Деловая этика
Делова́я э́тика (от греч. ἦθος – обычай, нрав), правила и нормы делового поведения, а также обязанности всех заинтересованных сторон при ведении бизнеса по отношению друг к другу. Эти этические правила и нормы распространяются на все аспекты деятельности организации и затрагивают отношения не только в корпоративной среде, но и за пределами компании.
Происхождение понятия «деловая этика»
Термин «этика» был введён Аристотелем для определения учения о нравственности. Основы деловой и профессиональной этики были заложены в античные времена (4 в. до н. э.). Примерами могут служить клятва Гиппократа и нормы соблюдения договорённостей при ведении торговли. Большинство норм и принципов деловой этики связано с нормами протестантизма, в частности принцип неприкосновенности частной собственности, высокая оценка инициативы и персональная ответственность. Православие способствовало становлению российских норм делового поведения. Так, деловая этика русских старообрядцев, среди которых было много успешных предпринимателей (Третьяковы, Хлудовы, Бахрушины, Морозовы, Мамонтовы, К. Т. Солдатёнков и др.), основывалась на строгом соблюдении всех договорённостей с партнёрами и высоком качестве работы.
У истоков деловой этики лежат заповеди мировых религий, учения философов о сочетании личных интересов с интересами других людей, человеческих добродетелях, роли государства в регулировании отношений между людьми, а также учения экономистов о справедливости и т. д. Большой вклад в развитие деловой этики внесли работы И. Канта (категорический императив), И. Бентама и Дж. Милля (этика утилитаризма), Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсона (права личности), Л. Н. Толстого (непротивление злу насилием), М. Вебера (компромиссный подход, этика убеждений и этика ответственности).
Среди норм, которые определяют современную деловую этику, наиболее признанными во всем мире являются соблюдение конфиденциальности, вежливость, пунктуальность, толерантность, учёт интересов партнёров, соблюдение иерархии и профессионализм.
Культура делового общения и деловой этикет
Понятие «деловая этика» связано с понятиями «культура делового общения» и «деловой этикет». Деловой человек обязан обладать культурой общения при выполнении работы. Наиболее общие требования к культуре делового общения сводятся к проявлению доброжелательности к собеседнику, заинтересованности в теме общения и уважительному поведению. Деловой этикет представляет собой комплекс норм и правил, которые используются при взаимодействии с людьми в определённом стиле и при проведении деловых переговоров. Он также регламентирует внешний вид делового человека. Различают деловой этикет следующих видов:
живого общения с клиентами, партнёрами и коллегами;
электронного общения;
телефонных звонков;
руководителя.
Деловая этика и деловой этикет – динамичные явления. Так, развитие цифровых технологий и социальных сетей способствует формированию клипового мышления, т. е. неспособности к целостному восприятию информации, трудностей при попытках сосредоточиться над объёмными материалами и т. д. Как правило, преобладание подобного мышления в корпоративной культуре приводит к изменению делового этикета, в частности норм общения в мессенджерах и социальных сетях. Например, сотрудники, которым свойственно клиповое мышление, могут быть неспособными эффективно вести деловые разговоры или последовательно рассуждать, что, в свою очередь, существенно снижает качество коммуникации.
Кодекс деловой этики
Ключевым понятием деловой этики является кодекс деловой этики – нормативный акт, как правило, локального характера, в котором отражены этические правила и нормы, обязательные для применения сотрудниками компании. Первый национальный этический кодекс «Принципы ведения бизнеса» был разработан в 1924 г. Комитетом по этике бизнеса при Торговой палате США. В нём утверждалось, что в основе бизнеса лежит доверие, происходящее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Современный международный корпоративный кодекс деловой этики призван способствовать эффективности управления ответственной компанией в рыночной экономике. При этом ответственное поведение компании соответствует четырём уровням взаимодействия с окружающей средой: соблюдение законов и норм, управление рисками, повышение деловой репутации и вклад в развитие общества. Кодекс предусматривает разработку стратегии и программы деловой этики компании, а также формулирование принципов, стандартов, процедур и ожиданий в отношении этичного поведения сотрудников.
В условиях глобализации сформировался общий для всех (независимо от особенностей национальных деловых культур) кодекс деловой этики. Американский социолог Л. Т. Хосмер (1927–2014) сформулировал 10 принципов деловой этики (Hosmer. 1995):
«Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании».
«Никогда не делай того, что не является честным, открытым и истинным, о чём можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению».
«Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, чувства того, что все мы работаем на одну общую цель».
«Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества».
«Никогда не делай того, что не ведет скорее к благу, нежели ко вреду для общества, в котором ты живешь».
«Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации».
«Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других».
«Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учётом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства».
«Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим среди нас».
«Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию».
Деловая этика играет важную роль в становлении репутации компании и представителя бизнеса. Неэтичное поведение руководителя или сотрудника несёт в себе большие репутационные риски и может привести к снижению интеллектуального капитала компании, что сказывается на её рыночной стоимости.
Корпоративная социальная ответственность
Деловая этика неразрывно связана с корпоративной социальной ответственностью (КСО). Главная идея КСО заключается в том, что бизнес берёт на себя добровольные обязательства перед обществом по моральным и этическим соображениям, а не исходя из требований закона или стремления к прибыли. Корпоративная социальная ответственность может выражаться в благотворительности, использовании экологичных технологий и т. д. Как правило, КСО включает такие направления деятельности, как здоровый образ жизни и спорт, образование и культура, поддержка детства. При этом понятие социальной ответственности бизнеса включает понятие «компенсация вреда», нанесённого компанией экологической обстановке, обществу или определённой заинтересованной стороне. Отдельным проявлением корпоративной социальной ответственности являются принципы ESG (от англ. Environmental, Social, and Corporate Governance – экологическое, социальное и корпоративное управление), ориентированные на вовлечение организации и её сотрудников в решение проблем экологии, а также социальной и корпоративной сфер.
Социальная ответственность бизнеса включает три взаимосвязанных элемента:
социальные обязательства компании перед сотрудниками, акционерами, партнёрами и обществом;
социальное реагирование на созданную бизнесом в рамках деловой активности социальную, экологическую или экономическую проблему;
обязательства предотвращать любой вред от своей деятельности.
В 21 в. ведущие компании переходят на новую модель бизнеса, включающую взаимодействие с общественностью и сотрудничество с государством. В таких компаниях возник и используется термин «корпоративное гражданство», которое проявляется в активном поиске проблем, актуальных для общества и корпоративных социальных инвестиций. При этом компания привлекает своих сотрудников к решению этих социальных проблем и добивается отдачи от своих социальных инвестиций. Корпоративное гражданство характеризует новый уровень деловой этики, предполагающей инициативу в социальных инвестициях и самоорганизованность бизнеса для решения социально значимых задач.
См. также статью Нормативная этика бизнеса.