Внутренняя среда организации
Вну́тренняя среда́ организа́ции, комплекс факторов, влияющих на конкурентную позицию и финансовые результаты компании в рамках её корпоративных границ.
При анализе внутренней среды компании выделяют роль её ресурсов, способностей и компетенций. К ресурсам компании относят материальные и нематериальные факторы, вносящие вклад в создание ценности и производство конечного продукта компании. Под материальными ресурсами обычно подразумевают те ресурсы, которые допускают непосредственное наблюдение и однозначную количественную оценку (например, участки земли, здания или технологическая оснастка). К нематериальным ресурсам относятся факторы производства, которые не могут быть непосредственно наблюдаемы и допускают только косвенную оценку (например, капитал бренда или идеи инновационно ориентированных сотрудников).
Под способностями организации понимают её возможности действовать, опираясь на совокупность материальных и нематериальных ресурсов. Другими словами, способности определяют, что именно компания может делать на рынке, чтобы укрепить или расширить свои конкурентные преимущества и достичь лучших финансовых результатов. Под компетенциями компании подразумевают действия, выполняемые организацией на уровне, который существенно превосходит возможности её отраслевых или рыночных конкурентов.
Исследование внутрифирменных ресурсов, способностей и компетенций обычно предполагает использование трёх аналитических инструментов: VRIO-, SNW- и SWOT-анализа.
VRIO-анализ исследует свойства ресурсов и способностей компании с точки зрения их соответствия четырём критериям: ценность (англ. value) – ценные с точки зрения использования возможностей или блокирования угроз во внешней среде; редкость (rarity) – редко встречающиеся в отрасли, где работает компания; неподражаемость (imitability) – не воспроизводимые конкурентами; организация (organization) – вносящие уникальный или незаменимый вклад в бизнес-модель организации.
Чем большее количество ресурсов и способностей компании отвечает перечисленным выше критериям, тем более устойчивым является конкурентное преимущество, опирающееся на данные ресурсы и способности.
SNW-анализ изучает относительную силу компетенций компании, лежащих в основе её конкурентных преимуществ. Эти компетенции могут быть сильнее (англ. stronger), чем у других компаний в отрасли, нейтральными (neutral) по отношению к другим участникам рынка или более слабыми (weaker), чем у конкурентов. Предполагается, что компания сосредоточивает свою деятельность в тех функциональных областях, в которых она демонстрирует сильные компетенции, подлежащие дальнейшему совершенствованию и развитию. В свою очередь, деятельность в функциональных областях, в которых компетенции компании являются нейтральными или слабыми, может быть возложена на аутсорсеров, т. е. фирмы-партнёры, производящие те или иные операции с лучшим качеством или с большей эффективностью, чем их могла бы выполнить сама компания-заказчик.
Наконец, SWOT-анализ изучает, в какой степени сильные и слабые (англ. strengths/weaknesses) стороны внутренней деятельности компании помогают или мешают компании воспользоваться возможностями (opportunities) или отразить угрозы (threats), возникающие во внешней среде. Оценка сильных и слабых сторон в деятельности компании опирается на анализ ресурсов, способностей и компетенций, а также на понимание того, каким образом компания может выстраивать и использовать уникальные сочетания ресурсов и способностей, которые отсутствуют у фирм-конкурентов. В свою очередь, осмысление возможностей и угроз, существующих во внешней среде, опирается на всесторонний анализ общего, отраслевого и конкурентного уровня внешнего окружения компании.
См. также статью Среда организации.