резным растительным орнаментом на фусте, в архивольте помещены изображения пышных плодовых гирлянд. Первоначально оба портала были увенчаны акротериями, один из них частично сохранился в северной галерее. Покраска порталов (золочёная резьба по голубому фону) выполнена в 1895 г. с ориентацией на образцы 18 в. (Качалова. 1990. С. 19).
В северном и западном порталах помещены «златые врата», железные кованые двери, украшенные медными пластинами с изображениями в технике золотой наводки. В верхней части обоих врат помещена сцена Благовещения, ниже – сюжеты пророчеств о Боговоплощении и эллинские мудрецы. Врата близки по исполнению и иконографической программе вратам Троицкого собора Ипатьевского монастыря и вратам Успенского собора Московского Кремля. А. В. Чернецов датировал врата 1508 г. на основании характера шрифта в подписях на вратах и летописного упоминания о том, что собор в 1508 г. был «подписан златом» (Чернецов. 1992. С. 7–8, 85). Эта датировка справедливо оспаривается М. И. Антыпко, которая относит создание врат ко 2-й половине 16 в. (после Московского церковного собора и пожара 1547) на основании преобладающих на дверях изображений русских святителей, получивших особый статус после собора 1547 г. и игравших важную роль в программах росписей эпохи Ивана IV (Антыпко. 2008. С. 327).
Росписи
История создания и реставрации
Современное здание собора расписано дважды. В 1508 г. в нём работала артель художников во главе с Феодосием, сыном иконописца Дионисия, о чём сказано в летописях: «великий князь Василий Иванович Всеа Руси с великою верою и желанием повеле на своем дворе церковь… Благовещения подписати златом… А мастер бысть Феодосей Денисьев сын» (ПСРЛ. Т. 13, 1-я половина. СПб., 1904. С. 9). Эта живопись погибла в пожаре 1547 г., сразу после которого, вероятно, было начато восстановление ансамбля фресок в основном объёме храма и в галереях. Работы завершены к 1551 г. (Самойлова. 2003. С. 24). Об этом сообщается в летописях в 1560-х гг.: «Поновлена бысть потпись церкви Благовещение пречистые, что на переходех» (Полное собрание русских летописей. Т. 29. Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. Александро-Невская летопись. Лебедевская летопись. – Репр. изд. – Москва : Знак, 2009. С. 352). В росписи храма принимали участие несколько артелей (не только москвичи, но также новгородские и псковские мастера), отсюда стилистическая неоднородность фрескового ансамбля (Качалова. 1990. С. 42).
Живопись неоднократно поновлялись в 17–19 вв. Под хорами в центральной части собора есть текст о поновлении храма в 1697 г. В 1770–1773 гг. живопись была полностью прописана, в 1835–1837 и 1860-х гг. сделаны сплошные записи маслом, в том числе сохранившиеся в западной и южной галереях композиции, например «Благовещение» (Качалова. 1990. С. 21).
В 1882–1885 гг. предпринята первая попытка «антикварной» реставрации фресок В. Д. Фартусовым: раскрыты образ «Спас Вседержитель» в скуфье центрального купола, а также несколько композиций на хорах и в галереях. Фартусов ошибочно считал образ Спаса работой артели Феофана Грека и Андрея Рублёва, а в композициях галерей отмечал сходство с живописью итальянского Возрождения. «Реставратора» обвинили в подрисовке фигур и отстранили от работ, результаты которых были уничтожены и известны исключительно по фотографиям. На основании исследований, проведённых в 1980–1984 гг., фартусовская атрибуция фресок считается «не только результатом заблуждения, но, возможно, и сознательной мистификации» (Качалова. 1990. С. 22).
В 1885 г. работы по исследованию и поновлению росписей собора возглавил Н. М. Сафонов. Его артель прописала всю поверхность фресок с разной степенью вмешательства. Но если оригинальный рисунок повторялся точно, то колорит был сильно искажён и приглушён «под старину». Грубый способ удаления предыдущих записей, применённый артелью Сафонова, привёл к значительным утратам слоя древней живописи. По окончании «реставрации» живопись частично покрыли горячей олифой, что вызвало в дальнейшем значительные разрушения (Качалова. 1990. С. 22).
Реставрационные работы 1947, 1950, 1960–1961 гг. приостановили разрушение фресок, но из-за тонирования буро-зелёной краской лишь усугубили искажение их колорита, придав живописной поверхности буро-коричневый оттенок. Новым этапом реставрации стали работы 1980–1984 гг., были раскрыты значительные фрагменты первоначальных фресок, позволившие выявить оригинальное цветовое решение и технические приёмы мастеров 16 в.
