Касторский Владимир Иванович
Касто́рский Влади́мир Ива́нович [2(14).3.1870, посад Большие Соли Костромского уезда Костромской губернии, ныне посёлок городского типа Некрасовское, Ярославская область – 2.7.1948, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронен на Волковском лютеранском кладбище], российский певец (бас), педагог, заслуженный артист РСФСР (1934), заслуженный деятель искусств РСФСР (1939).
Биография и творчество
Родился в многодетной семье; сын Ивана Андреевича Касторского (1843–1901), священника собора Воскресения Христова в посаде Большие Соли; мать – Серафима Алексеевна Касторская. Учился в Костромском духовном училище (1879–1885) и Костромской духовной семинарии (1886–1887). С 10 лет пел на клиросе дискантом, участвовал в любительских спектаклях. В 1887 г. по желанию отца переехал в Пензу на попечение двоюродного деда – епископа Пензенского и Саранского Антония (Николаевского; 1818–1889), поступил во 2-й класс Пензенской духовной семинарии, жил в архиерейском доме. В этот период начал серьёзно заниматься пением под влиянием двоюродного брата, хормейстера Алексея Васильевича Касторского (1869–1944), окончившего регентские классы Императорской придворной певческой капеллы и Санкт-Петербургскую консерваторию. Под его управлением В. И. Касторский начал петь в архиерейском хоре басовые партии, вместе братья посещали концерты приезжих артистов и оперные спектакли. В 1889 г., после смерти епископа Антония и по окончании семинарии, поступил вольноопределяющимся в 160-й пехотный Абхазский полк, расквартированный в Пензе, где в течение 8 месяцев отбывал воинскую повинность.
В 1890 г. приехал в Москву, некоторое время пел в московском Синодальном хоре. Затем в течение года служил регентом в соборе святого Николая Чудотворца в Новороссийске. В 1892 г. переехал в Санкт-Петербург, пел в разных церковных хорах, в Бесплатном хоровом классе – смешанном хоре, созданном певцом И. А. Мельниковым и дирижёром Ф. Ф. Беккером (концерты коллектива проходили в зале городской Думы). В августе 1893 г. поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс пения С. И. Габеля, однако через полтора года был отчислен как лишённый способностей и голоса (позднее Габель признал, что эта оценка была неверной). В сезоне 1894/1895 дебютировал в оперной труппе товарищества Н. М. Шампаньера в Пскове, исполнил партии Свата («Русалка» А. С. Даргомыжского), Гудала («Демон» А. Г. Рубинштейна), Спарафучиле и Монтероне («Риголетто»), Барона Дюфоля («Травиата» Дж. Верди), Цуниги («Кармен» Ж. Бизе), Гремина («Евгений Онегин» П. И. Чайковского). По окончании сезона вернулся в Петербург, где слушал выдающихся итальянских певцов: А. Мазини-Пьералли, М. Баттистини, Ф. Наваррини, А. Котоньи; пользовался их советами. В сезоне 1895/1896 с труппой Шампаньера начал выступления в Варшаве, Вильне (ныне Вильнюс), Ковно (ныне Каунас), Радоме, Люблине (среди новых партий – Мефистофель в опере «Фауст» Ш. Гуно); исполнял также обязанности администратора труппы. В декабре 1895 г. в Могилёве прервал гастроли из-за болезни горла, вернулся в Большие Соли. После выздоровления в течение двух лет служил в селе Родники Ярославской губернии (ныне Ярославская область) регентом церковного хора, организованного местным фабрикантом и вокалистом-любителем Н. М. Красильщиковым (в юности обучался в Италии). Благодаря занятиям с ним значительно усовершенствовался в искусстве пения [«Моей консерваторией оказалось село Родники с профессором Красильщиковым», – вспоминал впоследствии Касторский (цит. по: Пенкин. 2014. С. 31)]. В сентябре 1898 г. прошёл пробы в Мариинский театр.
