Шаронов Василий Семёнович
Шаро́нов Васи́лий Семёнович [27.3(8.4).1867, деревня Ляхово, Ярославская губерния, ныне Ярославская область – 4.9.1929, по другим сведениям, 3.9.1929, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский певец (бас-баритон), заслуженный артист Республики (1925).
Родился в крестьянской семье, до 17 лет занимался земледелием. В 1888 г. пел в хоре петербургского летнего театра «Ливадия», в 1889–1894 гг. выступал на вторых ролях в петербургском Панаевском театре. В 1894 г. поступил в хор Мариинского театра, в том же году был переведён на сольные партии.
В 1894–1927 гг. солист Мариинского театра (с 1920 Государственный академический театр оперы и балета). В 1894–1897 гг. обучался пению у О. О. Палечека, теории музыки – у Г. А. Казаченко, затем совершенствовал вокальное мастерство в Италии. Среди лучших партий: Иван Хованский («Хованщина» М. П. Мусоргского), Кочубей («Мазепа» П. И. Чайковского), Владимир Красное Солнышко («Рогнеда» А. Н. Серова), Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова). Один из лучших исполнителей партий в операх Р. Вагнера в Мариинском театре: Вотан («Валькирия», «Зигфрид»), Гунтер («Гибель богов»), Глашатай («Лоэнгрин»). Э. А. Старк отмечал: «В "Валькирии" Шаронов долгое время был единственным исполнителем Вотана, пока не приобрёл дублёра в лице Касторского. Крупным сценическим дарованием Шаронов не обладал, но он тщательно вдумывался в то, что ему надлежало исполнять, не упуская из виду ни одной мелочи, постоянно стремясь придавать всякой роли более или менее надлежащий рельеф» [Старк. 1940. С. 117].
В числе других партий: Борис Годунов и Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Князь Игорь, Галицкий и Скула («Князь Игорь» А. П. Бородина), Токмаков, Мизгирь, Грязной, Старчище («Псковитянка», «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко» Римского-Корсакова), Томский и Бес («Пиковая дама» и «Черевички» Чайковского), Фигаро и Мазетто («Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» В. А. Моцарта), Троекуров, Верейский («Дубровский» Э. Ф. Направника), Гудал и Хозру («Демон» и «Фераморс» А. Г. Рубинштейна), Лепорелло («Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Нилаканта («Лакме» Л. Делиба), Абимелех («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Пизарро («Фиделио» Л. ван Бетховена), Владислав II («Далибор» Б. Сметаны), Миракль, Коппелиус, Дапертутто («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Трофимий («Принцесса Грёза» Ю. И. Блейхмана).
Первый исполнитель партий в операх «Орестея» С. И. Танеева (Ареопагит, 1915), «Франческа да Римини» Направника (Коррадо, 1902), «Сервилия» (Старик, 1902) и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (Фёдор Поярок, 1907), «Капитанская дочка» Ц. А. Кюи (Пугачёв, 1911), «Метель» А. С. Танеева (Шидасп, 1916), «Орлиный бунт» А. Ф. Пащенко (Дула), «За красный Петроград» А. П. Гладковского и Е. В. Пруссака (Комитетчик; обе – 1925).
В 1927 г. состоялся прощальный спектакль Шаронова в Мариинском театре – «Бал-маскарад» Дж. Верди с участием Н. К. Печковского (Ричард), В. Р. Сливинского (Ренато), А. И. Кобзарёвой (Амелия), О. Ф. Мшанской (Ульрика), Р. Г. Горской (Оскар) и Шаронова (Епископ).
Выступал в оперетте (на сцене Государственного академического театра комической оперы, ныне Михайловский театр) в партиях Старшины («Корневильские колокола» Р. Планкетта, 1919), Энтериха («Нищий студент» К. Миллёкера, 1920).
По воспоминаниям Э. А. Старка, голос Шаронова, «низкий баритон, очень звучный, приятного тембра, производил прекрасное впечатление, особенно в партиях, требовавших плавного пения; кантилена вообще лучше всего удавалась Шаронову» [Старк. 1940. С. 117].
В 1908–1910 и 1914 гг. участвовал в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже и Лондоне; выступал в партиях Варлаама («Борис Годунов»), Вяземского и Юшко Велебина («Псковитянка»), Японского посланника («Соловей» И. Ф. Стравинского, Париж, премьера 26 мая 1914). Принимал участие в концертах Павловского вокзала под управлением Н. В. Галкина. Исполнял сольные партии в «Песни о вещем Олеге» Римского-Корсакова [1-й исполнитель, 18(30) декабря 1899, Санкт-Петербург], «Немецком реквиеме» И. Брамса (1900). Камерный репертуар Шаронова включал произведения Рубинштейна, Направника, Чайковского, Bас. С. Калинникова, О. И. Дютша, Ф. Ф. Кёнемана, Блейхмана, Г. А. Лишина. После 1917 г. часто выступал в рабочих клубах и красноармейских частях.
Записывался на грампластинки в Санкт-Петербурге на фирмах «Э. Берлинерс Граммофон» (1900, 1901), «Граммофон» (1901, 1903), «Зонофон» (1901), «В. И. Ребиков», «Коламбия», «Бека» (1903), «Стелла», «Одеон» (1910). Среди записей: ария Князя Игоря («Князь Игорь» Бородина), воинственная песнь Олоферна («Юдифь» Серова), ариозо Кочубея и песенка Томского («Мазепа» и «Пиковая дама» Чайковского), прощание Вотана («Валькирия» Вагнера), ария Руслана («Руслан и Людмила» Глинки), ария Демона и эпиталама Виндекса («Демон» и «Нерон» Рубинштейна), куплеты Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), песнь Коррадо («Франческа да Римини» Направника), песня Добрыни («Добрыня Никитич» А. Т. Гречанинова), романсы «На старом кургане» Вас. С. Калинникова, «Новгород» Дютша, «Не искушай» Глинки (дуэт с А. М. Лабинским), «Благословляю вас, леса», «Снова, как прежде, один» Чайковского, «Пророк» Римского-Корсакова, «Моряки» К. П. Вильбоа (дуэт, с И. В. Ершовым, С. Д. Романовским и Лабинским), «Перед воеводой», «Горные вершины» (дуэт, с Романовским и Лабинским), «Азра», «Узник», «Певец» Рубинштейна, «Серенада Дон-Жуана» Направника, «Степью иду я унылою», «Ночные голоса» Гречанинова, «Ты помнишь ли?», «Уста мои молчат», «Курган» Блейхмана, «О, повтори» Л. Бадиа (дуэт, с Н. А. Большаковым, А. В. Богдановичем и Лабинским), «Поминальный день» Э. Лассена, «Я вас люблю» Ю. А. Капри, «Как король шёл на войну» Кёнемана, «Она хохотала» Лишина.
Его сын – Всеволод Васильевич Шаронов (1901–1964), астроном, профессор Ленинградского государственного университета.