Ныне стенопись собора имеет многочисленные утраты. Стёрты описи (очертания) ликов и многослойные моделировки, от многих изображений сохранились только подмалёвки, поэтому росписи кажутся плоскими и блёклыми, иногда сложно понять изображённый сюжет или узнать фигуру. Первоначальная живопись имела плотные фоны охристо-коричневого и синего цвета, лики были прописаны объёмно, фигуры свободно расположены в пространстве и полны движения (Качалова. 1990. С. 23).
Программа росписи
Программа монументальной живописи собора очень развёрнута (подробна). В ней прослеживается преемственность от самой первой росписи, выполненной артелью Феофана Грека и близкой к фрескам русских и балканских храмов рубежа 14–15 вв. Сцены в основном объёме храма по иконографии и размещению близки к росписям Дионисия сводов собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Качалова. 1990. С. 27).
Росписи куполов
Программа росписи глав традиционна и восходит к фрескам церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде (1378, Феофан Грек). В скуфье центрального купола изображён Христос Пантократор; ниже – восемь архангелов с мерилами (тонкими жезлами) и зерцалами (прозрачными сферами) в руках; между окнами барабана – праотцы Адам, Ева, Авель, Ной, Енох, Сим, Мельхиседек и Иаков; в парусах – 4 евангелиста; в основании барабана – 12 сыновей Иакова в медальонах; в подпружных арках центральной главы – пророки Моисей и Аарон; в щеках (верхних округлых частях) арок – дважды Спас Нерукотворный и дважды Спас Вседержитель. В скуфье северо-восточного купола – изображения Богоматери «Знамение» и восьми пророков; в скуфье юго-восточного купола – образ Господа Саваофа в окружении херувимов.
Росписи алтарной части
На восточных столпах изображено Благовещение Богородицы, под фигурой архангела Гавриила – «Неопалимая Купина», под фигурой Богоматери – «Спас Недреманное око».
Росписи алтаря связаны с темами искупительной Жертвы, спасения мира и торжества Церкви. Помещённые здесь фрески иллюстрируют темы службы Страстной недели и Пятидесятницы. На восточном своде – сцена «Вознесение Христово», ниже на арке – «Сошествие Святого Духа на апостолов», первоначально включавшее изображение Богоматери. В верхнем ярусе северной стены алтаря изображена композиция «Распятие», на южной стене – «Сошествие во ад», обе в расширенных иконографических вариантах. Ниже на северной и южной стенах апсиды росписи посвящены теме апостольского служения, раскрытого через шесть сцен явлений Христа ученикам после Воскресения: «Апостолы Пётр и Иоанн у пустого гроба», «Явление Христа Марии Магдалине», «Трапеза в Эммаусе», «Явление ученикам в Галилее», «Отослание апостолов на проповедь», «Явление на море Тивериадском».
В конхе центральной апсиды помещено монументальное изображение Богоматери на престоле с младенцем Христом и двумя коленопреклонёнными ангелами, на стенах рядом написаны Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, авторы гимнов в честь Богоматери. На триумфальной арке – пророки с развёрнутыми свитками, дополняющие складывающуюся в конхе композицию «Похвалы Богоматери».
Под конхой в центральной апсиде изображены традиционные сцены «Евхаристия» и «Служба святых отцов». На стенах в этом ярусе помещены «Тайная вечеря» (в напоминание о таинстве Причастия) и «Омовение ног» (символ таинства Крещения), восходящие к рублёвской иконографии. Под «Евхаристией», на северной стене – «Явление апостолу Петру сосуда с неба», на южной стене – «Обличение Анании и его жены Сапфиры». Нижний ярус алтаря отдан сюжету «Поклонение Жертве», символизирующему превращение Хлеба в Тело Христово.
На лопатке центральной апсиды написан святой Иаков, первый епископ христианской церкви, напротив – митрополит Алексей; на прилегающих к апсиде поверхностях в этом же ярусе – святые Пётр, Алексей, Иона и Варлаам Хутынский. Святители Русской православной церкви включены в картину «земной Церкви», устроенной Христом.
Цикл росписей жертвенника посвящён событиям Страстной недели – «Иуда получает сребреники», «Вечеря в доме Лазаря», «Чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами». Живопись в дьяконнике, где первоначально помещался придел Василия Великого, иллюстрируют сцены его жития.
Росписи основного объёма
В верхней части основного объёма храма сосредоточены евангельские сцены: циклы праздников, страстей, чудес и притч. В люнетах южной, северной и западной стен помещены соответственно изображения: «Рождество Христово» (в развёрнутой иконографии с сопутствующими эпизодами), «Успение Богоматери» и «Преображение Господне». На склонах свода западного рукава креста размещены композиции: «Сретение Господне», «Крещение Господне», «Воскрешение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим».
