Кодекс этики и служебного поведения
Ко́декс э́тики и служе́бного поведе́ния, свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, устанавливающий ценности, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие и иные лица, чья деятельность охватывается данным кодексом.
Морально-нравственные ориентиры любой социально значимой деятельности – одна из наиболее сложных категорий в праве, т. к. нормированию подлежат гибкие, подчас оценочные и неоднозначно толкуемые явления. Вместе с тем нормативное закрепление общих принципов этичного поведения в различных ситуациях выступает ключевым условием эффективности любой деятельности, подлежащей правовому регулированию. Наиболее актуален данный тезис применительно к государственной (муниципальной) службе, ценностные установки и моральные правила несения которой, с одной стороны, обеспечивают её эффективность в части установления обратной связи с обществом, а с другой – выступают основой предотвращения коррупционных и иных рисков.
В юридической литературе этические кодексы определяются как «регулятивные механизмы преобразования реального нравственного состояния госслужащих в желаемое, действующее через фиксацию принципов, ценностей и норм поведения работников госаппарата, установленных в результате обработки и систематизации информации об ожиданиях общества и требованиях, предъявляемых к ним» (Зотов. 2013. С. 11).
Также существует подход как к «системе морально-нравственных стандартов поведения особой группы людей (государственных гражданских служащих), главная задача которой – обеспечить реализацию функций государства» (Уманская. 2020. С. 161).
Попытки установления этических норм поведения восходят к философии Античности; в современном понимании нормирование поведения отдельных социальных групп российскому обществу знакомо с 18 в. – тогда появился первый неформальный свод правил для офицеров, опубликованный в 1904 г. В. М. Кульчицким (Советы молодому офицеру).
На современном этапе практика создания кодексов и сводов поведения, регулирующих морально-этические вопросы той или иной деятельности, охватывает общности различных видов: органы государственной власти (государственного управления) и местного самоуправления, образовательные и научные учреждения, коммерческие организации, общественные объединения и др. Но именно моральные аспекты деятельности государственных и муниципальных служащих урегулированы наиболее детально, что обусловлено необходимостью обеспечения качества государственного управления, эффективности социальной политики государства, укрепления доверия со стороны общественности, а также предупреждения коррупционных и иных нарушений.
Так, 23 декабря 2010 г. Советом при Президенте РФ по противодействию коррупции был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих (далее – Типовой кодекс), разработанный в соответствии с положениями Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996), Модельного кодекса поведения для государственных служащих [приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 № R (2000)10 о кодексах поведения для государственных служащих] и др.
Данный документ, с одной стороны, устанавливает общие правила поведения гражданских и муниципальных служащих, с другой – является основой для разработки соответствующих кодексов различными органами государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем ключевые положения Типового кодекса и принятых на его основе ведомственных актов в значительной степени сходны, что имеет объективные причины, однако нежелательно по самой своей сути.
Общими целями названных документов являются:
1) обеспечение управляемости в коллективе;
2) достижение и поддержание состояния бесконфликтности внутри организации;
3) формирование и поддержание привлекательного имиджа во взаимоотношениях с внешней средой;
4) мотивированная мобилизация всех ресурсов на самоотдачу коллектива для достижения целей организации;
5) исключение рисков нарушения законодательства.
Широкое разнообразие принятых кодексов всё более полно охватывает особенности поведения не только на службе, но и в повседневной жизни, в частности во время отдыха и при использовании социальных сетей. Исследователями высказывается мнение о «сверхзарегулированности отношений по противодействию коррупции», с которым нельзя согласиться, поскольку гибкие реалии регулируемых общественных отношений всё глубже проникают в цифровое пространство.
При рассмотрении сущности кодексов этики и служебного поведения возникает вопрос применения ответственности за нарушение положений таких кодексов. Анализ содержания Типового кодекса и соответствующих документов в целом позволяет прийти к выводу о достаточно общих формулировках, без конкретизации мер юридической ответственности. Также общие (декларативные) формулировки применяются и к положениям, предписывающим необходимость соблюдения норм Типового кодекса при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
Исключением является Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в ст. 41.7 которого предусматривается ряд мер дисциплинарной ответственности за совершение поступка, порочащего честь прокурорского работника (вплоть до увольнения из органов прокуратуры). Положения этического кодекса государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС РФ) также предписывают, что служащий антимонопольных органов «должен осознавать, что его систематическое нарушение не может быть совместимо с его службой» в ФАС РФ.
Также существует механизм ответственности за несоблюдение этических норм в политических партиях, многие члены которых занимают государственные должности. Так, сформулированные в 2018 г. этические принципы Всероссийской политической партии «Единая Россия» среди прочих содержат положение о том, что член партии должен «в ответ на публичные обвинения в совершении противоправных или аморальных действий публично защищать свои честь, достоинство и репутацию всеми законными средствами. В случае, если обвинения в совершении преступлений или проступков соответствуют действительности и дискредитируют партию, немедленно подавать в отставку со всех партийных должностей».
Кодексы этики и служебного поведения являются важным механизмом повышения эффективности деятельности, а также управления рисками как в управленческом смысле слова, так и с точки зрения устранения рисков нарушения действующего законодательства. Данное направление, несмотря на неизбежно общую формулировку категориального аппарата, нуждается в непрерывной адаптации к меняющимся условиям, а также дальнейшей проработке вопросов ответственности за несоблюдение данного вида нормативно-правовых актов.