#Поведенческая экономикаПоведенческая экономикаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегПоведенческая экономикаПоведенческая экономикаНайденo 37 статейНаучные теории, концепции, гипотезы, моделиНаучные теории, концепции, гипотезы, модели Модель человека в экономикеМоде́ль челове́ка в эконо́мике, инструмент, используемый для анализа и предсказания экономического поведения, часть метода экономической науки. В основе модели лежит поведенческая гипотеза, основывающаяся на преимущественных для экономики характеристиках человеческого поведения, одной из которых является рациональность. Модель человека в экономической науке является априорной, а не индуктивной, т. е. формируется на основе предпосылок, а не фактов, и балансирует между требованиями абстрактности/операциональности и конкретности/реалистичности.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Благо ГиффенаБла́го Ги́ффена, малоценный товар, который занимает значительное место в семейном бюджете, и для которого отсутствует равнозначный товар-заменитель. Величина спроса на благо Гиффена повышается по мере роста его цены. Хрестоматийное определение блага Гиффена связано с получившими известность наблюдениями шотландского статистика и экономиста сэра Р. Гиффена (1837–1910), исследовавшего реакцию ирландских бедняков на «Великий голод» 1845–1849 гг. В тот период из-за неурожая, существенно сократившего предложение картофеля, цены на него резко выросли. Однако, поскольку картофель в бюджете беднейшего населения Ирландии занимал очень большую долю и продолжал оставаться наиболее дешёвым продуктом питания, бедняки сознательно покупали его больше, хотя цена на этот продукт стала выше.Термины Количественные исследования (в маркетинге)Коли́чественные иссле́дования, маркетинговые исследования, нацеленные на получение информации о большом количестве объектов и интерпретацию данных при помощи процедур статистического анализа. Результаты количественного исследования могут быть представлены в числовой, табличной и графической форме. Количественные исследования отвечают на вопросы «сколько», «какая доля», «какой процент» и пр. и дают обобщённые сведения обо всей генеральной совокупности исследуемых объектов. Бывают как кабинетными, так и полевыми и чаще всего проводятся в формате опросов.Термины Мотивационное управлениеМотивацио́нное управле́ние, особый тип управления, направленный на побуждение работников к трудовой активности для достижения целей организации. В рамках мотивационного управления субъект управления (управляющая система) стремится оказать воздействие на объект с целью добиться от него желательного поведения и функционирования в выбранном системой направлении. Используемые методы управления выбираются с учётом особенностей объекта, а не субъекта воздействия. В организациях 21 в. мотивационное управление, как правило, осуществляется руководителем в отношении своих подчинённых с опорой на методы непосредственной мотивации труда (подражание, заражение, внушение, убеждение и агитация), принудительной мотивации (издание указов, приказов, распоряжений и пр.) и стимулирования деятельности (моральное и материальное стимулирование), а также на основе формальных и неформальных способов управления поведением.Термины Меры Эрроу – ПраттаМе́ры Э́рроу – Пра́тта (меры отношения индивида к риску), абсолютный и относительный показатели, позволяющие оценить и сравнить отношение экономических субъектов к риску. Меры Эрроу – Пратта позволяют оценить и сравнить склонность или несклонность к риску субъектов, которые разделяются на три типа: расположенные к риску, не расположенные к риску и нейтрально относящиеся к риску. Абсолютная мера Эрроу – Пратта равна взятому с отрицательным знаком отношению второй производной функции полезности индивида по доходу к её первой производной, или взятому с обратным знаком отношению скорости убывания предельной полезности дохода к самой предельной полезности. Соответственно, этот показатель представляет собой меру локального неприятия индивидом риска или локальной склонности к страхованию от него. Относительная мера Эрроу – Пратта равна эластичности предельной полезности по доходу, взятой с обратным знаком, интерпретируется как мера локального пропорционального неприятия риска и описывает отношение индивида к рисковым проектам пропорционально его доходу. Абсолютная и относительная меры Эрроу – Пратта принимают положительные значения для не склонных к риску экономических субъектов, отрицательные – для расположенных к риску и нулевые – для нейтрально относящихся к риску субъектов. Таким образом, эти меры отражают свойства потребительских предпочтений.