На сводах северного и южного рукавов креста и на верхних ярусах западных столпов показаны проповеди и чудеса Христа, а также притчи. Акцент на этих сюжетах связан с распространением в 15 в. ересей, отрицавших Божественную сущность Спасителя. Иконография и расположение этих сцен близки к ферапонтовским фрескам. На западных столпах – сцены: «Брак в Кане Галилейской», «Преполовение», «Изгнание торгующих из храма» и «Проповедь Христа». На северном своде – сцены «Христос читает в синагоге пророчество Исайи» и «Чудо о статире», иллюстрации притч «О блудном сыне», «О милосердном самаритянине», «О заблудшей овце». На южном своде изображены «Исцеление расслабленного», «Исцеление сухорукого», «Исцеление двух слепцов» и притчи «О лепте бедной вдовице», «О неимеющем одеяния брачна». На западном склоне южного свода помещено изображение одного из стихов Великого акафиста «Всякое естество ангельское удивися великому твоего вочеловечения делу», восхваляющего славу и могущество Христа.
Основное место в центральной части собора занимает цикл Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). По трактовке текста и композиции он близок к наиболее раннему изображению этого сюжета на иконе «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля (около 1500). В соборе задача разделения событий, которые, согласно тексту «Апокалипсиса», будут происходить в момент «Второго пришествия» на небе и на земле, решена расположением сцен на разных стенах. «Небесные» события помещены на северной (под «Рождеством Христовым») и южной (под «Успением Богоматери») стенах сверху вниз. Цикл начинается с видения «Подобного Сыну Человеческому, облаченного в подир и по чреслам опоясанного золотым поясом» (Откр. 1:13), представленного на южной стене как Спас Эммануил с огненным ликом и выходящим из уст обоюдоострым мечом. Напротив, на северной стене, – второе видение, «Сидящий на престоле» (Откр. 4); в следующем ярусе на южной стене – «Агнец с семью очами и семью рогами» (Откр. 5); далее на северной стене– «Снятие печатей»; на южной стене под окнами – «Снятие пятой печати» (Откр. 6); на северной стене – «Жена облаченная в солнце» (Откр. 12).
Бедствия, постигшие землю, представлены на стене, ограждающей хоры от центрального подкупольного пространства: «Ангелы, свивающие небо в свиток», «Вавилонская блудница», «Всадник на рыжем коне», «Всадник на бледном коне», «Борьба пророка Илии с Антихристом», «Ангел сильный, облаченный в облако». На примыкающих частях северной и южной стен – сцены «Ангелы, сдерживающие ветры», «Борьба войска архангела Михаила с бесами», «Ангел, приковывающий сатану».
На сводах под хорами изображены сцены из разных глав «Апокалипсиса», объединённые темой борьбы добра со злом или наказания грешников и торжества праведников, органично соединяющиеся с темой Страшного суда, которому традиционно отводится западная стена в росписях храма. На северном своде – сцены «Множество людей перед престолом и перед Агнцем», «Брак Агнца», «Сорок мучеников севастийских», «Семь спящих отроков эфесских», «Три отрока в пещи огненной». На южном своде – «Грядет Судия праведный», «Ангел в короне», «Ангел топчет в точиле виноград», «Ангел, стоящий на солнце», «Праведники, которых осеняет крестом ангел».
В люнете над западным порталом изображены Христос Судия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. В центральном своде под хорами – «Новозаветная Троица» (конец 19 в.). В нижнем ярусе юго-западного компартимента под хорами – «Процессия праведников к вратам рая»; в нижнем ярусе северо-западного компартимента – «Сатана с душой Иуды», «Земля и вода отдают своих мертвых», «Мытарства».
Роспись на столпах собора показывает связь московского великокняжеского дома с византийскими императорами (изображения императора Михаила III и императрицы Феодоры, императора Константина I и императрицы Елены, князей Владимира Всеволодовича Мономаха и Ярослава Всеволодовича на юго-западном столпе; фигуры князя Владимира и княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Александра Ярославича Невского и Ивана I Даниловича Калиты, Дмитрия Ивановича Донского и Василия I Дмитриевича на северо-западном столпе). Среди других изображений на столпах – «Святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский», «Цари перед праведным Иовом», «Зосима причащает Марию Египетскую».
На стенах хор изображены сцены, образующие несколько циклов, вероятно связанных с находившимися там приделами. Фрески северной части посвящены Богородице, центральной – архангелам (на столпах – сцены «Изведение Петра из темницы», «Чудо в Хонех»), южной – «Чуду Георгия о змие».
