Лабинский Андрей Маркович
Лаби́нский Андре́й Ма́ркович [20.8(1.9).1872, по другим данным, 1871, Харьков, Российская империя, ныне Украина – 8.8.1941, Москва], российский певец (лирико-драматический тенор), педагог, заслуженный артист Республики (1924).
Из многодетной семьи коллежского асессора. Детские годы провёл в Сибири (Тобольск, Тюмень). Образование получил в тюменском Александровском реальном училище. Пел в церковном хоре, играл на многих музыкальных инструментах, участвовал в любительских концертах. В 1895–1899 гг. обучался в Санкт-Петербургской консерватории (классы пения С. И. Габеля и В. М. Самуся, сценического мастерства – О. О. Палечека), в студенческие годы пел в московском Синодальном хоре, с 1896 г. – в хоре Мариинского театра.
В 1899–1912, 1919–1924 гг. солист Мариинского театра (дебютировал в партии Берендея в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), в 1912–1924 гг. – московского Большого театра (дебютировал в партии Князя в опере «Русалка» А. С. Даргомыжского, 1911; всего на сцене этого театра исполнил 28 оперных партий). Выступал также в санкт-петербургских Эрмитажном театре (1903), Народном доме (1916), московском Зеркальном театре (1918, первое театральное кооперативное товарищество в России).
Обладал ровным во всех регистрах голосом мягкого тембра и очень широкого диапазона (брал «фа» 2-й октавы), яркой сценической внешностью. С одинаковым успехом пел драматические, лирические и характерные партии; среди лучших: Собинин, Финн и Баян («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина), Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Берендей, Садко и Индийский гость («Снегурочка», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Ленский, Герман, Водемон («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» П. И. Чайковского), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Фауст (одноимённая опера Ш. Гуно), Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Рауль («Гугеноты» Дж. Мейербера).
В числе других партий в репертуаре Лабинского: Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Радамес, Дон Карлос, Герцог и Альфред («Аида», «Дон Карлос», «Риголетто», «Травиата» Дж. Верди), Самозванец и Шуйский, Юродивый и Андрей Хованский («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского), Данте («Франческа да Римини» С. В. Рахманинова), Фро, Лоэнгрин и Тангейзер («Золото Рейна», «Лоэнгрин» и «Тангейзер» Р. Вагнера), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Лыков и Вакула («Царская невеста», «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова) и др. Участвовал в первых исполнениях опер «Франческа да Римини» Э. Ф. Направника (Лючиано, 1902), «Капитанская дочка» Ц. А. Кюи (Гринёв, 1911), «Сервилия» (Афер, 1902) и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (Княжич Всеволод, 1907; все – Мариинский театр).
Выступал как концертный исполнитель, один из лучших камерных певцов своего времени. Давал сольные концерты, пел в дуэте с Ф. И. Шаляпиным (1914), В. И. Касторским. Композитор С. А. Кашеваров посвятил А. М. Лабинскому романс «Тишина», ставший одним из самых популярных в его репертуаре. Певцу посвятили романсы Р. И. Мервольф («Когда гляжу тебе в глаза», «Старость»), М. О. Ослан («Миг обновленья»), А. Л. Панаев («Ищите красоту», «Степь»). Выступал в симфонических концертах в Павловске, исполнял сольные партии в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена, в «Торжественной мессе» Дж. Россини, в поэме «Колокола» С. В. Рахманинова (под управлением автора, с участием Е. А. Степановой и С. И. Мигая; Большой театр, 1917). В 1921 г. исполнил партию Фауста в концертном исполнении оратории «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (Большой театр, дирижёр В. И. Сук).
Много гастролировал, посетил Елисаветград (ныне Кропивницкий, Украина), Воронеж (1905), Казань (1905, 1924), Саратов, Тифлис (1909, ныне Тбилиси), Екатеринодар (1909, 1911, ныне Краснодар), Челябинск (1909), Киев, Симбирск (ныне Ульяновск), Нижний Новгород (все – 1910), Одессу (1910, 1916), Николаев (1916), города Сибири (1916 и 1923–1925), Крыма (1922), Сердобск (1926), Свердловск (1927, ныне Екатеринбург) и другие города, выезжал за рубеж – в Японию, Францию, Германию, Италию.
В 1920–1922 и 1923–1924 гг. преподавал в Московской консерватории (по приглашению М. М. Ипполитова-Иванова) и в Институте музыкальной драмы (ГИТИС). В 1941 г. вокальный педагог в Большом театре. Среди его учеников – Н. Ф. Кемарская, В. Н. Прокошев.
Лабинский – один из наиболее часто записывавшихся на грампластинки русских певцов начала 20 в. Его дискография насчитывает около 300 произведений (1901–1914, фирмы «Граммофон», «В. И. Ребиков», «Коламбия», «Пате», «Лирофон», «Бека», «Премьер-рекорд», «РАОГ», «Метрополь», «Сирена», «Сфинкс-рекорд»). Среди грамзаписей: арии и сцены из опер М. И. Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), А. Н. Верстовского («Аскольдова могила»), А. С. Даргомыжского («Русалка»), А. П. Бородина («Князь Игорь»), Н. А. Римского-Корсакова («Майская ночь», «Снегурочка», «Садко»), П. И. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Опричник»), А. Г. Рубинштейна («Демон»), Ц. А. Кюи («Капитанская дочка»), Э. Ф. Направника («Дубровский»), Г. А. Казаченко («Пан-сотник»), Н. С. Кроткова («Поэт»), Дж. Россини («Севильский цирюльник»), Дж. Верди («Риголетто», «Травиата», «Аида», «Трубадур»), Р. Леонкавалло («Паяцы»), Дж. Мейербера («Гугеноты»), Ш. Гуно («Фауст»), Ж. Бизе («Кармен», «Искатели жемчуга»), А. Тома («Миньон»), С. Монюшко («Галька»), романсы и песни (в том числе дуэты с В. И. Касторским, П. З. Андреевым, В. С. Шароновым, Л. М. Сибиряковым, П. Д. Орловым, Ю. Н. Носиловой и др.). Некоторые записи переизданы на виниловой грампластинке (лейбл Rubini, 15 произведений), на CD – на лейбле Pearl в сборниках «Singers of Imperial Russia» (Vol. 2/1, 4 произведения, 1992), «Tenors of Imperial Russia» (Vol. 2, 3 произведения, 2004) и др.
Погиб при бомбардировке Москвы в начале Великой Отечественной войны.