Научные законы, утверждения, уравнения Закон эффекта (в менеджменте)Зако́н эффе́кта в менеджменте, закон, согласно которому люди стремятся повторить и закрепить тип поведения, которое ранее вызвало положительные ощущения от его результата и избегают повторения действий, которые имели негативный эффект при попытке удовлетворить потребность. Открыт американским психологом Э. Торндайком на основе исследований поведения животных и людей. Закон эффекта заключается в том, что полезное действие, вызывающее удовольствие, закрепляется и усиливает связь между ситуацией и реакцией, а вредное, вызывающее неудовольствие, ослабляет такую связь и исчезает. Чем больше удовольствие или недовольство, тем больше усиление или ослабление связи. В менеджменте 21 в. закон эффекта нашёл отражение в бихевиористских теориях мотивации, согласно которым желательное поведение со стороны сотрудника стимулируется при помощи поощрения (вознаграждения за труд, признания и др.), а нежелательное – пресекается путём наказания (лишения премии, выговора, увольнения и т. д.).Экономисты Макфадден ДэниелМакфа́дден Дэ́ниел (род. 1937), американский экономист. В 1961 г. получил степень PhD по экономике. Президент Эконометрического общества (1985) и Американской экономической ассоциации (2005). Основополагающий вклад Макфаддена состоит в разработке им в 1974 г. т. н. условных логит-моделей. Лауреат Нобелевской премии по экономике (2000).Термины Потребительство (экономическое явление)Потреби́тельство (экономическое явление), один из характерных признаков общества потребления. Его можно определить как способ реализации потребностей путём покупки товаров, удовлетворяющих преимущественно престижные потребности приобретателя. Иногда эти товары даже не используются, т. е. приобретатель не становится потребителем в буквальном смысле слова. Термин трактуется как историческое понятие для обозначения движения по защите прав потребителей и как характеристика специфичного способа потребления; ныне в подавляющем большинстве случаев используется во втором значении. С одной стороны, потребительство соответствует новым тенденциям развития современного общества, когда приобретённые товары означают нечто большее, чем возможности их покупки, т. к. формируют новые потребности и новую ментальность, указывают на социальную принадлежность приобретателя и индивидуальные свойства его личности. Таким образом, индивидуальное потребление обеспечивает формирование социальных характеристик потребителя, а также демонстрацию его социального статуса и индивидуального образа жизни. С другой стороны, потребительство может вытеснять другие, более важные для человека и общества потребности (в самосовершенствовании, образовании и т. д.), а также вызывать психологическую зависимость от стремления постоянно удовлетворять иррациональные потребности; приводит к нерациональному использованию природных ресурсов. К формам проявления потребительства относятся вещизм, ониомания (т. е. шопингомания) и демонстративное потребление.Научные эксперименты, проекты, программы Парадокс АллеПарадо́кс Алле́, первый и один из наиболее известных примеров противоречия индивидуального выбора теории ожидаемой полезности. Представляет собой мысленный эксперимент в отношении выбора между лотереями, результаты которого опровергают предсказания теории ожидаемой полезности. Парадокс Алле относится к семейству парадоксов, иллюстрирующих систематическое нарушение прогнозов упомянутой выше теории в рамках экспериментов, т. е. её неприменимость в реальных условиях. Автор парадокса М. Алле показывает, что в действительности экономический субъект не максимизирует ожидаемую полезность, а стремится к получению гарантированного выигрыша.Термины Внутреннее вознаграждениеВну́треннее вознагражде́ние, составляющая мотивации профессиональной деятельности, при которой субъект получает удовлетворение от самого процесса работы и через труд стремится к воспроизведению этого ощущения. Является результатом действия внутренней мотивации человека, которая связана прежде всего не с целями выполняемой работы, а c содержанием и характером трудового процесса. К внутреннему вознаграждению относятся чувство удовлетворённости от выполненной работы, ощущение её содержательности и значимости, самоуважение и ощущение дружбы и взаимопомощи на работе, чувство признания собственных заслуг и др. Особенностью внутренней мотивации является невозможность прямого воздействия на неё извне. К косвенным методам влияния на силу внутренней мотивации сотрудника можно отнести повышение сложности задачи для сотрудника, помощь в избегании ощущения рутины и постановку творческих задач. 1234