Росписи северной и западной галерей
Своды галерей заняты композициями «Древо Иессеево» (северная и западная галереи) и «Собор апостолов» (южная часть западной галереи). Над восточным входом в северную галерею изображён лежащий Иессей, от которого прорастает ствол с фигурами 14 ветхозаветных царей, окружённых пророками с развёрнутыми свитками; композиция завершается изображением Богоматери. «Собор апостолов» также представлен в форме древа, увенчанного фигурой Иисуса Христа. На склонах сводов помещены иллюстрации библейских пророчеств и евангельские сцены, отмечающие путь Христа к искупительной Жертве: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеона», «Лествица Иакова», «Рождество», «Сретение», «Распятие» и «Вознесение Христово». Над лопатками северной галереи созданы образы античных философов (Аристотель, Зенон), историков (Плутарх, Фукидид), поэта Гомера, прорицательницы Сивиллы. На лопатках галерей представлены античные философы, писатели (Вергилий и др.) и пророки, а также московские князья: Даниил Александрович, Дмитрий Донской, Василий I, Иван III, Василий III.
На южной стене северной галереи помещена композиция «Чудо с пророком Ионой», на восточной стене западной галереи – «О тебе радуется» и «Ветхозаветная Троица». Южную стену западной галереи занимают росписи «Собор Богоматери» (в люнете) и «Мучения отшельников», изображающие «Лествицу райскую» святого Иоанна Лествичника.
Две поздние фрески в галереях – «Спас Нерукотворный» на восточной стене северной галереи (середина 17 в.) и «Благовещение» (19 в.) на стене заложенного пролёта западной галереи.
Внешние росписи
Благовещенский собор был расписан не только внутри, но и снаружи. Фигуры святых Бориса и Глеба изображены на пилястрах, обрамляющих вход. Над входом в собор, в глубокой арочной нише, помещена композиция на тему рождественской стихиры «Что Ти принесем, Христе», в которой задана тема прославления Богоматери. Южную стену крыльца украшают композиции «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» и «Взятие Иерихона». Священники и воины Иисуса Навина несли Ковчег Завета, с которым в тексте акафиста сравнивается Богородица. Фреска настраивает входящего в храм на восприятие его как драгоценного реликвария (Самойлова. 2003. С. 26).
История собора в 18 – начале 21 вв.
Изменения в облике собора в 18 в. связаны с восстановительными работами: в 1761 г. при участии И. Ф. Мичурина и К. И. Бланка ремонтировали кровлю и покрытия; в конце 18 в., после остановки строительства Большого Кремлёвского дворца В. И. Баженова, разобраны контрфорсы с южной стороны собора, под руководством М. Ф. Казакова зачинена кладка, переложены своды южной галереи, отремонтирован придел Входа Господня в Иерусалим (Качалова. 1990. С. 18). Переделки 19 в. привели к значительным искажениям. В 1836 г. в южной паперти устроен придел Святителя Николая Чудотворца, в результате чего уничтожены портал, лопатки четверика и прочие резные украшения; к южному крыльцу с запада пристроена ризница. В 1844 г. собор соединён переходом на уровне хор с Большим Кремлёвским дворцом К. А. Тона, для этого на месте окна западной галереи создан дверной проём; восстановлены и расширены хоры (Качалова. 1990. С. 19). В середине 19 в. в соборе устроено отопление.
Самые масштабные ремонтные работы проведены в 1863–1867 гг. под руководством Ф. Ф. Рихтера: заменена древняя медная золочёная кровля, отремонтирована кладка сводов и глав, заделаны трещины в подклете, изменены очертания окон, заменён и дополнен резной декор на фасадах и апсидах (Качалова. 1989. С. 105–106). Проведено масштабное поновление живописи как снаружи, так и внутри. Отремонтированы три верхних придела (кроме самого позднего, юго-восточного придела Святого Александра Невского), возобновлены их иконы и починены оклады.
В 1920 г. восстановлено южное крыльцо, пострадавшее при артиллерийском обстреле в ноябре 1917 г. После Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. освобождён от калориферов подклет, восстановлен облик южной галереи. В 1977–1984 гг. проведены масштабные реставрационные работы, охватившие как архитектуру, так и живописный ансамбль собора. В 1989 г. в южной галерее открыта выставка икон 14–18 вв. из главного и придельных иконостасов (в том числе представлен реконструированный иконостас придела Собора архангела Гавриила, около 1564), произведений прикладного искусства (два запрестольных выносных креста 16 в.). В 2005–2007 гг. проведён ремонт (заменены системы отопления и освещения) и натурные научные исследования. В 2012 г. в подклете открыта экспозиция «Клады и древности Московского Кремля».
С 1993 г. на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в храме совершаются патриаршие богослужения.