Серебряков Константин Терентьевич
Серебряко́в Константи́н Тере́нтьевич [(5(17).6.1852, Тамбов – 1919, Петроград, ныне Санкт-Петербург; по другим сведениям, Тамбов], российский певец (бас), заслуженный артист Императорских театров (1912).
Из семьи священника. В юности пел в церковном хоре. По окончании Тамбовской гимназии в начале 1870-х гг. переехал в Санкт-Петербург. Окончил юридический факультет Петербургского университета, в 1880–1887 гг. служил в Министерстве юстиции. Одновременно со службой начал обучаться пению в Петербургской консерватории (1879–1880), позднее учился у Ф. П. Комиссаржевского, с 1883 г. брал уроки пения и теории музыки у дирижёра Мариинского театра К. А. Кучеры, обучался сценическому искусству и мимике у Ф. И. Кшесинского.
В 1887–1911 гг. солист Мариинского театра (дебютировал в партии Сусанина в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки).
Обладал сильным басом-кантанте бархатного тембра, прекрасными внешними данными. Среди лучших партий (помимо Сусанина): Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина), Варлаам и Иван Хованский («Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского), Гремин и Жемчужный («Евгений Онегин» и «Опричник» П. И. Чайковского), Собакин («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Андрей Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Странник («Рогнеда» А. Н. Серова), Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера), Лоренцо («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), партии в операх Р. Вагнера – Ландграф («Тангейзер»), Король Марк («Тристан и Изольда»), Генрих Птицелов («Лоэнгрин»), Фафнер («Золото Рейна», «Зигфрид»), Хундинг («Валькирия»). Первый исполнитель партий в операх «Чародейка» (Иван Журан, 1887) и «Иоланта» (Король Рене, 1892) Чайковского, «Сервилия» (Соран, 1902) и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Бурундай, 1907) Римского-Корсакова, «Князь Серебряный» Г. А. Казаченко (Морозов, 1892), «Орестея» С. И. Танеева (Агамемнон, 1895), «Жуан ди-Тенорио» Б. А. Фитингоф-Шеля (Командор, 1888), «Корделия» Н. Ф. Соловьёва (Епископ; 2-я редакция, 1898; все – в Мариинском театре). Всего исполнил более 100 оперных партий. Оставил сцену 6(19) декабря 1911 г., исполнив партию Сусанина в прощальном спектакле на сцене Мариинского театра.
Гастролировал в Москве (театр «Аквариум»), Одессе, Нижнем Новгороде, Тифлисе (ныне Тбилиси), Праге. Выступал как концертный певец. Исполнял сольные партии в «Маленькой торжественной мессе» Дж. Россини, Симфонии № 9 Л. ван Бетховена, Реквиеме В. А. Моцарта, «Легенде о святой Елизавете» Ф. Листа, оратории «Рай и Пери» Р. Шумана. В концертах пел романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, Л. Д. Малашкина. С 1900 г. концертировал по городам России (вместе с Е. К. Мравиной), в 1909 г. выступал с концертами в Герцеговине, Черногории и других сопредельных княжествах (вместе с дочерью, певицей Л. К. Серебряковой).
После Октябрьской революции 1917 г. преподавал в 4-й петроградской школе музыкального просвещения.
Одним из первых в России (с 1899) начал записываться на грампластинки. Всего записал свыше 20 произведений в Петербурге на фирмах «Э. Берлинерс Граммофон» (1899, 1901), «Граммофон» (1901), «Зонофон» (1903), «В. И. Ребиков» (1903, 1904). Среди записей: ария Сусанина (1899, 1901), квартеты из оперы «Жизнь за царя» (1902), ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (1899) М. И. Глинки, песня Варяжского гостя из оперы «Садко» (1901), ариозо Головы из оперы «Майская ночь» (1904) Н. А. Римского-Корсакова, песня Галицкого из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (1901), ария Гремина из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1899), ария Марселя из оперы «Гугеноты» Дж. Мейербера (1899), ария Кардинала из оперы «Жидовка» Ф. Галеви (1904), романсы «Ночной смотр» Глинки (1901), «Я помню глубоко» (1899, 1901), «Бог помочь вам, друзья» (1901), трио «Ночевала тучка золотая» (1902), дуэт «Рыцари» (1903) Даргомыжского, дуэт «Горные вершины» А. Г. Рубинштейна (1899), «Искушение» Мейербера (1901), «Новгород» О. И. Дютша (1901), «О, если б мог выразить в звуке» Л. Д. Малашкина (1901), «Я по целым часам любовался на Вас» А. К. Шпарварт (1904).