В 1898–1918 и 1923–1930 гг. солист Мариинского театра (с 1920 Государственный академический театр оперы и балета), дебютировал в партии Верховного жреца («Рогнеда» А. Н. Серова). Став солистом театра, по совету Ф. И. Стравинского поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет на 2 факультета (естественных наук и историко-филологический), которые посещал 3 года. Среди лучших партий: Руслан, Сусанин («Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» М. И. Глинки), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Пимен, Досифей («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского), Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Собакин («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова; 1-й исполнитель в Мариинском театре), Марсель и Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба; 1-й исполнитель в Мариинском театре, 1903), Лоренцо («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно). Считался одним из лучших отечественных исполнителей партий в операх Р. Вагнера: Вотан («Золото Рейна», впервые на русской сцене, 1905; «Валькирия»), Странник («Зигфрид»; впервые в Мариинском театре, 1902), Хаген («Гибель богов»; впервые на русской сцене, 1903), Король Марк («Тристан и Изольда»), Герольд, Генрих Птицелов («Лоэнгрин»), Ландграф («Тангейзер»), Клингзор («Парсифаль»).
Первый исполнитель партий в операх «Сарацин» Ц. А. Кюи (Капеллан, 1899, дирижёр Э. Ф. Направник; среди партнёров: Л. Г. Яковлев, Ф. И. Стравинский, И. В. Ершов, Е. К. Мравина, К. Т. Серебряков), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (Гусляр, 1907, дирижёр Ф. М. Блуменфельд; среди партнёров: М. Н. Кузнецова-Бенуа, Ершов, А. М. Лабинский, В. С. Шаронов, Н. И. Забела-Врубель, Е. И. Збруева), «Миранда» Н. И. Казанли (Одон де Терри, 1910, дирижёр автор; партнёры: М. Б. Черкасская, Ершов, В. И. Лосев), «Капитанская дочка» Кюи (Андрей Петрович Гринёв, 1911, дирижёр Направник; среди партнёров: А. Ю. Больска, Лабинский, Збруева, Шаронов, Г. А. Боссе), «Лёд и сталь» В. М. Дешевова (Старик в дворянской фуражке, 1930).
В числе других партий: Борис Годунов и Рангони («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Иван Грозный и Юрий Токмаков («Псковитянка»), Варяжский гость и Старчище («Садко»; впервые в Мариинском театре, 1901), Старик («Сервилия» Н. А. Римского-Корсакова), Олоферн («Юдифь» А. Н. Серова), Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Томский и Златогор («Пиковая дама»), Кочубей, Светлейший («Мазепа», «Черевички» П. И. Чайковского), Граф Альмавива (впервые в Мариинском театре, 1901), Лепорелло («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» В. А. Моцарта), Каспар («Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера), Пизарро («Фиделио» Л. ван Бетховена), Рамфис («Аида» Дж. Верди), Кардинал де Броньи («Жидовка» Ф. Галеви), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Бойто).
В 1918–1923 гг. солист московского Большого театра (отдельные выступления в 1902, 1904, 1908). Гастролировал в Москве (театр «Аквариум», 1903; Опера С. И. Зимина, 1922), Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе (ныне Тбилиси), Баку, Кисловодске, Томске, Казани, Самаре, в Крыму, в городах Сибири и Дальнего Востока, в Праге, Берлине, Риге, Милане (театр «Ла Скала», 1908), Мюнхене (1910), Лондоне (1911), Харбине (1922–1924), в Японии (1925). Принял участие в организованных С. П. Дягилевым Русских исторических концертах (1907) и Русских сезонах в Париже (1908–1909, исполнил партии Пимена в «Борисе Годунове» и Токмакова в «Псковитянке»; в партиях Бориса Годунова и Ивана Грозного – Ф. И. Шаляпин).
Обладал пластичным и выразительным басом мягкого бархатного тембра, безупречной кантиленой, богатством вокальных красок, благородной исполнительской манерой. «Для передачи лирических моментов басовых партий трудно было в своё время представить себе лучшего исполнителя, тем более, что Касторский обладает способностью тонко вникать в самое глубокое чувство, в самые интимные оттенки человеческого переживания, выражаемые музыкой…» (Старк. 1940. С. 130). Широкий диапазон голоса позволял Касторскому петь как басовые, так и баритоновые партии. «Исключительной выразительности и гибкости вокальных оттенков» достиг в партии Руслана (Лебедев. 1973. С. 70). При этом «артисту удавалось вносить в роль Руслана, статичную по существу, выразительное драматическое движение» (Старк. 1940. С. 130). Партии в операх Вагнера Касторский пел «в приёмах высочайшего вокального мастерства, тщательнейше вырисовывая голосом все прихотливые изгибы вагнеровской мелодики. Как артист-художник он вкладывал в каждую фразу всё необходимое содержание. Могучий мелос Вагнера раскрывался в исполнении Касторского во всём блеске его своеобразной и труднопостижимой красоты» (Старк. 1940. С. 131).
