Кузнецова-Бенуа Мария Николаевна
Кузнецо́ва-Бенуа́ Мари́я Никола́евна (урождённая Кузнецова, по первому мужу Бенуа, по второму Карепанова, по четвёртому Массне) [10(22).7.1880, Одесса – 25.4.1966, Париж], российская певица (сопрано), танцовщица, антрепренёр.
Дочь художника Николая Дмитриевича Кузнецова. По материнской линии племянница биолога И. И. Мечникова, правнучка русско-еврейского писателя Л. Н. Неваховича. Окончила гимназию в Одессе, иностранные языки изучала в Швейцарии. Обучалась пению в Петербурге у И. В. Тартакова. На оперной сцене дебютировала в 1904 г. в партии Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) в антрепризе А. А. Церетели (Петербург).
В 1905–1915 и 1916–1917 гг. солистка Мариинского театра (дебютировала в партиях Татьяны в опере «Евгений Онегин» Чайковского и Маргариты в опере «Фауст» Ш. Гуно). Среди лучших партий (помимо Татьяны и Маргариты): Антонида и Людмила («Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Ольга («Русалка» А. С. Даргомыжского), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна), Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника), Оксана («Черевички» Чайковского), Купава («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Манон, Таис (одноимённые оперы Ж. Массне), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Чио-Чио-сан (одноимённая опера Дж. Пуччини), Джульетта («Ромео и Джульетта» Гуно), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера).
В числе других партий: Горислава («Руслан и Людмила» Глинки), Эвридика («Орфей и Эвридика» К. В. Глюка), Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе), Воглинда («Золото Рейна» Вагнера), Мими («Богема» Пуччини), Криза («Нерон» Рубинштейна), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова; 1-я постановка, Мариинский театр, 1907), Франческа («Франческа да Римини» Направника), Гвендолина (одноимённая опера Э. Шабрие; Парижская опера, 1911), Клеопатра (одноимённая опера Массне, написана в расчёте на её участие; 1-я постановка, Монте-Карло, 1914), Ярославна («Князь Игорь» А. П. Бородина, театр «Друри-Лейн», 1914, в рамках Русского балета Дягилева; в партиях Кончака и Галицкого – Ф. И. Шаляпин).
В 1907 г. выступала в Русских исторических концертах Дягилева.
Обладала лирическим сопрано приятного тембра, хорошей вокальной техникой, позволявшей ей исполнять партии и для лирико-колоратурного сопрано, и для лирико-драматического (наибольшим успехом пользовалась в лирических партиях). Современники особенно отмечали прекрасную природную и сценическую внешность Кузнецовой-Бенуа (её сравнивали со знаменитой певицей и киноактрисой Л. Кавальери). Тщательно работала над созданием сценического образа, в том числе с помощью драматического артиста, впоследствии оперного режиссёра А. П. Петровского; уроки танца брала у О. И. Преображенской и М. М. Фокина, занималась в школе пластики и сценической выразительности К. Л. Исаченко. По воспоминаниям Э. А. Старка, Кузнецова-Бенуа «обладала чувством формы и линии... <...> ...Каждый её сценический персонаж получал выразительную пластику, соответствующую его характеру; она умела без конца разнообразить походку и жесты, всю общую манеру себя держать, и её Виолетта ничем не напоминала Антониду, а Манон нисколько не походила на Маргариту» (Старк. 1940. С. 55).
Гастролировала в Москве (Большой театр, 1907; Опера С. И. Зимина, 1916, 1917), Петрограде (Народный дом, 1916, 1917), Харькове (1910), Одессе (1911), Киеве (1912), Берлине (1908), Париже (1908, 1910–1912, 1919), Гельсингфорсе (Хельсинки; 1906, 1910), Лондоне (1909; Русские сезоны С. П. Дягилева, 1914), Монте-Карло (1912, 1914, 1924), Ницце (1914), Нью-Йорке (1909), Чикаго (1916, 1917), Италии (1910), Испании и странах Южной Америки (1927–1933), Японии (1936).
В 1918 г. уехала во Францию, продолжала выступать как оперная и концертная певица. В 1919 г. солистка Шведской королевской оперы и Королевского театра Дании, в 1920 г. пела в театре «Ковент-Гарден». В 1922 г. в Париже организовала театр миниатюр под художественным руководством Л. С. Бакста; в 1929–1933 гг. выступала в составе организованной ею парижской частной Русской оперы, в составе которой гастролировала в Мадриде, Барселоне, Милане, Буэнос-Айресе.
Выступала как танцовщица (исполняла народные танцы), эпизодически участвовала в балетных спектаклях в Петербурге и Москве, в Театре Елисейских Полей (балет «Легенда о Иосифе» Р. Штрауса; Жена Потифара; 1-е исполнение, Русский балет Дягилева, 1914). В ряде опер, выступая в заглавных партиях, сама исполняла балетные номера (в хореографии Фокина): «Танец семи покрывал» («Саломея» Штрауса; Парижская опера, 1912), «Танец соблазна перед Антонием» («Клеопатра» Массне), «Танец розы перед поэтом Шираза» («Лейла» Э. Бамберга; обе – театр «Казино», Монте-Карло, 1914).
Оставив сцену, поселилась в Барселоне, где работала музыкальным советником местной оперы. Последние годы провела в Париже.
Записывалась на грампластинки в Петербурге («Граммофон», 1905; «Бека», 1905; «Пате», 1907), Париже («Пате», 1916, 1920), Берлине («Одеон», 1926). Среди записей: каватина Гориславы и романс Антониды («Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» Глинки), ариозо Лизы («Пиковая дама» Чайковского), романс Тамары («Демон» Рубинштейна), вальс Джульетты, баллада и ария Маргариты («Ромео и Джульетта», «Фауст» Гуно), арии Аиды и Виолетты («Аида», «Травиата» Верди), ария Эсклармонды, гавот и ария Манон («Эсклармонда», «Манон» Массне), арии Тоски, Мими, Чио-Чио-Сан («Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй» Пуччини), Жаклины («Фортунио» А. Мессаже), Ксении («Тарас Бульба» М. Самюэля-Руссо), песня Одарки («Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артемовского), романсы С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова и др.
Снималась в немых кинофильмах: «Таис» [режиссёр Н. В. Туркин (Алатров), заглавная роль, фильм не сохранился], «Хамка» (режиссёр А. В. Ивановский), «Лигерия» (режиссёр Т. А. Глебова, фильм не сохранился; все – 1918, РСФСР), «Шампи-Тортю» («Champi-Tortu», режиссёр Ж. де Баронселли; 1921, Франция, роль Жанны Шевалье).
Портреты певицы написали Н. Д. Кузнецов, А. Я. Головин, О. Э. Браз.
Первый муж – художник Альберт Альбертович Бенуа (1879–1930). Третий муж – испанский дирижёр Хосе Лассаль (1874–1932). Четвёртый муж – французский банкир и промышленник Альфред Массне (племянник композитора Ж. Массне).