Выступал как концертный певец. Первое выступление в концерте состоялось в 1895 г. в г. Холм Псковской губернии (ныне Новгородская область). В. И. Касторский – тонкий интерпретатор романсов и песен М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, А. Г. Рубинштейна, Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига (концертный репертуар составлял свыше 230 произведений). Солировал в Симфонии № 9 Бетховена (в том числе под управлением О. Фрида, 1909; Ф. Штидри, 1932). Многократно пел в благотворительных концертах. Принимал участие в Первом русском вокальном квартете (вместе с М. М. Чупрынниковым, Н. Н. Кедровым, Н. М. Сафоновым).
Осенью 1910 г. вместе с А. М. Давыдовым организовал товарищество «Художественный напев» для записи грампластинок в целях борьбы с эксплуатацией певцов граммофонными фабриками. По условиям товарищества каждый артист должен был получать гонорар не за единичную запись («напев»), а за каждую проданную пластинку с его участием. Однако пластинки под маркой «Художественный напев», по всей вероятности, не были выпущены.
В советское время часто пел для рабочих на фабриках. Оставив оперную сцену, свыше 10 лет выступал в концертах и на радио. Исполнил партии короля Рене в концертной постановке оперы «Иоланта» Чайковского (Большой зал Ленинградской филармонии, 1935, 1937), Златогора в «Пиковой даме» на Декаде театрального и музыкального искусства Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) в Москве (Большой театр, 1940). Преподавал в Ленинградской художественной студии и Ленинградской консерватории (профессор). Среди его учеников – В. А. Бунчиков.
Во время Великой Отечественной войны выступал в осаждённом Ленинграде; с 1942 г. находился в эвакуации в Ивановской области, пел перед бойцами в госпиталях, пожертвовал все свои сбережения в фонд обороны страны на постройку боевого самолёта. Дом Касторского на Лермонтовском проспекте в Ленинграде разрушен прямым попаданием авиабомбы, с апреля 1945 г. артист с супругой жили в ленинградском Доме ветеранов сцены.
Аудио- и видеозаписи
Записал на грампластинки свыше 150 произведений (некоторые под псевдонимом Торский) в Петербурге, Москве (1901–1939, «Граммофон», «Пате», «Грампласттрест», «Ленмузтрест») и Берлине (1923, Vox). В мае 1907 г. принял участие в записи фрагментов оперы «Пиковая дама» (фирма «Граммофон», Петербург, первая попытка полной записи оперы в России). Помимо Касторского (Томский) в ней приняли участие А. М. Давыдов (Герман), М. Б. Черкасская (Лиза, Прилепа), Н. И. Панина (Полина, Миловзор, Графиня), А. С. Ермаков (Елецкий), хор и оркестр компании «Граммофон», дирижёр И. П. Аркадьев. Работа была прервана из-за отъезда тонмейстера М. Хампе из Петербурга. Всего записано не менее 20 сторон формата «гранд» (25 см, около часа звучания), большинство фрагментов переиздано в 1990 г. фирмой «Мелодия» на виниловой пластинке «П. Чайковский. "Пиковая дама": Фрагменты оперы».
Среди других записей Касторского: арии, дуэты и сцены из опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Юдифь» А. Н. Серова, «Евгений Онегин» и «Мазепа» П. И. Чайковского, «Нерон» А. Г. Рубинштейна, «Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова, «Волшебная флейта» и «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Гугеноты» Дж. Мейербера, «Фауст» Ш. Гуно, «Лакме» Л. Делиба, «Тангейзер» и «Валькирия» Р. Вагнера, романсы и песни (в том числе в составе мужского вокального квартета).
В 1947 г. записал для Ленинградского радио программу оперных арий и романсов русских композиторов. Изданы сольные виниловые грампластинки Касторского (на лейблах «Мелодия», Rubini Records) и CD (на лейблах Bomba Music, Nimbus Records).
Сыграл роль Губернатора в художественном фильме «Соловей» (1937, Белгоскино, режиссёр Э. Л. Аршанский).
Память
Имя В. И. Касторского носит детская музыкальная школа в посёлке Некрасовское Ярославской области. Выпущено 2-томное исследование о Касторском, включающее биографию, справочные и генеалогические материалы (Пенкин. 2015; Пенкин. 2017).